Правоотношения в страховании.
Законодательная база и регулирование страховой деятельности.
Правоотношения в страховании.
Функционирующий страховой рынок представляет собой сложную, интегрированию структуру, состоящую из различных элементов, основными из которых являются страхователь и страховщик. Взаимоотношения страхователя и страховщика при практическом осуществлении страхования носят индивидуальный, конкретный характер и должны быть облечены в юридическую форму. Выполнение этого требования обуславливает необходимость работоспособной системы страхового права, включающей специальные законодательные и подзаконные акты, необходимые инструктивные и методические материалы, регламентирующие страховую деятельность в стране. Важнейшей составной частью регулирования страхования является наличие соответствующей правовой базы, регламентирующей взаимоотношения сторон при страховании и устанавливающей основные принципы регулирования страховой деятельности в республике.
Важнейшей составной частью регулирования страхования является наличие соответствующей правовой базы, регламентирующей взаимоотношения сторон при страховании и устанавливающей основные принципы регулирования страховой деятельности в республике. Законодательные основы формирования страхового рынка Узбекистана заложены в 52 главе Гражданского кодекса Республики Узбекистан.[1] Гражданский кодекс определяет правовое положение участников гражданского оборота, основание возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
52 глава Гражданского кодекса Республики Узбекистан регламентирует заключение, действие и прекращение договора страхования, общие и специальные вопросы действительности сделок по страхованию, дает определения перестрахованию, взаимному страхованию, двойному страхованию, сострахованию, устанавливает порядок осуществления добровольного и обязательного страхования. В соответствии с Гражданским кодексом договор страхования касается двух видов правоотношений: имущественное страхование, которое включает и страхование ответственности, и личное страхование. Однако в этом случае возникает противоречие с законом «О страховой деятельности», предусматривающим выделение двух отраслей в страховании: страхование жизни и общее страхование. Данное противоречие нельзя считать формальным, поскольку оно влечет за собой юридические последствия, связанные с природой договора страхования ответственности, заключения, действия и исполнения договора страхования (определение имущественного интереса в договоре страхования ответственности, перечня рисков, установления страховой суммы, факта наступления страхового события, квалификацию юридического факта страхового случая, процедуры урегулирования убытков и осуществления страховой выплаты).
Согласно Гражданскому кодексу страхование противоправных интересов не допускается. Не допускается страхование убытков от участия в играх, лотереях и пари, а также страхование выплаты выкупа, к которому лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников. Условия договоров страхования, противоречащие данным правилам, считаются ничтожными. Одно из важнейших условий договора имущественного страхования - размер страховой суммы по договору страхования - определено как «действительная» стоимость имущества на момент заключения договора страхования. Однако законодательство не содержит точного юридического описания определения «действительной» стоимости, что приводит к существенным спорам между сторонами при заключении договора, включая вопрос об отражении страховой выплаты в бухгалтерских документах страхователя, и спорам в его отношениях с налоговыми органами.[2]
При страховании имущества или предпринимательского риска страховая сумма не может превышать страховой стоимости объекта страхования, если договором страхования не предусмотрено иное. В соответствии с Гражданским кодексом страховой стоимостью считается: для имущества - его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договоpa страхования; для предпринимательского риска - убытки от предпринимательской деятельности, которые страхователь, как можно ожидать, понес бы при наступлении страхового случая. Таким образом, страхование имущества производится по его стоимости, причем стоимость имущества определятся не на момент выплаты страхового возмещения, а на момент заключения договора страхования.
В договорах личного страхования и договорах страхования гражданской ответственности страховая сумма определяется сторонами по их усмотрению.
Страховое возмещение - это денежные средства, выплачиваемые в пределах страховой суммы на покрытие ущерба, причиненного страхователю при наступлении страхового случая. Выплачиваемые страховыми организациями суммы страхового возмещения не подлежат обложению налогами.
Страховое обеспечение выплачивается страхователю или третьему лицу независимо от сумм, причитающихся им по другим договорам страхования, а также по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения вреда. При этом страховое обеспечение по личному страхованию, причитающееся выгодоприобретателю в случае смерти страхователя, в состав наследственного имущества не входит.[3]
При заключении договора страхования имущества страховщик вправе произвести обследование страхуемого имущества, а при необходимости назначить экспертизу в целях установления его действительной стоимости. При заключении договора личного страхования страховщик вправе произвести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья.
