Анализ процесса управления
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО «тимское» 5
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ПО «Тимское» 9
3. Анализ производственной деятельности
ПО «Тимское» 15
4. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ товарооборотом
ПО «Тимское» 20
4.1 Анализ поступления товаров на предприятие в предплановый
период 20
4.2. Оценка и прогнозирование конъюнктуры потребительского
рынка 24
4.3 Выбор приоритетных целей развития товарооборота
на предприятии 30
Заключение 35
Список использованных ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Приложение А Классификация методов управления персоналом
предприятия 40
ВВЕДЕНИЕ
Преддипломная практика является важной частью учебного процесса по подготовке высококвалифицированных специалистов в области менеджмента и предусматривает детальное изучение основных объектов и видов будущей профессиональной деятельности по специальности.
Цель данной практики – практическая апробация теоретических материалов и навыков полученных в период обучения в вузе, сбор исходных данных для подготовки дипломного проекта.
Задачи практики:
- осуществить анализ деятельности ПО «Тимское»;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ПО «Тимское»;
- осуществить анализ производственной деятельности ПО «Тимское»;
- проанализировать процесс управления товарооборотом ПО «Тимское».
Развитию товарооборота торговых предприятий всех форм собственности и организационно-правовых форм деятельности придается большое значение в экономической и социальной политике страны. Это связано с тем, что товарооборот характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары, стимулирует развитие производства и способствует ускорению оборота капитала производственных предприятий, в значительной степени определяет масштабы внешнеэкономической деятельности, денежного оборота, бюджетных поступлений и других макроэкономических показателей. Не меньшую роль играет товарооборот и в деятельности конкретных торговых предприятий. Развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок и его конкурентную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.
В системе показателей развития торгового предприятия товарооборот играет неоднозначную роль. Являясь основным оценочным показателем объема деятельности торгового предприятия, он служит также определяющим показателем формирования его ресурсного потенциала (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов) и затрат ресурсов (суммы и состава издержек обращения). В то же время в условиях рыночной экономики товарооборот носит подчиненный характер по отношению к прибыли предприятия от торговой деятельности.
Товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние, как на производство, так и на потребление. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов развития товарооборота, изыскании резервов по его увеличению, улучшения качества обслуживания населения имеет систематический контроль и тщательный анализ этих планов.
1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО «тимское»
ПО «Тимское» основано в августе 2002г., как организация, осуществляющая торгово-закупочную деятельность по реализации продуктов питания. Основное направление деятельности магазина: торгово-закупочная деятельность по реализации продуктов питания.
Предприятие создано для насыщения рынка продуктами питания и услугами, преодоления монополизма на рынке, а также удовлетворения на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов собственника и работников предприятия.
Основными направлениями деятельности предприятия являются: коммерческая деятельность по продаже продукции, осуществление товарообменных операций, бартерных сделок; посредническая и торгово-закупочная деятельность и т.д.
В настоящее время ПО «Тимское» осваивает новые рынки сбыта своей продукции, в связи с чем остро встал вопрос наращивания производственных мощностей и совершенствования торгового оборота предприятия. Для решения данных задач ПО «Тимское» планирует расширение существующего потенциала предприятия за счет совершенствования структуры ассортимента и освоение новых видов продукции.
В таблице 1 представлен товарооборот предприятия ПО «Тимское» за 2009-2010 гг.
Таблица 1 - Анализ товарооборота ПО «Тимское», тыс.руб.
Квартал | Отклонение(+;-) | Темп роста, % | ||||
сумма | уд. вес, % | сумма | уд. вес, % | |||
1 кв. | 1968,0 | 29,3 | 1970,2 | 28,7 | 2,2 | 101,1 |
2 кв. | 1675,0 | 25,0 | 1699,8 | 24,8 | 24,8 | 101,5 |
3 кв. | 1675,0 | 25,0 | 1844,8 | 26,9 | 169,8 | 110,1 |
4 кв. | 1382,0 | 20,7 | 1345,2 | 19,6 | -36,8 | 97,3 |
Итого | 6700,0 | 6860,0 | 100,0 | 160,0 | 102,4 |
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что за отчетный период на предприятии товарооборот по отношению к плану был выполнен, кроме 4 квартала. В период 4 квартала предприятие уменьшило свой товарооборот на 2,7%. Это говорит о том, что на предприятии к концу отчетного года произошло снижение товарооборота. Отсюда следует, что необходимо выявить товарные группы по которым произошло снижение товарооборота и предложить предложения по их увеличению (рис. 1).
Рисунок 1 Изменение объема реализации продукции, %
В табл. 2. приведен товарооборот предприятия по отдельным товарным группам.
Таблица 2 - Анализ товарооборота по товарным группам, тыс.руб.
