Основные принципы управления стоимостью проекта

Стоимость проекта определяется совокупностью стоимостей ресурсов проекта, стоимостями и временем выполнения работ проекта. Для строительных проектов определяется стоимость строительства, которая представляет собой часть стоимости проекта, в которую входят денежные средства, необходимые для капитального строительства. Оценка всех затрат по проекту эквивалентна оценке общей стоимости проекта.

Управление стоимостью проекта включает в себя процессы, необходимые для обеспечения и гарантии того, что проект будет выполнен в рамках утвержденного бюджета. В контексте настоящей главы управление стоимостью и управление затратами практически являются тождественными понятиями. Целями системы управления стоимостью (затратами) является разработка политики, процедур и методов, позволяющих осуществлять планирование и своевременный контроль затрат.

Управление стоимостью (затратами) проекта включает в себя следующие процессы:

- оценку стоимости проекта;

- бюджетирование проекта, т. е. установление целевых пока­зателей затрат на реализацию проекта;

- контроль стоимости (затрат) проекта, постоянной оценки фактических затрат, сравнения с ранее запланированными в бюджете и выработки мероприятий корректирующего и предупреждающего характера.

Основным документом, с помощью которого осуществляется управление стоимостью проекта, является бюджет. Бюджетом называется директивный документ, представляющий собой реестр планируемых расходов и доходов с распределением по статьям на соответствующий период времени. Бюджет является документом, определяющим ресурсные ограничения проекта, поэтому при управлении стоимостью на первый план выходит затратная его составляющая, которую принято называть сметой проекта.

Смета проекта- документ, содержащий обоснование и расчет стоимости проекта (контракта), обычно на основе объемов работ проекта, требуемых ресурсов и цен.

Одним из способов, позволяющих управлять затратами проекта, является использование структуры счетов затрат (планов счетов). Для выполнения работ требуются ресурсы, которые могут выражаться как в труде рабочих, материалах, оборудовании, так и в виде позиций денежных затрат, когда нет необходимости или возможности знать, какие конкретно ресурсы их составляют. На стадии формирования бюджета работы все ресурсы, привлекаемые для ее выполнения, списываются на различные статьи затрат.

Так как структура счетов затрат разрабатывается по принципам декомпозиции, то путем агрегирования информации со счетов нижних уровней структуры можно получить данные о затратах на требуемом уровне детализации, вплоть до верхнего, характеризующего бюджет проекта.

При выполнении работ проекта фактическая информация о затратах также учитывается на соответствующих счетах затрат, что позволяет на соответствующих уровнях детализации проводить сравнение запланированных затрат (бюджетных) с фактическими.

Управление стоимостью осуществляется на протяжении всего жизненного цикла проекта, при этом, естественно, процессы управления реализуются по-разному на различных этапах проектного цикла. Это находит отражение в современной концепции управления стоимостью проекта - управления стоимостью на протяжении проекта (life-cycle costing — LCC)

Распределение стоимости проекта в течение его жизненного цикла неравномерно и обычно имеет структуру, представленную на рис.1. Как видно, основная часть стоимости возникает на фазе реализации проекта. Но следует отметить, что основные решения, обусловливающие показатели стоимости проекта, принимаются на предынвестиционной фазе проекта. Таким образом, возможность управления стоимостью проекта также распределяется неравномерно на протяжении всего его жизненного цикла.

ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРОЕКТА

В зависимости от этапа жизненного цикла проекта и целей оценки применяют различные виды и методы оценки стоимости проекта. Исходя из целей оценок, разной бывает и точность таких оценок.

В табл. 1 представлены различные виды оценок стоимости проекта с указанием цели оценок и их точности. Чтобы оценить стоимость проекта, требуется знать стоимость составляющих проект ресурсов, время выполнения работ и стоимость этих работ. Таким образом, оценка стоимости начинается с определения структуры ресурсов и работ проекта. Данные задачи решаются в рамках планирования проекта (гл. 13), а в модуль оценки стоимости должны по­ступать результаты выполнения этого процесса.

Стоимость проекта определяется ресурсами, необходимыми для выполнения работ, в том числе:

*оборудование (покупка, взятие в аренду, лизинг);

*приспособления, устройства и производственные мощности;

*рабочий труд (штатные сотрудники, нанятые по контракту);

*расходные товары (канцелярские принадлежности и т. д.);

*материалы;

*обучение, семинары, конференции;

*субконтракты;

*перевозки и т. д.