Страховщик при определении размера страховой премии, подлежащей уплате по договору страхования, вправе применять разработанные им страховые тарифы, определяющие премию, взимаемую с единицы страховой суммы, с учетом объекта страхования и характера страхового риска. В предусмотренных законом случаях размер страховой премии определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными или регулируемыми органами государственного страхового надзора. Если договором страхования предусмотрено внесение страховой премии в рассрочку, то договором могут быть определены последствия неуплаты в установленные сроки очередных страховых взносов.
Если страховой случай наступил до уплаты очередного страхового взноса, внесение которого просрочено, страховщик вправе ограничить размер подлежащих выплате страхового возмещения по договору имущественного страхования или страховой суммы по договору личного страхования суммой, пропорциональной уплаченной ему части страховой премии, и зачесть сумму просроченного страхового взноса.
Сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования (страховая сумма), определяется соглашением страхователя со страховщиком в соответствии с правилами законодательства.
При страховании имущества или предпринимательского риска, если договором страхования не предусмотрено иное, страховая сумма не должна превышать их действительной стоимости (страховой стоимости), каковой считается:
- для имущества - его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования;
- для предпринимательского риска убытки от предпринимательской деятельности, которые страхователь, как можно ожидать, понес бы при наступлении страхового случая.
Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, если законом или договором страхования не предусмотрено иное и страховой случаи наступил вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, маневров или иных военных мероприятий. Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения за убытки, возникшие вследствие изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов.
Страховщик вправе отказать страхователю (выгодоприобретателю) в выплате страхового возмещения по договору имущественного страхования или страховой суммы по договору личного страхования в случаях, когда действие договора страхования прекратилось до наступления страхового случая. Решение страховщика об отказе в выплате страхового возмещения или страховой суммы должно быть сообщено страхователю (выгодоприобретателю) не позднее, чем в течение пятнадцати дней после их обращения за выплатой страхового возмещения или страховой суммы и должно содержать мотивированное обоснование причин отказа. [4]
Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, уплатившему страховое возмещение, переходит в пределах уплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки. Страхователь (выгодоприобретатель) обязан передать страховщику все документы и доказательства и сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления страховщиком перешедшего к нему права требования.
В статье 929 Гражданского кодекса установлены существенные условия договоpa страхования. При заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:
- об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования;
- о характере события, на случай наступления которого производится страхование;
- о размере страховой суммы;
- о порядке определения размера страхового возмещения, если договором предусмотрена возможность его выплаты в размере меньшем, чем страховая сумма;
- о размере страховой премии и сроке ее уплаты;
- о сроке действия договора.
При заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:
- о застрахованном лице;
- о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование;
- о размере страховой суммы; о размере страховой премии и сроке ее уплаты;
- о сроке действия договора.
По соглашению сторон в договор могут быть включены иные условия. Если договор страхования содержит условия, ухудшающие положение гражданина, являющегося страхователем, застрахованным лицом или выгодоприобретателем, по сравнению с положениями, установленными законодательство, вместо этих условий договора применяются соответствующие положения законодательства.
В соответствии с Гражданским кодексом при обязательном страховании страхователь обязан заключить договор со страховщиком на условиях, предусмотренных законодательством, регулирующим данный вид страхования. Законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств государственного бюджета, то есть обязательное государственное страхование.
Согласно Гражданского кодекса объект страхования может быть застрахован по одному договору совместно с несколькими страховщиками (сострахование). Если в таком договоре не определены права и обязанности каждого из страховщиков, они солидарно отвечают перед страхователем (выгодоприобретателем) за выплату страхового возмещения по договору имущественного страхования или страховой суммы по договору личного страхования.[5]
Для совместного страхования крупных и особо крупных рисков состраховщики могут создавать на основе договора о совместной деятельности страховые пулы.
Также граждане и юридические лица могут страховать свое имущество и иные имущественные интересы на взаимной основе путем объединения в обществах взаимного страхования необходимых для этого средств. Общества взаимного страхования осуществляют страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов и являются некоммерческими организациями.
При этом, общество взаимного страхования может в качестве страховщика осуществлять страхование интересов лиц, не являющихся членами общества, если такая страховая деятельность предусмотрена его учредительными документами, само общество образовано в форме коммерческой организации, имеет лицензию на осуществление страхования соответствующего вида и отвечает другим требованиям, установленным законом.
Риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования.
При перестраховании ответственным перед страхователем по основному договору страхования за выплату страхового возмещения или страховой суммы остается страховщик по этому договору. Однако в случае ликвидации страховой организации, являющейся страховщиком по основному договору страхования, до наступления страхового случая его права и обязанности по этому договору в перестрахованной части переходят к страховщику по договору перестрахования.
