Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. Обучение по дисциплине «Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции и
Обучение по дисциплине «Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции и практические занятия) и самостоятельной работы студентов. Практические занятия дисциплины «Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий» предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций.
С целью обеспечения успешного обучения студент должен готовиться к лекции, поскольку она является важнейшей формой организации учебного процесса, поскольку:
- знакомит с новым учебным материалом;
- разъясняет учебные элементы, трудные для понимания;
- систематизирует учебный материал;
- ориентирует в учебном процессе.
Подготовка к лекции заключается в следующем:
- внимательно прочитайте материал предыдущей лекции;
- узнайте тему предстоящей лекции (по тематическому плану, по информации лектора);
- ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям;
- постарайтесь уяснить место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке;
- запишите возможные вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Подготовка к практическим занятиям:
- внимательно прочитайте материал лекций относящихся к данному семинарскому занятию, ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям;
- выпишите основные термины;
- ответьте на контрольные вопросы по семинарским занятиям, готовьтесь дать развернутый ответ на каждый из вопросов;
- уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными и постарайтесь получить на них ответ заранее (до семинарского занятия) во время текущих консультаций преподавателя;
- готовиться можно индивидуально, парами или в составе малой группы, последние являются эффективными формами работы.
Подготовка к дискуссии представляет собой проектирование студентом обсуждения в группе в форме дискуссии. В этих целях студенту необходимо:
- самостоятельно выбрать тему (проблему) дискуссии;
- разработать вопросы, продумать проблемные ситуации (с использованием периодической, научной литературы, а также интернет-сайтов);
- разработать план-конспект обсуждения с указанием времени обсуждения, вопросов, вариантов ответов.
Выбранная студентом тема (проблема) должна быть актуальна на современном этапе развития, должен быть представлен подробный план-конспект, в котором отражены вопросы для дискуссии, временной регламент обсуждения, даны возможные варианты ответов, использованы примеры из науки и практики.
Подготовка курсовой работы
Курсовая работа, являясь завершающим этапом изучения курса «Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия», должна показать готовность студентов квалифицированно решать теоретические и практические задачи, делать аргументированные выводы и формулировать обоснованные предложения по рассматриваемым финансовым проблемам.
Целью курсовой работы является самостоятельное исследование комплекса взаимосвязанных проблем, касающихся конкретной финансовой ситуации, на основе полученных в процессе обучения теоретических знаний и практических навыков.
Основные требования к курсовой работе:
- соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность;
- логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по выбранной теме;
- необходимая глубина исследования и убедительность аргументации;
- квалифицированный анализ динамики финансовых показателей для обоснования результатов работы;
- корректное изложение материала и грамотное оформление работы.
Проверку завершенной работы и подготовку рецензии осуществляет руководитель. Он также оказывает помощь в подготовке к защите.
Необходимо помнить, что курсовая работа — это самостоятельное исследование, автором которого является студент. Он несет полную ответственность за представленную к защите курсовую работу, достоверность содержащихся в ней сведений и обоснованность предлагаемых решений.
Структурными элементами курсовой работы являются:
- Титульный лист.
- Содержание.
- Введение.
- Основная часть (2-3 главы и 2-3 параграфа в каждой главе).
- Заключение.
- Список использованной литературы (библиографический список).
- Приложения (при необходимости).
Требования к содержанию курсовой работы
Введение.Во введении обосновывается выбор темы, показываются ее актуальность и практическая значимость, определяются цели и задачи исследования, конкретизируются объект и предмет исследования, а также временной период. Кроме того, необходимо определить теоретическую и методическую основу курсовой работы, указать используемые методы анализа, назвать основные группы информационных источников (включая бухгалтерскую и статистическую отчетность). Объем введения — 2-3 страницы.
Основная часть.Курсовая работа должна включать 2-3 главы, состоящие, в свою очередь, из 2-3 параграфов. Каждую главу целесообразно завершать краткими выводами. Это усиливает логику проводимого исследования.