основные принципы управления стоимостью проекта - student2.ru

Время

Рис. 1. Распределение стоимости проекта в течение его жизненного цикла

Все затраты можно классифицировать как:

* прямые и накладные расходы;

* повторяющиеся и единовременные. Например, ежемесячные платежи за использование производственных мощностей — повторяющиеся затраты, закупка комплекта оборудования - единовременные затраты;

* постоянные и переменные по признаку зависимости от объема работ;

* плату за сверхурочное рабочее время.

Структура стоимости проекта в разрезе статей затрат обычно базируется на структуре плана счетов проекта, представляющего собой декомпозицию затрат от самого верхнего уровня стоимости всего проекта до нижнего уровня стоимости одной единицы ресурсов. Для конкретного проекта выбирается свой план счетов или семейство таковых. В качестве базовых вариантов могут использоваться российские бухгалтерские планы счетов, международные бухгалтерские планы счетов, планы счетов управленческого учета.

Таблица 1 Виды оценок стоимости проекта

Стадия проекта Вид оценки Цель оценок Погрешность, %
Концепция проекта Предварительная Оценка жизнеспособности/ реализуемости проекта Оценка жизнеспособности/ финансовой реализуемости проекта 25-40
Обоснование инвестиций Факторная Укрупненный расчет стоимости/ предварительная смета Сопоставление планируемых затрат с бюджетными ограничениями, основа для формирования предварительного бюджета 20-30
Технико-экономическое обоснование Приближенная Сметно-финансовый расчет Принятие окончательного инвестиционного решения, финансирование проекта. Проведение переговоров И тендеров, основа для форми­рования уточненного бюджета 15-20
Тендеры, переговоры и контракты            
Разработка рабочей документации Окончательная Сметная документация Основа для расчетов и для управления стоимостью проекта 3-5
Реализация проекта Фактическая По уже реализо­ванным работам Оценка стоимости уже произведенных работ
Прогнозная По предстоящим работа Оценка стоимости работ, предстоящих к реализации 3-5
Сдача в эксплуатацию Фактическая  
    Прогнозная   3-5
Эксплуатация Фактическая  
    Прогнозная   3-5
Завершение проекта Фактическая Полная оценка стоимости проекта

Техника оценки затрат проекта состоит из 13 шагов. Они могут различаться в зависимости от проекта и включают в общем случае следующие:

1. Определение потребностей работы в ресурсах.

2. Разработку сетевой модели.

3. Разработку структуры разбиения работ .

4. Оценку затрат в разрезе структуры разбиения работ,

5. Обсуждение СРР (структура разбиения работ) с каждым из функциональных управляющих.

6. Выработку основного направления действий.

7. Оценку затрат для каждого элемента СРР.

8. Согласование базовых затрат с высшим уровнем управления

9. Обсуждение с функциональными управляющими потребности в персонале.

10. Разработку схемы линейной ответственности.

11. Разработку детальных графиков.

12. Формирование суммарного отчета по затратам.

13. Включение результатов оценки затрат в документы проекта.

Оценка стоимости проекта по сути является оценкой всех затрат, необходимых для успешной и полной реализации проекта. Эти затраты могут иметь различные представления, окрашенные различными экономическими смыслами. При этом различия между такими представлениями подчас бывают весьма тонкими.

Различают три вида затрат:

*обязательства;

* бюджетные затраты (сметная стоимость работ, распределенная во времени);

* фактические затраты (отток денежной наличности). Обязательства возникают, например, при заказе каких-либо товаров или услуг заблаговременно до момента их использования в проекте. В результате выставляются счета, оплата по которым может производиться либо в момент готовности товаров к поставке, либо в момент его получения, либо согласно приня­той в организации политики оплат. В любом случае при заказе бюджет уменьшается на сумму этого заказа. В ряде случаев она не учитывается до момента получения счета, что некорректно отра­жает текущее состояние бюджета. В связи с этим возникает потребность в системе планирования и учета обязательств проекта, Кроме выполнения своих основных функций, данная система позволит прогнозировать будущие выплаты.

Бюджетные затраты характеризуют расходы, планируемые при производстве работ.

Фактические затраты отражают расходы, возникающие при выполнении работ проекта, либо в момент выплаты денежных средств.

Реальное соотношение этих видов затрат зависит от нескольких факторов, включающих в себя:

* соотношение между объемами трудовых ресурсов, матери­алов и субконтрактов в проекте;

* политику оплаты счетов в организации;

* период поставки основного оборудования;

* график выполнения работ по субконтрактам;

* влияние графика работ на то, когда и каким образом будут списываться затраты рабочих при поставке оборудования.