3.2 Законодательство о страховании и развитие страхования в условиях рыночной экономики
Основными элементами системы страхования в рыночной экономике, в отличии от времен плановой экономики, когда существовала монополия государства на проведение страховых операций, являются наличие собственно законодательства о страховании, государственного надзора за деятельностью страховых организаций и страховых посредников, правовых и регулирующих мер в отношении иностранных страховщиков на рынке.
Законодательные основы формирования страхового рынка Узбекистана были заложены в 1993 году с принятием закона «О страховании». До принятия данного закона отсутствовал, какой либо порядок допуска юридических лиц к проведению страховой деятельности, лицензирования страховых организаций и последующего контроля за проведением операций по страхованию. В соответствии с Законом от 1993 г. для проведения страховых операций требовалось лицензия, а страхованием могли заниматься только юридические лица. Позже, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №286 от 1998 года[6], функция лицензирующего органа возложена на Министерство финансов, рабочим органом которого по сегодняшний день является Государственная инспекция страхового надзора при Министерстве Финансов Республики Узбекистан.
Вступление в действие с марта 1997 года, Гражданского Кодекса Республики Узбекистан, Глава 52 которой посвящена страхованию и Закона «О страховой деятельности» от 2002 года[7], принятого взамен Закона «О страховании», а также разработка и утверждение целого ряда законодательных актов за истекший период позволили сформировать систему современного страхового законодательства Узбекистана, как самостоятельного правового института, регулирующего страховые операции и объединяющее нормы гражданского, административного, государственного, финансового и международного права.
Имеющиеся законодательные нормы регламентируют заключение, действие и прекращение договора страхования, создание и ликвидацию страховщиков, деятельность страховых посредников, общие и специальные вопросы действительности сделок по страхованию, инструменты надзора за деятельностью страховых организаций и регулирование отношений между страховщиками, страховыми брокерами и государством, регламентируют отношения между страховыми организациями, страхователями и государством по поводу определения состава затрат субъектов страховых отношений, определения налогооблагаемой базы страховщиков, расчета и уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, иных видов налогов и обязательных платежей и др.
Действующая законодательная база страхования включает следующие основные правовые документы:
1) Конституции Республики Узбекистан
2) Гражданский Кодекс Республики Узбекистан
3) Налоговый Кодекс Республики Узбекистан
4) Указ Президента Республики Узбекистан от 31 января 2002 года
5) Закон Республики Узбекистан «О страховой деятельности» от 2002 г.
6) Закон Республики Узбекистан «О договорно-правовых отношениях хозяйствующих субъектов» от 1998 г.
7) Положение о Государственной инспекции по страховому надзору утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №286 от 1998 г.
8) Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №54 от 1999 года.
9) Положение о нормативных соотношениях обязательств к активам страховых организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Узбекистан от 1999 г.
10) Инструкция о порядке про ведения проверок деятельности страховых организаций Государственной инспекцией по страховому надзору от 1999 г.
11) Временное положение о порядке формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни от 2000 г.
12) Временное положение о размещении страховых резервов страховыми организациями на территории Республики Узбекистан от 2000 г.
13) Положение о страховых агентах, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Узбекистан от 2000 г.
Для дальнейшего развития страхования в стране имеются возможности совершенствования законодательства, регулирующие страховые взаимоотношения.
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Узбекистан договора страхования подразделены на две группы исходя возникающих при этом правоотношений: имущественное страхование, включая страхование ответственности, и личное страхование. В Законе «О страховой деятельности» выделены две отрасли страхования: общее страхование и страхование жизни.
Необходимо отметить, что включение страхования ответственности в имущественное страхование влечет за собой определенные последствия. В связи с природой договора страхования ответственности, заключения, действия и исполнения договора страхования (определение имущественного интереса в договоре страхования ответственности, перечня рисков, установления страховой суммы, факта наступления страхового события, квалификацию юридического факта страхового случая, процедуры урегулирования убытков и осуществления страховой выплаты).
В законодательстве недостаточно четко дано определение договора страхования жизни, его субъектного состава, правомерного страхового интереса, который может быть предметом договора страхования, страхового риска, страхового случая, особенностей прекращения договора страхования и выплаты выкупной суммы. Предусмотрен лишь возврат взносов по договору страхования в случае его прекращения. Недостаточно точно дано описание имущественного интереса как предмета договора страхования в страховании ответственности и личном страховании, особенно в страховании жизни.
