Охарактеризуйте организацию бухгалтерского учета на малом предприятии в соответствии с простой формой бухгалтерского учета.
Простая форма бухгалтерского учета применяется на предприятиях, где совершается незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), и не осуществляется производство продукции и выполнение работ, связанное с большими затратами материальных ресурсов.
Простая форма предполагает ведение учета всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (далее – Книга учета фактов хозяйственной деятельности) по форме № К-1. Наряду с Книгой учета фактов хозяйственной деятельности для учета расчетов по оплате труда с работниками необходимо вести также Ведомость учета заработной платы (форме № В-8).
Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Книга должна содержать все применяемые бухгалтерские счета и позволять вести учет хозяйственных операций в каждом из них. Она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания показателей в формах бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Малое предприятие может вести Книгу учета фактов хозяйственной деятельности в виде ведомости, открывая ее на месяц, или в форме книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В последнем случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерскогоучета, а также оттиском печати организации.
Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются. Затем в графе 3 "Содержание операций" записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца.
Суммы по каждой операции в графе "Сумма" отражаются методом двойной записи одновременно по графам "Дебет" и "Кредит" счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения.
По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту всех синтетических счетов, которые должны быть равны сумме всех операций, произошедших в организации за отчетный месяц. После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов имущества и обязательств за месяц по каждому счету на 1-е число следующего месяца выводится сальдо.
Простая форма учета может быть представлена в следующем виде:
Охарактеризуйте специфику документального оформления хозяйственных операций при упрощенной форме учета на малом предприятии. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, система регистров для аналитического и синтетическою учета результатов их деятельности.
Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом РФ №402 «О бухгалтерском учете».
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малом предприятии несет руководитель предприятия. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией, являющейся его самостоятельным структурным подразделением, возглавляемой главным бухгалтером.
Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работников. При этом оно может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы.
Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, имеющим незначительное количество хозяйственных операций рекомендуется применять упрощенную форму бухгалтерского учета.
Для организации учета по этой форме они используют рабочий План счетов бухгалтерского учета, составленный на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности предприятий.
Рабочий план счетов малых предприятий | |||
Раздел | Наименование счета | Номер счета | Группируемые счета |
Внеоборотные активы | Основные средства | 01, 03, 04 | |
Амортизация основных средств | 02, 05 | ||
Вложения во внеоборотные активы | |||
Производственные запасы | Материалы | 07, 10, 11, 15, 16 | |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | |||
Затраты на производство | Основное производство | 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 44, 97 | |
Готовая продукция и товары | Товары и готовая продукция | 41, 43 | 40, 41, 42, 43, 45 |
Денежные средства и финансовые вложения | Касса | ||
Расчетные счета | |||
Валютные счета | |||
Специальные счета в банках | 55, 57 | ||
Финансовые вложения | |||
Расчеты | Расчеты с поставщиками и подрядчиками | ||
Расчеты по бюджетам | |||
Расчеты по соц. страхованию | |||
Расчеты по кредитам и займам | 66, 67, 86 | ||
Расчеты по оплате труда | |||
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами | 62, 71, 73, 75, 76 | ||
Капитал | Уставный капитал | ||
Добавочный капитал | 82, 83, 98 | ||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | |||
Финансовые результаты | Продажи | ||
Прочие доходы и расходы | |||
Прибыли и убытки | 99, 91 |
Упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может вестись двумя способами: