Етоды и процесс проектирования организационных структур управления предприятием

Организационная структура представляет собой сочетание отдельных звеньев в их взаимосвязи и соподчиненности, выполняющих различные функции управления предприятиям, и характеризует собой один из базовых элементов системы управления.

При формировании структуры управления организацией необходимо учитывать ряд факторов:

• Соответствие структуры управления задачам производственно-хозяйственной деятельности предприятия и ее производственных звеньев;

• Четкое разделение труда внутри аппарата управления и его специализация;

• Сокращение многоступенчатости управления, приближение оперативного руководства к производству;

• Единство руководства всех звеньев управления и производственных участков;

• Оснащение аппарата управления оргтехникой, вычислительной техникой и средствами автоматизации, сбора, хранения и передачи информации;

• Создание условий для принятия оптимальных управленческих решений.

Процесс проектирования организационных структур состоит из трех этапов:

Первый этап – анализ действующей структуры. На этом этапе устанавливается мера соответствия требованиям, предъявляемым к организациям, т.е. насколько она соответствует оценочным критериям. К таким критериям относят:

• изменение целей предприятия и его подразделений;

• изменение влияния внешней и внутренней среды предприятия;

• изменение технологических процессов и технического переоснащения предприятия;

• соотношение между централизацией и децентрализацией управленческих процессов;

• объем контрольных функций для каждого уровня управления;

• количество аппаратных сотрудников;

• наличие элементов дублирования, распределение полномочий и ответственности;

• технология принятия решений;

• механизм мотивационной деятельности.

Второй этап – проектирование организационной структуры. Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих основных взаимодополняющих методов: 1 – аналогий; 2 – экспертного; 3 – структуризация целей; 4 – организационного моделирования.

1. Метод аналогий. Основан, во-первых, на выявлении значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления, которые эффективны для определенных условий; во-вторых, на использовании опыта проектирования управления в аналогичных организациях. При этом следует предусмотреть вариантный характер организационной структуры, который позволил бы вносить корректировки в случае меняющихся условий.

2. Экспертный метод. Основан на использовании рекомендаций и предложений экспертов и опытных управленцев-практиков. Суть метода состоит в выявлении специфических особенностей работы аппарата управления, возможных недостатков в деятельности различных уровней и звеньев, выдаче обоснованных предложений по их совершенствованию. В зависимости от поставленных перед ними задач, они могут сами спроектировать варианты организационной структуры.

3. Метод структуризации целей. Предусматривает выработку системы целей организации и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей. Этот метод предусматривает экспертный анализ предполагаемых вариантов организационных структур, составление таблиц полномочий и ответственности за достижение целей каждым звеном. Такая структура может принять форму графических описаний этой структуры с качественным и количественным анализом и обоснованием вариантов ее построения.

4. Метод организационного моделирования. Предусматривает собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, что позволяет сформулировать критерий оценки степени рациональности организационных решений.

Считается целесообразным процесс проектирования организационных структур предприятия базировать на всей системе методов, которые используются с учетом этапов проектирования и складываются в организационной ситуации.

Моделирование организационных структур предполагает использовать зависимость между объемом производства и издержками с помощью модели:

C = PV (0,1)+2500,

где С – издержки, равные объему производства (PV), умноженному на коэффициент (0,1), плюс 2500.

Третий этап – оценка эффективности организационных структур. Степень совершенства организационных структур управления можно определить быстродействием, гибкостью, надежностью системы управления предприятием, высокими конечными результатами, соизмеримыми с затратами ее деятельности.

Некоторые параметры эффективности организационной структуры можно определить по отдельным коэффициентам.

1. Коэффициент эффективности организационной структуры управления:

Кэ=Рп/Зу,

где Рп – конечный результат (эффект), полученный от функционирования организационной структуры управления;

Зу – затраты на управление (фонд заработной платы, расходы на содержание помещения, преображение и ремонт средств оргтехники, прием и передачу управленческой информации).

2. Коэффициент звенности:

Кзв=Пзвф/Пзво,

где Пзвф – количество звеньев существующей оргструктуры;

Пзво – оптимальное количество звеньев оргструктуры.

3. Коэффициент территориальной концентрации:

Ктк= Ппрф/П,

где Ппрф – количество организаций данного типа в регионе деятельности нашей организации;

П – площадь региона, на которой функционируют все организации данного типа.

4. Коэффициент дублирования функций:

Кд= Коз/Кн,

где Коз – количество работ, закрепленных за несколькими подразделениями;

Кн – количество работ по утвержденным положениям (нормативам).

5. Коэффициент надежности системы управления:

Кнад=1-Кн/Кобщ,

где Кн – количество нереализованных решений;

Кобщ – общее количество решений, принятых в подразделении.

6. Степень централизации функций:

Ку= Рфц/Рф,

где Рфц – количество принятых решений при выполнении данной функции на верхних уровнях управления;

Рф – общее число принятых решений на всех уровнях управления.

7. Коэффициент эффективности использования информации:

Кэи= Iэисп/Iвход,

где Iэисп – количество случаев эффективного использования документа (показателя);

Iвход – информация на входе.

8. Интегральный коэффициент эффективности управления:

Кэфу= (1-Зу*Чп)/ФВ*Фо,

где Зу – затраты на управление, приходящиеся на одного работника;

Чп – удельный вес численности управленческих работников в общей численности работающих;

ФВ – фондовооруженность (стоимость основных и оборотных средств, приходящихся на одного работающего);

Фо – фондоотдача (продукция, приходящаяся на единицу основных и оборотных фондов).


Наши рекомендации