Договор розничной купли-продажи 5 страница

В отличие от того, как формулируют правила об исполнении обязательства в натуре ст. 396 и 505 ГК, в п. 3 ст. 13 Закона данное правило сформулировано императивно ко всем и всяким нарушениям прав потребителей. Таким образом, п. 3 ст. 13 Закона дополняет правило ст. 505 ГК.

В отличие от общего правила об ответственности за вину и в последовательное развитие общего правила об ответственности независимо от вины лица, нарушившего обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности (см. соответственно п. 1 и 3 ст. 401 ГК), правило п. 4 ст. 13 Закона освобождает от ответственности изготовителя (продавца, уполномоченных лиц, импортера), если нарушение обязательства произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным (специальным) основаниям, предусмотренным законом.

Согласно правилам п. 5 и 6 ст. 13 Закона, неизвестным ГК, требования потребителя об уплате законной или договорной неустойки подлежат добровольному удовлетворению. За несоблюдение добровольного порядка удовлетворения установленных законом требований потребителя соответствующие ответчики несут особую ответственность в виде штрафа в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

5. Согласно ст. 14 Закона о защите прав потребителей, в основном повторяющей аналогичные правила § 3 гл. 59 ГК (которые сами носят специальный - потребительский - характер - см. ч. 2 ст. 1095 ГК), вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего, причем независимо от наличия между ними договорных отношений. Правила ст. 15 Закона о защите прав потребителей, посвященные компенсации (потребителю) морального вреда, также повторяют правила ст. 151, 1099, 1101 ГК, а их присутствие в Законе - лишний раз подчеркивает возможность и необходимость компенсации морального вреда в потребительской сфере.

6. Оригинальны правила ст. 16 и 17 Закона о защите прав потребителей. Так, ст. 16 Закона:

закрепляет примат норм права, посвященных правам потребителей, ограничивая принцип свободы договора (см. п. 1);

запрещает навязывать приобретение товаров, обеспечивая свободу выбора (см. абз. 1 п. 2);

при удовлетворении требований, связанных с недостатками гарантийного товара, запрещает навязывать условия, не связанные с его недостатками, обеспечивая свободу выбора и применения санкций при покупке товара с недостатками (см. абз. 2 п. 2);

требует от продавца согласования с потребителем всякого дополнительного действия в отношении товара, совершаемого за дополнительную плату (см. п. 3).

Статья 17 Закона и вовсе посвящена процессуальным вопросам судебной защиты прав потребителей, из чего следует, что Закон - комплексный акт, не имеющий определенной отраслевой принадлежности.

7. В ст. 503 ГК предусмотрены права покупателя при продаже ему некачественного товара. В Законе о защите прав потребителей их повторяет ст. 18, а последующие ст. 19-23 (аналогов которым в ГК нет) расшифровывают механизм реализации данных прав.

8. Наконец, ГК помимо Закона о защите прав потребителей дополняют и другие акты, принятые в соответствии с данным Законом*(48).

Особенности правового регулирования отношений розничной купли-продажи. Особая сфера розничной купли-продажи и тот контраст, который существует здесь между продавцом, извлекающим прибыль из массовых сделок купли-продажи, и покупателем, удовлетворяющим свои некоммерческие потребности, сопряжены с существованием ряда обязанностей (на стороне продавца) и прав (на стороне покупателя), которые как раз и уравнивают этих полярных участников гражданского оборота.

1. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, содержание которой и способы ее предоставления должны соответствовать требованиям законодательства и обычным требованиям розничной торговли. Со своей стороны покупатель вправе по общему правилу (если иное не следует из характера товара и не противоречит правилам розничной торговли) до заключения договора осмотреть товар и потребовать проверки его свойств (демонстрации использования). Если продавец не предоставляет покупателю возможности незамедлительного получения информации о товаре (в том числе наглядно-визуальной), это равносильно необоснованному его уклонению от заключения договора и дает покупателю право на возмещение убытков, а если договор уже заключен - на отказ от его исполнения в разумный срок, на возврат уплаченной покупной цены и на возмещение иных убытков (см. п. 1-3 ст. 495 ГК).

Продавец, не исполнивший свою информационную обязанность, отвечает перед покупателем за недостатки товара, возникшие после его передачи, если покупатель докажет, что причиной недостатков стало отсутствие у него необходимой информации (ср. ст. 476 и п. 4 ст. 495 ГК). Неисполнение информационной обязанности при продаже товаров с использованием автоматов (в части информации о необходимых действиях для получения товара) может стать препятствием для заключения договора (см. п. 1, 2 ст. 498 ГК).

Особо тщательно вопросы информационного обеспечения регулирует Закон о защите прав потребителей. Прежде всего потребители имеют право на просвещение в области защиты своих прав, обеспечиваемом на уровне государственных образовательных стандартов и общеобразовательных и профессиональных программ, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о действиях по защите этих прав (см. ст. 3). В числе конкретных информационных прав потребителей - право на необходимую и достоверную, а также наглядную и доступную информацию о продавце (см. ст. 8, 9, 11) и товаре (см. ст. 8, 10).

Первая информация должна содержать:

наименование (в том числе фирму);

адрес;

режим работы продавца (а если продавцом является индивидуальный предприниматель - сведения о его государственной регистрации и регистрирующем органе), а в соответствующих случаях также

сведения о лицензируемой деятельности, лицензии и выдавшем ее органе (включая места временной торговли, в том числе ярмарки, лотки и т.п.).

Вторая информация должна содержать:

наименование технического регламента (или иное согласно законодательству о техническом регулировании обозначение);

основные потребительские свойства товаров (для продуктов питания - состав, пищевая ценность, назначение, условия применения и хранения, способы изготовления готовых блюд, вес (объем), дата и место изготовления и упаковки, а также противопоказания при отдельных заболеваниях*(49));

цену в рублях и условия приобретения товаров;

правила и условия эффективного и безопасного их использования;

гарантийный срок (при его наличии);

сроки службы или годности, а также сведения о необходимых действиях потребителя по их истечении и возможных последствиях при невыполнении таких действий (если по истечении срока товары представляют опасность для потребителя или становятся непригодными);

адрес и наименование (в том числе фирмы) изготовителя, продавца, уполномоченных ими лиц (организации или индивидуального предпринимателя), импортера;

сведения о соответствии товара обязательным требованиям безопасности (в соответствующих случаях);

сведения о том, что товар был в эксплуатации и в ремонте (в соответствующих случаях);

сведения о правилах продажи товаров.

Регламентируя ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре, Закон о защите прав потребителей воспроизводит положения ГК (ср. п. 1, 2 ст. 12 Закона и п. 3, 4 ст. 495 ГК) и дополняет их (см. п. 3, 4 ст. 12 Закона). Так, если из-за непредоставления продавцом полной и достоверной информации о товаре потребителю причинен вред, он вправе потребовать полного его возмещения, в том числе полного возмещения убытков, причиненных находящимся в собственности (владении) потребителя природным объектам. Продавец освобождается от ответственности, доказав, что вред возник из-за других (т.е. неинформационных) причин - непреодолимой силы или нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара (см. п. 3 ст. 12, а также ст. 14 Закона). Требования потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной (неполной) информацией о товаре, связаны с презумпцией его некомпетентности - т.е. отсутствием у него специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (см. п. 4 ст. 12 Закона). Если вдруг продавцу удастся эту презумпцию опровергнуть, он должен быть освобожден от возмещения убытков на том основании, что их причина - нарушение компетентным потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (см. п. 5 ст. 14 Закона).

2. Покупатель по общему правилу обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора (см. п. 1 ст. 500 ГК). Закон не говорит прямо о праве покупателя отказаться от исполнения договора, заключенного на условиях предоплаты, но он: a) не закрепляет на этот счет никаких санкций; б) устанавливает, что невнесение покупателем в установленный срок предоплаты по общему правилу (если иное не предусмотрено договором) признается отказом от исполнения договора (см. п. 2 ст. 500 ГК). Есть, однако, случаи, когда о праве покупателя на отказ от исполнения договора говорится прямо. Так, покупатель товара по образцу вправе всякий раз до передачи ему товара отказаться от исполнения договора, возместив продавцу необходимые расходы, понесенные им в связи с исполнением договора (см. п. 3 ст. 497 ГК). Потребитель, заключивший договор дистанционным способом, вправе отказаться от товара: в любое время (до его передачи); в течение 7 дней (после передачи); в течение 3 месяцев с момента передачи (если он не получил письменную информацию о порядке и сроках возврата товара).

Условия реализации потребителем данного права следующие:

товар должен сохранить товарный вид и потребительские свойства и

товар не должен быть рассчитан на использование исключительно конкретным потребителем;

потребитель должен располагать доказательствами факта и условий его приобретения (причем не обязательно письменными).

В течение 10 дней с момента заявления потребителем требования продавец должен вернуть ему уплаченные деньги за минусом расходов по обратной (от потребителя) доставке товара (см. п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).