Группы товаров | ||||
сумма | уд. вес, % | сумма | уд. вес, % | |
Кондитерские изделия | 778,0 | 11,6 | 660,0 | 9,7 |
Винно-водочная продукция | 1572,0 | 23,4 | 1590,0 | 23,2 |
Хлебо-булочные и макаронные изделия | 892,0 | 13,4 | 900,0 | 13,1 |
Плодоовощная продукция | 495,0 | 7,4 | 550,0 | 8,0 |
Молочная продукция | 765,0 | 11,4 | 796,0 | 11,6 |
Консервные изделия | 956,0 | 14,3 | 990,0 | 14,4 |
Мясо - рыбопродукты | 1242,0 | 18,5 | 1374,0 | 20,0 |
Итого | 6700,0 | 100,0 | 6860,0 | 100,0 |
Наибольший удельный вес в товарообороте занимают винно-водочные изделия (23,2%), мясо-рыбные продукты – 20,0% от всего товарооборота на начало периода (рис. 2).
Рисунок 2 Динамика структуры товарооборота
Далее необходимо провести анализ изменения удельного веса данных товарных групп на конец периода (табл. 3).
Таблица 3 - Анализ структуры товарооборота по товарным группам, тыс.руб.
Группы товаров | Отклонение | |||||
сумма | уд. вес, % | сумма | уд. вес, % | сумма | уд. вес, % | |
Кондитерские изделия | 778,0 | 11,6 | 660,0 | 9,7 | -118,0 | -15,2 |
Винно-водочная продукция | 1572,0 | 23,4 | 1590,0 | 23,2 | 18,0 | 1,1 |
Хлебо-булочные и макаронные изделия | 892,0 | 13,4 | 900,0 | 13,1 | 8,0 | 0,8 |
Плодоовощная продукция | 495,0 | 7,4 | 550,0 | 8,0 | 55,0 | 11,1 |
Молочная продукция | 765,0 | 11,4 | 796,0 | 11,6 | 31,0 | 4,1 |
Консервные изделия | 956,0 | 14,3 | 990,0 | 14,4 | 34,0 | 3,5 |
Мясо - рыбопродукты | 1242,0 | 18,5 | 1374,0 | 20,0 | 132,0 | 10,6 |
Итого | 6700,0 | 100,0 | 6860,0 | 100,0 | 160,0 | 2,4 |
Представленные в табл. 3. данные показали, что за отчетный период товарооборот по кондитерским изделиям снизился на 118 тыс. руб. или на 15,2%, по винно-водочным изделиям увеличился на 18 тыс. руб. или на 1,1%, хлебо-булочным изделиям увеличился на 8 тыс. руб. или на 0,8%, по плодоовощной продукции - увеличилось на 55 тыс. руб. или на 11.1%, по молочной продукции увеличились на 31 тыс. руб. или на 4,1%, консервным изделиям - увеличились на 34 тыс. руб. или на 3,5% и мясо-рыбным продуктам - увеличились на 132 тыс. руб. или на 10,6%.
Таким образом, проведенный анализ выявил следующие закономерности. За отчетный период происходило увеличение товарооборота, кроме последнего квартала. Основной удельный вес в товарообороте приходится на такие товарные группы как мясо-рыбные и винно-водочные изделия. По кондитерским изделиям наблюдаются сверхнормативные товарные запасы.
Проведенный анализ по товарным группам выявил, что за отчетный период произошло сокращение товарооборота по кондитерским продуктам (на 15,2%).
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
товарооборотом ПО «Тимское»
Анализ поступления товаров на предприятие в предплановый период
Проводя анализ поступления товаров в разрезе товарных групп, необходимо изучить, как на розничном торговом предприятии соблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос покупателей на отдельные товары.
Если будет выявлено, что по товарам достаточного ассортимента план поступления недовыполнен и имелись перебои в торговле, то работу магазина нельзя оценить положительно.
Темпы роста поступления товаров опережают увеличение розничного товарооборота, это значит, что часть поступивших товаров находится в товарных запасах и необходимо определить причины этих негативных явлений, принять меры по улучшению товароснабжения и оптимизации товарных запасов. Торговое предприятие обеспечило высокие темпы роста поступления товаров в действующих ценах.
По некоторым товарным группам (кондитерские изделия, хлебо-булочные изделия) темпы роста поступления товаров опережали темпы увеличения их реализации (в продажных ценах), что привело к росту товарных запасов и затовариванию (рис. 5).
Рисунок 5 Динамика поступления продукции на предприятие в разрезе отдельных товарных групп в 2010 г., тыс.руб.
Особое внимание необходимо уделить изучению источников поступления товаров. В условиях формирования рыночных отношений торговые предприятия получили большие права и возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов путем закупки товаров непосредственно у производителей. В связи с этим возрастает значимость инициативы и предприимчивости торговых работников в изыскании дополнительных товарных ресурсов.
Динамика товарной структуры поступления продукции представлена на рис. 6.
