Етоды и процесс проектирования организационных структур управления предприятием
Организационная структура представляет собой сочетание отдельных звеньев в их взаимосвязи и соподчиненности, выполняющих различные функции управления предприятиям, и характеризует собой один из базовых элементов системы управления.
При формировании структуры управления организацией необходимо учитывать ряд факторов:
• Соответствие структуры управления задачам производственно-хозяйственной деятельности предприятия и ее производственных звеньев;
• Четкое разделение труда внутри аппарата управления и его специализация;
• Сокращение многоступенчатости управления, приближение оперативного руководства к производству;
• Единство руководства всех звеньев управления и производственных участков;
• Оснащение аппарата управления оргтехникой, вычислительной техникой и средствами автоматизации, сбора, хранения и передачи информации;
• Создание условий для принятия оптимальных управленческих решений.
Процесс проектирования организационных структур состоит из трех этапов:
Первый этап – анализ действующей структуры. На этом этапе устанавливается мера соответствия требованиям, предъявляемым к организациям, т.е. насколько она соответствует оценочным критериям. К таким критериям относят:
• изменение целей предприятия и его подразделений;
• изменение влияния внешней и внутренней среды предприятия;
• изменение технологических процессов и технического переоснащения предприятия;
• соотношение между централизацией и децентрализацией управленческих процессов;
• объем контрольных функций для каждого уровня управления;
• количество аппаратных сотрудников;
• наличие элементов дублирования, распределение полномочий и ответственности;
• технология принятия решений;
• механизм мотивационной деятельности.
Второй этап – проектирование организационной структуры. Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих основных взаимодополняющих методов: 1 – аналогий; 2 – экспертного; 3 – структуризация целей; 4 – организационного моделирования.
1. Метод аналогий. Основан, во-первых, на выявлении значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления, которые эффективны для определенных условий; во-вторых, на использовании опыта проектирования управления в аналогичных организациях. При этом следует предусмотреть вариантный характер организационной структуры, который позволил бы вносить корректировки в случае меняющихся условий.
2. Экспертный метод. Основан на использовании рекомендаций и предложений экспертов и опытных управленцев-практиков. Суть метода состоит в выявлении специфических особенностей работы аппарата управления, возможных недостатков в деятельности различных уровней и звеньев, выдаче обоснованных предложений по их совершенствованию. В зависимости от поставленных перед ними задач, они могут сами спроектировать варианты организационной структуры.
3. Метод структуризации целей. Предусматривает выработку системы целей организации и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей. Этот метод предусматривает экспертный анализ предполагаемых вариантов организационных структур, составление таблиц полномочий и ответственности за достижение целей каждым звеном. Такая структура может принять форму графических описаний этой структуры с качественным и количественным анализом и обоснованием вариантов ее построения.
4. Метод организационного моделирования. Предусматривает собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, что позволяет сформулировать критерий оценки степени рациональности организационных решений.
Считается целесообразным процесс проектирования организационных структур предприятия базировать на всей системе методов, которые используются с учетом этапов проектирования и складываются в организационной ситуации.
Моделирование организационных структур предполагает использовать зависимость между объемом производства и издержками с помощью модели:
C = PV (0,1)+2500,
где С – издержки, равные объему производства (PV), умноженному на коэффициент (0,1), плюс 2500.
Третий этап – оценка эффективности организационных структур. Степень совершенства организационных структур управления можно определить быстродействием, гибкостью, надежностью системы управления предприятием, высокими конечными результатами, соизмеримыми с затратами ее деятельности.
Некоторые параметры эффективности организационной структуры можно определить по отдельным коэффициентам.
1. Коэффициент эффективности организационной структуры управления:
Кэ=Рп/Зу,
где Рп – конечный результат (эффект), полученный от функционирования организационной структуры управления;
Зу – затраты на управление (фонд заработной платы, расходы на содержание помещения, преображение и ремонт средств оргтехники, прием и передачу управленческой информации).
2. Коэффициент звенности:
Кзв=Пзвф/Пзво,
где Пзвф – количество звеньев существующей оргструктуры;
Пзво – оптимальное количество звеньев оргструктуры.
3. Коэффициент территориальной концентрации:
Ктк= Ппрф/П,
где Ппрф – количество организаций данного типа в регионе деятельности нашей организации;
П – площадь региона, на которой функционируют все организации данного типа.
4. Коэффициент дублирования функций:
Кд= Коз/Кн,
где Коз – количество работ, закрепленных за несколькими подразделениями;
Кн – количество работ по утвержденным положениям (нормативам).
5. Коэффициент надежности системы управления:
Кнад=1-Кн/Кобщ,
где Кн – количество нереализованных решений;
Кобщ – общее количество решений, принятых в подразделении.
6. Степень централизации функций:
Ку= Рфц/Рф,
где Рфц – количество принятых решений при выполнении данной функции на верхних уровнях управления;
Рф – общее число принятых решений на всех уровнях управления.
7. Коэффициент эффективности использования информации:
Кэи= Iэисп/Iвход,
где Iэисп – количество случаев эффективного использования документа (показателя);
Iвход – информация на входе.
8. Интегральный коэффициент эффективности управления:
Кэфу= (1-Зу*Чп)/ФВ*Фо,
где Зу – затраты на управление, приходящиеся на одного работника;
Чп – удельный вес численности управленческих работников в общей численности работающих;
ФВ – фондовооруженность (стоимость основных и оборотных средств, приходящихся на одного работающего);
Фо – фондоотдача (продукция, приходящаяся на единицу основных и оборотных фондов).