Если же по договору розничной купли-продажи товар продается в кредит (в том числе в рассрочку), то покупатель свободен при нарушении обязанности по оплате товара от уплаты продавцу процентов годовых (ср. с п. 4 ст. 488 ГК). Он вправе оплатить товар в любое время в пределах периода рассрочки (см. п. 3 ст. 500 ГК).

3. Покупатель имеет право на обмен купленного им товара (см. ст. 502 ГК; ст. 25 Закона о защите прав потребителей). Реализация данного права, оригинального для розничной купли-продажи, сопряжена с необходимостью соблюдения ряда условий и требований в отношении как обмениваемого товара, так и к покупателю (потребителю). Так, товар должен быть: a) непродовольственным (на продовольственные товары право на обмен не распространяется); б) качественным (иначе - см. ст. 503 ГК). Поводом для обмена должны быть различные причины, не связанные с качеством товара (размер, форма, габариты, фасон, расцветка, комплектация), не удовлетворяющие покупателя. Товар должен сохранить свои потребительские свойства и не должен входить в список товаров, не подлежащих обмену (возврату)*(50).

В свою очередь покупатель может реализовать это право: в месте покупки товара; в 14-дневный срок с момента его передачи (или в иных местах и (или) в более длительный срок, объявленный продавцом), если он, во-первых, не использовал (не употреблял) товар и, во-вторых, располагает доказательствами его приобретения у данного продавца. При обмене купленного товара (согласно указанным условиям и требованиям) на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации производится необходимый перерасчет в цене (т.е. покупатель доплачивает за более дорогой товар, а за более дешевый - получает от продавца разницу в цене). Если же продавец не располагает необходимым для обмена товаром, покупатель вместо обмена вправе вернуть товар и получить назад уплаченную денежную сумму. Таким образом, всякий раз, когда продавец окажется неспособным удовлетворить просьбу покупателя об обмене товара, покупатель получает право на односторонний отказ от заключенного и исполненного договора розничной купли-продажи.

4. Согласно правилам § 3 гл. 59 ГК всякий вред, причиненный покупателю в результате конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, а также вследствие недостоверной или неполной информации о товаре, подлежит возмещению по выбору потерпевшего продавцом или изготовителем независимо от их вины и от наличия договорных отношений. Данный вред подлежит возмещению, если возник в течение срока годности или службы товара (а если эти сроки не установлены - в течение 10 лет со дня производства товара), а в некоторых случаях (если данные сроки в нарушение закона не были установлены либо покупатель не был предупрежден о необходимых действиях по их истечении и возможных последствиях при невыполнении данных действий, либо ему не была предоставлена полная и достоверная информация о товаре) - независимо от их истечения. Продавец (изготовитель) освобождается от ответственности, доказав, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения. Закон о защите прав потребителей (см. ст. 14 ГК) в основном воспроизводит эти правила, хотя очевидны как дополнения ГК (см. п. 4 ст. 14 Закона), так и расхождения между ГК и Законом (ср. ст. 1097 ГК и п. 3 ст. 14 Закона)*(51).

5. Поскольку § 2 гл. 30 ГК не регулирует вопросы качества товара специально, при решении этого вопроса следует обращаться к общим правилам ст. 469 ГК, которым соответствуют правила ст. 4 Закона о защите прав потребителей. Особо в § 2 гл. 30 ГК урегулированы лишь последствия продажи некачественного товара. При покупке некачественного товара покупатель вправе по своему выбору потребовать: a) его замены; б) соразмерного уменьшения покупной цены; в) незамедлительного безвозмездного устранения недостатков; г) возмещения расходов на устранение недостатков; д) отказаться от исполнения договора и потребовать возврата покупной цены. Как видно, смысл и характер требований ничем не отличается от тех, которые предусмотрены в Общих положениях о договоре купли-продажи (ср. ст. 475 и 503 ГК). Различия между ст. 475 и 503 ГК состоят в следующем:

розничный покупатель вправе предъявить данные требования вне зависимости от существенности или несущественности недостатка товара (этот вопрос имеет значение только в отношении технически сложных или дорогостоящих товаров и только в случае требования об их замене);

иногда выбор розничным покупателем санкции предопределен особенностью самого товара (технически сложный или дорогостоящий товар может быть заменен только при существенных недостатках, а товары, свойства которых не позволяют устранить недостаток, в том числе продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п., исключают требования об устранении недостатка или возмещении расходов на его устранение);

