Сущность и виды доходов бюджета
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления [1].
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Одним из основных нормативных актов, регулирующих учет и систематизацию информации о состоянии бюджета, является бюджетная классификация. Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы. Именно этим документом доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы классифицированы на группы доходов, состоящие из статей, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Состав доходов бюджета выглядит следующим образом:
Рис. 1 Состав доходов бюджета
К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним [1].
Принципы распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы:
- в федеральный бюджет зачисляются федеральные налоги и сборы по нормативам, определяемым в законе о бюджете; субсидии, передаваемые из бюджетов субъектов федеральному бюджету;
- в бюджеты субъектов РФ зачисляются федеральные налоги по нормативам, установленным в федеральном законе о бюджете; региональные налоги и сборы в полном объеме, доходы от специальных налоговых режимов; субсидии, передаваемые из муниципальных бюджетов;
- в местные бюджеты зачисляются отчисления от федеральных и региональных налогов и местные налоги.
К неналоговым доходам бюджетов относятся [1]:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- средства самообложения граждан;
- иные неналоговые доходы.
К доходам в виде безвозмездных перечислений относятся перечисления в виде [1]:
- дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.
Кроме того, согласно Бюджетному кодексу РФ доходы бюджетов подразделялись на собственные и регулирующие. В связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ), все доходы являются собственными.
Собственные доходы – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством [6].
К собственным доходам бюджетов относятся [1]:
- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;
- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
- доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
23. Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Участниками бюджетного процесса являются:
· Президент Российской Федерации;
· высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
· законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
· исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
· Центральный банк Российской Федерации;
· органы государственного (муниципального) финансового контроля;
· органы управления государственными внебюджетными фондами;
· главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
· главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
· главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
· получатели бюджетных средств.[1]
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля. [5]
Бюджетные полномочия - права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в отношении принятия правовых актов в области бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного процесса на всех его стадиях.[1]
Органы законодательной власти рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ.[1]
Органы исполнительной власти обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные Бюджетным Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.[1]
Центральный Банк РФ совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики.[1]
Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.[1]
Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе проводить проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. [1]
Органы государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.[1]
Главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и изменению сводной бюджетной росписи; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений; обеспечивает контроль за соблюдением получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении; формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств; несет ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.[1]
Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.[1]
Главный администратор доходов бюджета формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета; представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета; представляет сведения для составления и ведения кассового плана; формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.[1]
Администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскание задолженности по этим платежам; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, и процентов за несвоевременное осуществление такого возврата, а также о зачете платежей в бюджеты РФ и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.[1]
Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (ИФДБ) формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета; осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по ифдб, обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения ифдб, а также распределяет эти ассигнования по подведомственным администраторам ифдб; формирует бюджетную отчетность главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.[1]
Администратор источников финансирования дефицита бюджета осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет ифдб; обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета по ифдб; формирует и представляет бюджетную отчетность; осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного администратора ифдб, в ведении которого находится.[1]
Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному учреждению; формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
24. Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.[8]
Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.[8]
Составление проекта бюджета основывается на:
· Бюджетном послании Президента Российской Федерации;
· Прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;
· Основных направлениях бюджетной и налоговой политики.[1]
Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.[1]
В целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов соответствующие финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от иных финансовых органов, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления.[1]
Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Бюджетным Кодексом.