Сводный обзор финансовых коэффициентов
Показатель | Нормативное значение | Расчетное значение | ВЫВОД | |
Начало периода | Конец периода | |||
1. Коэффициент абсолютной ликвидности | ≥ 0,2 | |||
3. Коэффициент критической (быстрой) ликвидности | ≥ 0,8 | |||
4. Коэффициент текущей ликвидности | ≥ 2 | |||
5. Коэффициент обеспеченности собственными средствами | ≥ 0,1 | |||
6. Доля оборотных средств в активах | ≥ 0,5 | |||
7. Собственный оборотный капитал | - | |||
8. Коэффициент финансовой независимости (автономии) | ||||
9. Коэффициент финансовой устойчивости | ||||
10. Коэффициент финансовой зависимости | ||||
11. Коэффициент финансирования | >1 | |||
12. Коэффициент финансового левериджа | <1 | |||
13. Коэффициент обеспеченности запасов собственным оборотным капиталом | ≥ 0,8 | |||
14. Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача) | - | |||
15. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств | - | |||
16. Коэффициент отдачи нематериальных активов | - | |||
17. Фондоотдача | - | |||
18. Коэффициент отдачи собственного капитала | - | |||
19. Коэффициент оборачиваемость материальных средств (запасов), дни | - | |||
20. Оборачиваемость денежных средств, дни | - | |||
21. Коэффициент оборачиваемости средств в расчетах | - | |||
22. Срок погашения дебиторской задолженности | - | |||
23. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности | - | |||
24. Срок погашения кредиторской задолженности | - | |||
25. Рентабельность продаж | - | |||
26. Экономическая рентабельность | - | |||
27. Рентабельность собственного капитала | - | |||
28. Фондорентабельность | - | |||
29. Затратоотдача | - |
Приложение 2
Внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности[4].
Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев и может быть продлено не более чем на шесть месяцев.
Внешнее управление не применяется:
■ к индивидуальным предпринимателям;
■ ликвидируемому должнику;
■ отсутствующему должнику;
■ должнику, добровольно заявившему в суд о своем банкротстве.
С даты введения внешнего управления:
1. Прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.
2. Внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством.
3. Прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника, изложенных далее.
Органы управления должника вправе принимать следующие решения:
■ о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала;
■ увеличении уставного капитала;
■ обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;
■ обращении с ходатайством о продаже предприятия-должника;
■ замещении активов должника;
■ избрании представителя учредителей (участников) должника.
Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему. Внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить ему перейти на другую работу. Как увольнение, так и перевод на другую работу должны соответствовать нормам трудового законодательства.
4. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов.
5. Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.
6. Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей за исключением случаев, предусмотренных Законом № 127-ФЗ.
Мораторий — это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. Мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления. На обязательства, срок исполнения которых наступает в период внешнего управления, мораторий не распространяется.
Мораторий означает невозможность взыскания платежей как по исполнительным документам, так и в бесспорном (безакцептном) порядке, однако он не препятствует добровольной полной или частичной выплате должником всех долгов. График выплат долгов предусматривается в плане внешнего управления и контролируется собранием кредиторов.
В течение всего срока моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные экономические санкции за неуплату долга. Не начисляются также и проценты, предусмотренные договорами. Вместо этого на всю сумму замороженного долга начисляются проценты в размере, предусмотренном ст. 395 ГК РФ, т.е. в размере учетной ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации (Банк России).
Мораторий не распространяется:
■ на задолженность по заработной плате;
■ вознаграждения по авторским договорам;
■ требования о возмещении морального вреда;
■ требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.
В законе предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника (ст. 109 Закона № 127-ФЗ):
■ перепрофилирование производства;
■ закрытие нерентабельных производств;
■ взыскание дебиторской задолженности;
■ продажа части имущества должника;
■ уступка прав требования должника;
■ исполнение обязательств должника собственником имущества должника или иными лицами;
■ продажа предприятия должника;
■ размещение дополнительных обыкновенных акции должника; я замещение активов должника;
■ пересмотр договорных обязательств и сделок должника.
Внешний управляющий правомочен также принимать любые другие меры, не вступающие в противоречие с законодательством. Все меры, кроме пересмотра договорных обязательств и сделок должника, должны предусматриваться в плане внешнего управления.
Некоторые из перечисленных мер (перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности) не являются специфическими для процедуры внешнего управления и поэтому не регулируются в рамках правового института несостоятельности.
Рассмотренные меры по восстановлению платежеспособности должника должны быть отражены в плане внешнего управления.
План внешнего управления должен быть разработан внешним управляющим в месячный срок с момента его назначения и представлен на утверждение собранию кредиторов. Помимо мер по восстановлению платежеспособности закон обязывает предусмотреть в плане срок восстановления платежеспособности. Если этот срок превышает установленный арбитражным судом срок внешнего управления, необходимо ходатайствовать о его продлении перед судом — в соответствии с законом имеет право принять такое решение. Однако совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет.
Процедура утверждения плана внешнего управления определена законом. Органом, утверждающим план, является собрание кредиторов, которое специально созывается не позднее чем через два месяца со дня утверждения внешнего управляющего.
Участниками такого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, а без права голоса — внешний управляющий, представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника.
Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления и протокол собрания кредиторов представляются внешним управляющим в суд не позднее пяти дней с даты проведения собрания кредиторов.
Завершение процедуры внешнего управления состоит из следующих этапов:
1. Не позднее чем за 45 дней до окончания срока внешнего управления собранию кредиторов представляется отчет внешнего управляющего.
2. Одновременно с представлением отчета внешний управляющий вносит на рассмотрение собрания кредиторов одно из следующих решений:
■ о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности;
■ заключении мирового соглашения;
■ продлении срока внешнего управления;
■ прекращении внешнего управления, целесообразности признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.
3. Рассмотрение собранием кредиторов отчета внешнего управляющего. Участники такого собрания и порядок голосования те же, что и на собрании, созываемом для утверждения плана внешнего управления. Собрание кредиторов может принять одно из приведенных выше решений или заключить мировое соглашение. В случае если собрание не принимает никакого решения, суд признает должника банкротом и открывает конкурсное производство.
4. Утверждение отчета внешнего управляющего арбитражным судом. По ходатайству собрания кредиторов суд может установить срок (не более шести месяцев) для расчета с кредиторами. Неутверждение отчета служит основанием признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.
Период расчетов с кредиторами устанавливается с целью проведения внешним управляющим (который таким образом сохраняет свои полномочия на этот период) полных расчетов с кредиторами.
Если расчеты с кредиторами не произведены в установленный срок, суд принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. При успешном завершении расчетов дело о банкротстве прекращается, а управляющий продолжает исполнять обязанности руководителя должника до назначения (избрания) нового руководителя в порядке, предусмотренном учредительными документами должника.
[1] Описание процедуры приведено в Приложении 2
[2] Статья 3. Признаки банкротства: должник считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
[3] Сайт ЦБ РФ
[4] ФЗ от 22.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»