выполнение продавцом отдельных требований розничного покупателя должно быть более оперативным (требование о безвозмездном устранении недостатка должно выполняться незамедлительно, а не в разумный срок, как того требует ст. 475 ГК);

право розничного покупателя на отказ от договора (т.е. на возврат товара и получение покупной цены) является универсальным и может быть применено во всяком случае (в том числе независимо от особенностей товара);

правила ст. 503 ГК дают розничному покупателю некоторые дополнительные преимущества (возврат товара при отказе от договора осуществляется за счет продавца, при этом покупатель не обязан возмещать продавцу сумму, на которую понизилась стоимость товара при его возврате из-за полного или частичного его использования, потери товарного вида или других подобных обстоятельств).

Закон о защите прав потребителей (ст. 18) в основном воспроизводит правила ст. 476 и 503 ГК. В числе важных дополнений - следующее. Потребитель адресует по своему выбору любое из указанных требований продавцу (в том числе уполномоченному им лицу - организации или гражданину-предпринимателю), однако требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов на их исправление, а также замены товара он может адресовать также изготовителю, уполномоченным им лицам, импортеру, либо вместо этих требований он вправе возвратить изготовителю некачественный товар и потребовать возврата денег. Поэтому потребитель, приобретший некачественный товар, имеет право на выбор требования, а также ответчика, которым может быть не только продавец, но по некоторым требованиям и другие лица (изготовитель и импортер)*(52). Независимо от избранного требования и адресата потребитель вправе также (т.е. дополнительно) потребовать возмещения убытков, причиненных ему в результате продажи некачественного товара. Эффективность отдельных требований могут блокировать объективные обстоятельства. Так, замена товара невозможна, если товар снят с производства (прекращены его поставки и т.п.), поэтому обязательство по замене прекращается по ст. 416 ГК, а потребитель вправе избрать другой способ защиты. Суд же (если решение о замене уже вынесено) должен решить вопрос об изменении способа исполнения решения (см. п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7).

Правила о сроках предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара совпадают с аналогичными правилами ГК (ср. п. 1, 3, 5 ст. 19 Закона о защите прав потребителей и п. 2-5 ст. 477 ГК). Важным дополнением является неизвестное Гражданскому кодексу правило п. 6 ст. 19 Закона. Оно касается только существенных недостатков и прежде всего требования о безвозмездном их устранении; может быть предъявлено только к изготовителю (уполномоченным им лицам, импортеру). Потребитель, заявляя данное требование, должен доказать, что существенный недостаток возник до передачи товара (по причинам, возникшим до этого момента). Потребитель может предъявить данное требование, если обнаружил существенный недостаток по истечении 2 лет со дня передачи товара и в течение установленного на товар срока службы (а если он не установлен - в течение 10 лет со дня передачи товара). И только если требование о безвозмездном устранении недостатка не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления или если недостаток является неустранимым, потребитель вправе прибегнуть к другим требованиям: о возмещении расходов на исправление недостатка самим потребителем или третьим лицом; о замене на товар аналогичной марки (модели, артикула); о возврате товара в обмен на уплаченную денежную сумму.

Требования потребителя, которые он может предъявить в случае приобретения некачественного товара согласно ст. 18 Закона о защите прав потребителей, конкретизируются в последующих правилах данного Закона.

Требование к продавцу или изготовителю (уполномоченным ими лицам, импортеру):

об устранении недостатков должно быть удовлетворено в срок, определенный в письменном соглашении сторон, в противном случае незамедлительно, если речь идет о товаре длительного пользования (кроме отдельных товаров по списку Правительства РФ*(53)) продавец или изготовитель (уполномоченные ими лица) должны безвозмездно предоставить во временное пользование в течение 3 дней и на весь период ремонта аналогичный товар и обеспечить его доставку за свой счет. На весь период ремонта (с момента обращения потребителя с требованием о ремонте и до выдачи ему товара) на товар продлевается гарантийный срок, а при замене комплектующих, на которые установлен гарантийный срок, на новые комплектующие устанавливаются по общему правилу (если иное не предусмотрено договором) гарантийные сроки той же продолжительности, которые начинают течь с момента выдачи товара из ремонта (см. ст. 20 Закона). Ремонт гарантийного товара (кем бы он ни осуществлялся) поглощается договором купли-продажи (данного товара), поэтому при выполнении гарантийного ремонта договор на его выполнение (подряда) не заключается. Ремонт и обслуживание товара за пределами действия гарантии (даже если у товара ремонтируется гарантийная деталь или узел, которые сами по себе не были предметом договора купли-продажи) квалифицируются и регулируются самостоятельно (см. п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7);

