Основные принципы управления стоимостью

Стоимость проекта определяется совокупностью стоимостей ресурсов проекта, стоимостями и временем выполнения работ проекта.

Управление стоимостью проекта включает в себя процессы, необходимые для обеспечения и гарантии того, что проект будет выполнен в рамках утвержденного бюджета.

Целями системы управления стоимостью (затратами) является разработка политики, процедур и методов, позволяющих осуществлять планирование и своевременный контроль затрат.

Управление стоимостью (затратами) проекта включает следующие процессы:

● оценку стоимости проекта;

● бюджетирование проекта, т.е. установление целевых показателей затрат на реализацию проекта;

● контроль стоимости проекта, постоянной оценки фактических затрат, сравнения с ранее запланированными в бюджете и выработки мероприятий корректирующего и предупреждающего характера.

Основным документом, с помощью которого осуществляется управление стоимостью проекта, является бюджет. Бюджетом называется директивный документ, представляющий собой реестр планируемых расходов и доходов с распределением по статьям на соответствующий период времени. Бюджет является документом, определяющим ресурсные ограничения проекта, поэтому при управлении стоимостью на первый план выходит затратная его составляющая, которую принято называть сметой проекта.

Смета проекта – документ, содержащий обоснование и расчет стоимости проекта, обычно на основе объемов работ проекта, требуемых ресурсов и цен.

Оценка стоимости проекта

В зависимости от этапа жизненного цикла проекта и целей оценки применяют различные виды и методы оценки стоимости проекта. Исходя из целей оценок, разной бывает и точность таких оценок.

Стоимость проекта определяется ресурсами, необходимыми для выполнения работ, в том числе:

● оборудование (покупка, взятие в аренду, лизинг);

● приспособления, устройства и производственные мощности;

● рабочий труд (штатные сотрудники, нанятые по контракту);

● расходные товары (канцелярские принадлежности и т.д.);

● материалы;

● обучение, семинары, конференции;

● субконтракты;

● перевозки и т.д.

Все затраты можно классифицировать как:

● прямые и накладные расходы;

● повторяющиеся и единовременные. Например, ежемесячные платежи за использование ● производственных мощностей – повторяющиеся затраты, закупка комплекта оборудования – единовременные затраты;

● постоянные и переменные по признаку зависимости от объема работ;

● плату за сверхурочное рабочее время.

Оценка стоимости проекта, по сути, является оценкой всех затрат, необходимых для успешной и полной реализации проекта.

Различают три вида затрат, в том числе:

● обязательства;

● бюджетные затраты (сметная стоимость работ, распределенная во времени);

● фактические затраты (отток денежной наличности).

Бюджетирование проекта

Под бюджетированием понимается определение стоимостных значений, выполняемых в рамках проекта работ и проекта в целом, процесс формирования бюджета проекта, содержащего установленное (утвержденное) распределение затрат по видам работ, статьям затрат, по времени выполнения работ, по центрам затрат или по иной структуре.

Бюджетирование является планированием стоимости, т.е. определением плана затрат: когда, сколько и за что будут выплачиваться денежные средства.

В зависимости от стадии жизненного цикла проекта бюджеты могут быть:

● предварительные (оценочные);

● утвержденные (официальные);

● текущие (корректируемые);

● фактические.

Особого внимания заслуживают сметы, представляющие собой бюджеты расходов. Сметная документация является важной составляющей бюджетной документации в крупных инвестиционных проектах.

Наши рекомендации