Рисунок 6 Динамика товарной структуры поступления продукции за 2010 г., %
Структура поступления, как и объем, изменяется с каждым кварталом.
Важным моментом анализа поступления продукции является изучение частоты и своевременности завоза товаров. Несвоевременная поставка товаров по месяцам, декадам, отдельным дням отрицательно сказывается на выполнении плана товарооборота, всей торговой деятельности. В качестве показателя, характеризующего ритмичность поставки товаров, применяется коэффициент равномерности отгрузки. Он исчисляется за любой период, по всем отгрузкам, отдельным покупателям, по отдельным товарам.
Рисунок 7 Динамика общего объема поступления продукции в 2009-2010 гг.
В сбыте любой продукции могут проявляться определенные тенденции к росту или спаду или же циклические изменения, обусловленные рыночной ситуацией, сезонными особенностями производства и спроса и т.д. именно такие тенденции и наблюдаются при сбыте продукции в ПО «Тимское» эти тенденции влияют на показатели колеблемости поставки и должны быть исключены при характеристике равномерности поставки. для этой цели необходимо рассчитать отклонения не от среднего уровня, как это было сделано выше, а от тренда, который должен быть рассчитан в соответствии с характером и вектором основной тенденции развития поставки:
s(y-yt) = (1)
где yt = f (t),
При анализе динамики реализации продукции был выявлен явный спад в 3 квартале, причем такая картина наблюдалась не только в 2010 году, но и в предыдущие периоды, что можно проследить по графику (рис. 7.) В связи с этим можно сделать предположение о наличии определенной тенденции в объемах реализации продукции.
Оцениваемая обычным способом равномерность поставки в 2011 году была очень низкой, в приделах 77,5 %, однако при учете общей тенденции к спаду объема поставки в 3 квартале получаются совершенно другие результаты, в чем можно убедиться проведя ниже следующие. По данным. среднее значение поставки (yср) составило 47 тыс.шт., среднее квадратическое отклонение (sу) от среднего уровня-8,32 тыс.шт., а коэффициент вариации равен 17,7%, т.е. поставка была равномерной лишь на 82,3%.
Тенденция к спаду поставки в 3 квартале достаточно надежно аппроксимируется трендовым уравнением параболы третьего порядка., что было установлено в результате ряда расчетов
Полученный показатель характеризует колеблемость поставки при исключенном влиянии основной тенденции развития. Таким образом, коэффициент равномерности поставки с учетом поправки на тренд составил 99,92 %. Это означает, что реальная равномерность поставки значительно выше, чем та, которая была определена без исключения тренда.
Результаты анализа показывают, что в будущем году ПО «Тимское» может значительно расширить закупки товаров непосредственно у производителей на льготных условиях. Дополнительно можно закупить товаров на 2286 тыс. р. (в пересчете на розничную стоимость). Причем большинство поставщиков обязуется обеспечить централизованную доставку товаров в торговую сеть фирмы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Розничный товарооборот является основным экономическим показателем, от объема и структуры которого зависят другие показатели всей коммерческо-хозяйственной деятельности. Так, розничный товарооборот является основой для определения потребности предприятия в товарных ресурсах, основой потребности во всех материальных, трудовых и финансовых ресурсах; достижение конечного результата коммерческой деятельности – прибыли предприятия – также, прежде всего, зависит от достигнутого объема товарооборота.
Таким образом, розничный товарооборот выступает как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия. Розничный товарооборот может быть также показателем для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров.
В результате рассмотрения деятельности ПО «Тимское» можно выделить следующие задачи, решаемые данным предприятием:
- сбор и создание банка данных конъюнктурного исследования с текущими и перспективными прогнозами состояния спроса и предложения на продукцию предприятия;
- розничная торговля товарами в четком соответствии с действительными запросами потребителей по ассортименту, количеству и качеству;
- своевременное, ритмичное и качественное обеспечение потребителей в соответствии с полученными заказами, договорами и контрактами;
- формирование товарных запасов и организация складского хранения в целях оперативного маневрирования или в случае покрытия текущей и непредвиденной потребности заказчиков;
- внедрение прогрессивных форм и методов розничной торговли с использованием высокомеханизированных погрузочно-разгрузочных средств мобильного транспорта, высокоэффективных видов многооборотной тары;
- широкое использование экономических методов регулирования и стимулирования системы взаимоотношений между поставщиками и покупателями, с сохранением достойной доли коммерческого успеха для каждого;
- получение максимально возможной совокупной экономии в результате снижения уровня издержек обращения на всех этапах реализации процесса торговой деятельности ПО «Тимское».
В ходе проведенного исследования установлено, что ПО «Тимское» является стабильно работающим предприятием на рынке продуктов питания. Кроме того, управлению розничным товарооборотом на предприятии уделяется особое внимание, так как от этого зависит жизнеспособность и успешное функционирование данного предприятия.