Одно из важнейших условий договора имущественного страхования - размер страховой суммы по договору страхования - определено как «действительная» стоимость имущества на момент заключения договора страхования. Однако законодательство не содержит точного юридического описания определения «действительной» стоимости, что при водит к существенным спорам между сторонами при заключении договора, включая вопрос об отражении страховой выплаты в бухгалтерских документах страхователя, и спорам в его отношениях с налоговыми органами. Представляется, что будет уместным внести в законодательство понятие страхование по первому риску, поскольку в комментариях к Гражданскому Кодексу оно уже имеется.
В законодательство о страховании обязательно должно быть четкое определение страхового риска и описание необходимых понятий, позволяющего квалифицировать страховой риск и страховой случай, как факт наступления страхового риска. Пока такие ключевые положения в законе отсутствуют. Также необходимо выработать нормы, регулирующие взаимное страхование и деятельность обществ взаимного страхования.
По мнению экспертов стран Европейского Союза, в странах с переходной экономикой, где объективно отсутствует культура и навыки добровольного страхования имущественных интересов страхователей, необходимо законодательно закрепить обязанность к заключению договора страхования. Особенно необходимо это в случаях, когда страхование связано с защитой имущественных интересов потерпевших в результате причинения вреда страхователями. Речь идет, в первую очередь, о страхователях, которые служат источником повышенной опасности. К числу таких видов страхования относится страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование ответственности товаропроизводителей, работодателей за причиненный вред жизни и здоровью работников, страхование ответственности при выполнении определенного рода профессиональной деятельности (медицинских работников, оценщиков). Развитие таких видов обязательного страхования призвано обеспечить защиту имущественных интересов потерпевших, поскольку независимо от финансового состояния лица, причинившего вред, позволяет осуществить страховую выплату и компенсировать причиненный ущерб в размерах, установленных законом. В современных экономических условиях это крайне важно, поскольку большинство юридических лиц являются неплатежеспособными, а граждане имеют крайне низкий уровень доходов. Создание эффективной системы страховой защиты, перераспределения страхового риска и потенциальных убытков путем введения обязательного страхования позволяет без особого труда и дополнительных затрат создать эффективный инструмент защиты интересов потерпевших. Понятно, однако, что обязательное страхование должно вводиться только в отношении наиболее часто повторяющихся массовых случаев причинения вреда однородными страхователями и в экономически оправданных размерах страховых сумм и страховых взносов.
В соответствии со статьей 914 ГК РУ [8]обязательное страхование проводится на условиях, предусмотренных законодательством, регулирующим данный вид страхования. Для развития страхового рынка принятие таких законов об обязательном страховании имеет дополнительное значение, поскольку в соответствии с действующим законодательством платежи по обязательным видам страхования в полном объеме могут быть включены в состав затрат при производстве товаров (работ, услуг). Различные виды обязательного страхования указаны порядка 30 действующих законодательных актах, что не вполне соответствует нормам гражданского законодательства об обязательном страховании, но и никак не является экономически оправданным.
Страховые организации относятся к числу потенциально важных институциональных инвесторов, способных обеспечить надежное инвестирование страховых взносов. Однако это возможно только при условии высокого доверия страхователей к подобному способу сбережения на долгосрочную перспективу (особенно по долгосрочному страхованию жизни) и необходимости приобретения страховой услуги для защиты имущественных интересов. Для этих целей необходимо, чтобы резервы страховых организаций были размещены в надежные финансовые инструменты, позволяющие повысить их устойчивость. Одним из таких инструментов могли бы стать выпускаемые государством специальные бонды, призванные заменить ГКО в качестве объекта вложений. Специальные бонды должны быть ценными бумагами с гарантированной доходностью, не ниже уровня реальной инфляции в стране. Инвестиции в них можно ограничить определенной долей от общих активов компании (например, не более 20-25%), и при выполнении этих условий на них могли бы распространяться государственные гарантии.
Налоговый кодекс Республики Узбекистан предусматривает уплату налога с перестраховочной премии иностранным перестраховщиком в размере 10%[9], опираясь на бюрократическую процедуру применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения. На наш взгляд перестраховочную премию нельзя рассматривать как доход в полном объеме, поскольку в соответствии с процедурой определения финансовых результатов ее размер должен быть уменьшен на осуществленные расходы, в том числе, связанные с формированием страховых резервов. Поэтому целесообразно упростить процедуру применения законодательства об избежании двойного налогообложения.