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать. Названия глав и параграфов должны быть краткими, состоять из ключевых слов и нести основную смысловую нагрузку.
Особое внимание студент должен уделять языку и стилю написания курсовой работы, что свидетельствует об общем уровне его подготовки как будущего экономиста, его профессиональной культуре. Редактирование курсовой работы осуществляется самостоятельно студентом — автором работы.
Первая глава носит общетеоретический характер. В ней рассматриваются работы отечественных и зарубежных авторов по теории и практике проблем, анализируемых в курсовой работе, и возможных направлений их решения, дается их оценка, обосновываются собственные позиции студента. Глава служит теоретическим обоснованием предложений и обобщений, сформулированных студентом в следующих главах.
Вторая глава носит аналитический характер и включает анализ финансовых показателей с применением современных методов и моделей и пакетов прикладных программ.
Студент не должен ограничиваться простой констатацией фактов. Он должен выявить тенденции развития объекта, вскрыть недостатки и проанализировать причины, их обусловившие, предложить способы возможного разрешения возникших проблем.
Проведенный в данной главе анализ исследуемой проблемы с учетом прогрессивного отечественного и зарубежного опыта служит базой для разработки конкретных предложений. От того, насколько полно и качественно проведен анализ, зависит обоснованность сформулированных выводов.
В третьей главе студент должен разработать предложения по совершенствованию финансовых процессов или разрешению финансовых проблем в конкретном направлении, улучшению финансовых показателей и т.д. Все предложения и рекомендации должны носить реальный характер.
Главы и параграфы курсовой работы должны иметь примерно равный объем и быть логически связаны между собой. Общий объем курсовой работы — 35-45 страниц.
Заключение.В заключении последовательно и кратко излагаются теоретические и практические выводы и предложения, которые вытекают из содержания работы и носят обобщающий характер. Заключение должно отразить, что цель и задачи курсовой работы полностью выполнены. Заключение завершается оценкой перспектив исследуемой проблемы в целом.
Объем заключения составляет примерно 3-4 страницы. На последней странице заключения студент проставляет дату окончания работы и ставит свою подпись.
Список использованной литературы(библиографический список) должен быть оформлен в соответствии с установленными стандартами и содержать не менее 15 наименований литературных источников.
В библиографический список включаются только те источники, которые использовались студентом при подготовке курсовой работы и на которые имеются ссылки в основной части работы.
Приложениясодержат вспомогательный материал, не включенный в основную часть курсовой работы (таблицы, схемы, рисунки, графики, методики расчетов, инструкции, фрагменты нормативных документов и т.д.). Приложения не входят в общий объем курсовой работы. Связь приложений с текстом основной части работы осуществляется с помощью ссылок (например, см. Приложение...).
Состав приложений и их объем, включая иллюстрации, определяется по согласованию с руководителем курсовой работы.
Подготовка к защите курсовой работы включает в себя:
· составление текста выступления на защите, содержащего основные результаты и выводы, сделанные в ходе написания работы;
· подготовку ответов на вопросы, приведенные в рецензии на курсовую работу.
Подготовка к экзамену. К экзамену необходимо готовиться целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить дисциплину в период зачётно-экзаменационной сессии, как правило, показывают не слишком удовлетворительные результаты. В самом начале учебного курса познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией:
- программой дисциплины;
- перечнем знаний и умений, которыми студент должен владеть;
- тематическими планами лекций, семинарских занятий;
- контрольными мероприятиями;
- учебником, учебными пособиями по дисциплине, а также электронными ресурсами;
- перечнем вопросов к экзамену.
После этого у студента должно сформироваться четкое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине. Систематическое выполнение учебной работы на лекциях и семинарских занятиях позволит успешно освоить дисциплину и создать хорошую базу для сдачи экзамена.
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
1. Пакет программ Microsoft Office (включая Microsoft Excel)
2. Консультационно-правовая система «КонсультантПлюс»