о замене товара должно быть удовлетворено со дня предъявления такого требования: a) в 7-дневный срок (по общему правилу): б) в течение 20 дней (при необходимости дополнительной проверки качества товара); в) в течение 1 месяца (при отсутствии необходимого для замены товара); г) в иной срок согласно закону (например, в районах Крайнего Севера при отсутствии необходимого товара замена производится в срок, необходимый для очередной его доставки). Если для замены товара длительного пользования требуется более 7 дней, то по общему правилу (кроме отдельных товаров по списку Правительства РФ*(54)) продавец или изготовитель (уполномоченные ими лица) должны безвозмездно предоставить во временное пользование в течение 3 дней и на весь период замены аналогичный товар и обеспечить его доставку за свой счет. При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара (ст. 21 Закона);

о соразмерном уменьшении цены; возмещении расходов на устранение недостатков товара самим потребителем или третьим лицом; возврате уплаченных денег; возмещении убытков, причиненных потребителю в результате продажи некачественных товаров, подлежат удовлетворению в течение 10 дней со дня их предъявления (ст. 22 Закона).

Всякие нарушения установленных законом сроков, связанных с требованием потребителя по поводу недостатков товара: a) влекут для тех лиц, к которым он с соответствующим требованием обратился (т.е. для продавца, изготовителя, уполномоченных ими лиц, импортера) ответственность в виде неустойки в размере 1% цены товара за каждый день просрочки удовлетворения требования; б) самому потребителю дают право на замену требования (ст. 23 Закона).

6. Требованиям розничного покупателя к продавцу в случае приобретения товара ненадлежащего качества нередко сопутствуют вопросы о возмещении разницы в цене (см. ст. 504 ГК).

При замене некачественного товара на качественный розничный покупатель не обязан возмещать разницу между договорной ценой товара и ценой товара в момент его замены (или вынесения судом решения о замене) (см. п. 1). Однако если замена производится на аналогичный товар другого размера, фасона, сорта и т.п., соответствующая разница в цене на момент замены товара подлежит возмещению, причем как продавцом (если новый товар дешевле), так и покупателем (если новый товар дороже). При возникновении спора между продавцом и покупателем цены на заменяемый и новый товар (и разница между ними) определяются на момент вынесения судом решения о замене. И это понятно: реализация покупателем права на замену товара не должна влечь неосновательного обогащения ни той, ни другой стороны договора (см. п. 2).

При соразмерном уменьшении покупной цены уменьшению подлежит цена товара на момент предъявления требования об уценке (а не договорная цена), а в случае возникновения спора между продавцом и покупателем - цена на момент вынесения судом решения об уценке (см. п. 3).

При возврате продавцу некачественного товара розничный покупатель вправе потребовать возмещения разницы между договорной ценой товара и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения данного требования (в противном случае - ценой на момент вынесения судебного решения) (см. п. 4).

Правила ст. 504 ГК воспроизводит ст. 24 Закона о защите прав потребителей, дополнительно устанавливая следующее: при возврате продавцу некачественного товара, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная сумма в размере погашенного ко дню возврата товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита (см. п. 5 ст. 24).

7. Несение розничным продавцом ответственности перед покупателем не освобождает его от исполнения обязательства в натуре (реального исполнения). Однако действие этого правила зависит от характера нарушения. Так, если продавец исполнил обязательство ненадлежащим образом (т.е. если исполнение противоречит условиям договора), правило об исполнении обязательства в натуре действует в качестве общего (т.е. если законом или договором не предусмотрено иное) (см. п. 1 ст. 396 ГК). Напротив, если продавец не исполнил свое обязательство (вообще), данное правило действует императивно (см. п. 2 ст. 396 ГК, в котором корректируется правило ст. 505 ГК). Последнее заметно ужесточает статус розничного продавца, но еще больше его ужесточает п. 3 ст. 13 Закона о защите прав потребителей. В отличие от того, как решают вопрос об исполнении обязательства в натуре общие правила ст. 396 ГК (связывающие его действие с характером нарушения и регулирующие обе возможные при этом ситуации диспозитивно), а также специальные правила ст. 505 ГК (связывающие его императивное действие только со случаями неисполнения продавцом его обязательства), п. 3 ст. 13 Закона о защите прав потребителей формулирует его императивно ко всем и всяким случаям нарушения продавцом обязательства перед потребителем.

Наши рекомендации