В целом деятельность иностранных страховых компаний в странах с переходной экономикой, может рассматриваться как составная часть процесса формирования развитого рынка страхования. Доля иностранных страховщиков на рынке ряда стран Центральной Европы достаточно весома. Например, в Венгрии на них приходится около 94% вложенных средств страхового сектора, в Латвии - 50%, в Чехии - 35%, в Словакии и Эстонии - около 30%, в Польше - 17%. [10]
Рассмотрим положительные и отрицательные факторы присутствия иностранных компаний на рынке и их влияние на развитие страхового дела.
Исходя из мирового опыта, в пользу иностранного участия на страховом рынке свидетельствуют следующие факты:
Улучшение обслуживания в сфере страхования. Иностранные страховщики способствуют усилению конкуренции, что приводит к удешевлению страховых услуг и повышению их эффективности.
Передача новых технологий и ноу-хау. Иностранные страховщики организуют свою деятельность в соответствии с национальным законодательством, создавая совместные предприятия или филиалы и отделения. Привлекаемый местный пер сон ал должен иметь хорошее образование. Этот персонал, получивший опыт работы в организации с иностранным участием, при смене места работы будет распространять более совершенные навыки среди национальных страховых компаний.
Аккумуляция национальных сбережений. Присутствие на рынке более эффективных страховщиков должно повысить норму сбережений и обеспечить новые каналы, через которые эти сбережения могут инвестироваться.
Приток нового капитала. Иностранный страховщик, создавая совместную компанию или основывая собственно свою, должен будет ввозить капитал не только в целях при обретения офисных помещений и оборудования, но и для того, чтобы обеспечить требуемый законодательством размер уставного капитала. Иностранные страховщики могут также обеспечивать большую безопасность страхователям благодаря значительным размерам капитала и страховых резервов.
Распределение рисков. Иностранные страховщики при наличии разрешения, обычно свои риски перестраховывают за границей. В итоге если происходит страховой случай, например, с крупным предприятием, а риск был перестрахован, потерю будет оплачивать иностранный перестраховщик, а результатом урегулирования претензии станет приток капитала.
В то же время, ряд аспектов деятельности иностранных страховщиков и их влияния на развитие страхового рынка имеют негативное влияние.
Доминирование иностранных страховщиков на внутреннем рынке. Иностранные компании как более крупные и мощные организации, могут препятствовать укреплению местных страховщиков или пытаться вытеснить их с рынка при недостаточной регулировании деятельности иностранных страховщиков.
Важность сохранения национального контроля над страховой системой. По соображениям национальной безопасности некоторые важные объекты должны быть застрахованы только местными страховщиками. Причина этого связана с возможной дестабилизацией рынка страхования в результате изъятия иностранного капитала в случае конфликта, или необходимостью предотвратить концентрацию страхования важных национальных объектов в руках нескольких иностранных страховых компаний.
Возможность оттока капитала в результате деятельности иностранных страховщиков. Процесс развития бизнеса иностранных компаний приведет к притоку капитала. Действия инвестора на рынке неизбежно будут связаны со сложной структурой платежей. В пределах внутреннего рынка будет осуществляться сбор премий, страховые выплаты, арендная плата, заработная плата и плата другим поставщикам услуг. Вне страны будут осуществляться платежи иностранным перестраховщикам, переводы прибыли и дивидендов в родительские компании. В то же время в случае ущерба, риск возникновения которого был перестрахован за границей, страховая выплата станет притоком капитала. В совокупности все эти платежи, осуществляемые в разное время, могут дать в результате чистый приток или отток капитала в течение года. [11]
В целом анализ изложенных аргументов свидетельствует в пользу создания равных условий для деятельности национальных и иностранных страховщиков. В переходной экономике присутствие авторитетных иностранных фирм - важный способ повышения эффективности функционирования рынка, поскольку он обеспечивает новые процедуры и технологию, расширяет диапазон услуг и способствует снижению цен на них. Значительная часть проблем, возникающих в связи с приходом иностранных страховщиков, может быть устранена посредством соответствующих методов регулирования.
Несомненно, законодательное определение страховых взаимоотношений и условий деятельности страховых организаций должно стать важной частью общей системы регулирования в такой социально значимой отрасли, как страхование. Подход к выработке соответствующих мер должен учитывать несколько основных целей - формирование развитого страхового рынка в стране, создание ясного и понятного административно-правового режима, всемерное использование международного опыта в области страховых услуг. Приведенный выше анализ возможных путей совершенствования законодательства, а также возможных последствий присутствия на рынке иностранных страховщиков доказывает, что в основе законодательных решений должен лежать взвешенный подход, учитывающий как внутренние потребности в страховых услугах, так и задачи интеграции местного страхового рынка в международный рынок.