Журнально-ордерная форма учета.
Журнально-ордерная форма учета применяется в двух вариантах:
1) полная журнально-ордерная форма учета, включающая 16 типовых журналов-ордеров и предназначенная для использования в больших организациях;
2) сокращенная журнально-ордерная форма учета, состоящая из восьми типовых журналов-ордеров и предназначенная для использования в средних и малых организациях.
Схема журнально-ордерной формы учета приведена на рис. 10.3.
Рис. 10.3. Схема журнально-ордерной формы учета
Условные обозначения:
______ запись информации
--------- сверка записей
Журнально-ордерная форма предполагает также использование вспомогательных ведомостей и разработочных таблиц.
Основными регистрами данной формы учета являются журналы-ордера. В основу их построения положен кредитовый признак. Это значит, что в них отражаются кредитовые обороты по синтетическому счету в разрезе корреспондирующих счетов. Дебетовые обороты по этому счету учитываются в нескольких разных журналах. Например, в журнале-ордере № 1 отражаются кредитовые обороты по счету 50 «Касса». Дебетовые обороты по данному счету будут отражаться в журнале-ордере № 2 (дебет счета 51 «Расчетные счета»), в журнале-ордере № 7 (дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами») и т.д.
Вспомогательные ведомости по синтетическим счетам построены по дебетовому признаку. Они составляются по активам, подлежащим особому контролю (денежные средства).
Записи в журналы-ордера и вспомогательные ведомости осуществляются на основании данных первичных документов. По окончании месяца итоговые данные из журналов-ордеров переносят в Главную книгу, которая открывается на год. Она ведется по дебетовому признаку, т.е. записывается оборот по кредиту из соответствующего журнала-ордера и обороты по дебету по каждому из корреспондирующих счетов.
На основании данных Главной книги и некоторых аналитических счетов составляется баланс и другие формы отчетности.
Упрощенная форма учета.
Упрощенная форма учета предназначена для малых предприятий. Она ведется в двух вариантах:
Первый вариант основан на использовании в качестве основного регистра Книги учета хозяйственных операций, в которой регистрируются все хозяйственные операции организации. По данным Книги учета составляется баланс и отчетность.
Второй – основан на применении нескольких регистров – ведомостей учета имущества малого предприятия:
· В-1 – Ведомость учета основных средств и начисления амортизационных отчислений;
· В-2 – Ведомость учета производственных запасов и готовой продукции;
· В-3 – Ведомость учета затрат на производство;
· В-4 – Ведомость учета денежных средств и фондов;
· В-5 – Ведомость учета расчетов и прочих операций;
· В-6 – Ведомость учета реализации;
· В-7 – Ведомость учета расчетов с поставщиками;
· В-8 – Ведомость учета оплаты труда.
Итоги ведомостей служат основанием для заполнения шахматной и оборотной ведомостей.