Понимание разницы между описанными «выражениями» затрат позволит эффективно управлять общими расходами проекта.

Исходя из структуры жизненного цикла проекта его стоимость включает в себя следующие составляющие:

- стоимость исследований и разработок: проведение предынвестиционных исследований, анализ затрат и выгод, системный анализ, детальное проектирование и разработка опытных образцов продукции, предварительная оценка продукции проекта, разработка проектной и другой документации на продукцию;

- затраты на производство: производство, сборка и тестирование продукции проекта, поддержание производственных мощностей, материально-техническое обеспечение, обучение персонала и пр.;

- затраты на строительство: производственные и административные помещения (строительство новых или реконструкция старых);

- текущие затраты: заработная плата, материалы и полуфаб­рикаты, транспортировка, управление информацией, кон­троль качества и пр.;

- снятие продукции с производства: затраты на переобору­дование производственных мощностей, утилизация остат­ков.

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

Под бюджетированием понимается определение стоимостных значений выполняемых в рамках проекта работ и проекта в целом, процесс формирования бюджета проекта, содержавшего установленное (утвержденное) распределение затрат по видам работ, статьям затрат, по времени выполнения работ, по центрам затрат или по иной структуре. Структура бюджета определяется планом счетов стоимостного учета конкретного (проекта. Бюджет может быть сформирован как в рамках традиционного бухгалтерского плана счетов, так и с использованием специально разработанного плана счетов управленческого учета. Практика показывает, что в большинстве случаев бухгалтерского плана счетов бывает недостаточно. Для каждого конкретного проекта требуется учет определенной специфики К точки зрения управления стоимостью, поэтому каждый проект должен иметь свой уникальный план счетов, но который базируется на установившихся показателях управленческого учета.

На различных фазах и стадиях проекта разрабатываются различные виды бюджетов. Точность и назначение этих видов бюджетов приведены в табл. 2. Бюджетирование является планированием стоимости, т. е. определением плана затрат: когда, сколько и за что будут выплачиваться денежные средства.

Бюджет может составляться в виде:

1) календарных план-графиков затрат,

2) матрицы распределения расходов,

3) столбчатых диаграмм затрат,

4) столбчатых диаграмм кумулятивных (нарастающим итогом) затрат,

5) линейных диаграмм распределенных во времени кумулятивных затрат

6) круговых диаграмм структуры расходов и пр.

Таблица 2

Виды бюджетов

Стадия проекта Вид бюджета Назначение бюджета Погрешность, %
Концепция проекта Бюджетные ожидания Предварительное планирование платежей и потребности в финансах 25-40
Обоснование инвестиций Предваритель­ный бюджет Обоснование статей затрат, обоснование и планирова­ние привлечения и исполь­зования финансовых средств 15-20
Технико-экономическое обоснование            
Тендеры, переговоры и контракты Уточненный бюджет Планирование расчетов с подрядчиками и поставщиками 8-10
Разработка рабочей документации Окончательный бюджет Директивное ограничение использования ресурсов 5-8
Реализация проекта Фактический бюджет Управление стоимостью (учет и контроль) 0-5
Сдача в эксплуатацию            
Эксплуатация            
Завершение проекта            

Форма представления бюджетов зависит от:

- потребителя документа;

- цели создания документа;

- сложившихся стандартов;

- интересующей информации.

В зависимости от стадии жизненного цикла проекта бюджеты могут быть:

- предварительными (оценочными);

- утвержденными (официальными);

- текущими (корректируемыми);

- фактическими.

После проведения технико-экономических исследований (гл.4) составляются предварительные бюджеты, которые носят в большей степени оценочный, нежели директивный характер. Такие бюджеты подвергаются согласованию со всеми заинтересованными лицами и в конечном итоге утверждаются руководителем проекта или другим лицом, принимающим решение. После того, как бюджет обрел официальный статус, он становится эталоном, по отношению к которому происходит сравнение фактических ре­зультатов. В ходе реализации проекта возникают отклонения от ранее запланированных показателей, что должно своевременно Отражаться в текущих бюджетах. И по завершении всех работ в качестве итогового документа создается фактический бюджет, котором отражаются реальные цифры.

Особого внимания заслуживают сметы, представляющие собой бюджеты расходов. Сметная документация является важной вставляющей бюджетной документации в крупных инвестиционных проект

Наши рекомендации