Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. Успешное усвоение курса предполагает активное, творческое участие студента на всех этапах ее освоения путем планомерной

Успешное усвоение курса предполагает активное, творческое участие студента на всех этапах ее освоения путем планомерной, повседневной работы.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу.

Рекомендации при написании конспекта лекции: записывайте материал кратко, схематично, последовательно фиксируйте основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечайте важные мысли, выделяя ключевые слова, термины. Если необходимо, проверьте термины, понятия с помощью энциклопедий, словарей, справочников и выпишите толкования в тетрадь. Обозначьте вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, отметьте и попытайтесь найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии.

Тематика лекций

Модуль 1. Общая характеристика государственного контроля и его виды

Тема 1. Понятия, сущность, особенности, виды контроля и надзора в государственном управлении

Понятие законности в государственном управлении.

Законность как принцип в административной нормотворческой и правоприменительной деятельности.

Законность как метод государственного руководства.

Законность как режим взаимодействия между субъектами административных правоотношений.

Содержание законности в сфере государственного управления. Основные требования законности в правосознании, правотворчестве, правоприменении в сфере государственного управления.

Особенности контроля и надзора по субъектам контрольно - надзорной деятельности и правовой регламентации.

Отличие контроля от надзора по содержанию, предметному составу, субъектам, методам осуществления и формам реагирования по выявленным нарушениям.

Пути и перспективы повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности. .

Тема 2. Контроль, осуществляемый Президентом РФ (администрация, контрольное управление, Совет безопасности, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах).

Формы непосредственного контроля Президента РФ.

Контрольное управление Президента РФ.

Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Тема 3. Контроль, осуществляемый органами представительной власти (Федеральное собрание: Государственная Дума, Совет Федерации).

Контрольные полномочия Совета Федерации.

Контрольные полномочия Государственной Думы.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Тема 4. Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти (правительство, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации)

Контрольные полномочия Правительства РФ.

Внутриведомственный (отраслевой) контроль.

Надведомственный (межотраслевой) функциональный контроль. .

Тема 5. Судебный контроль в государственном управлении (Конституционный суд, Верховный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды)

Виды субъектов судебного контроля.

Формы и методы судебного контроля.

Функции контроля Конституционного Суда РФ.

Функции контроля арбитражных судов.

Функции контроля судов общей юрисдикции.

Модуль 2. Особенности осуществления государственного надзора в РФ

Тема 6. Прокурорский надзор.

Понятие, предмет, цели и задачи прокурорского надзора в сфере государственного управления.

Виды прокурорского надзора, осуществляемого в сфере государственного управления. Надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их должностными лицами, органами управления и руководителями организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами исполнительной власти и должностными лицами.

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью в сфере государственного управления.

Формы реагирования прокурора на факты нарушения законности в сфере государственного управления.

Тема 7 Административный надзор.

Понятие, признаки, цели и задачи надзора. Постоянное систематическое наблюдение органов надзора за деятельностью организационно неподчиненных субъектов с целью выявления нарушений законности. Невозможность вмешательства в текущую оперативную деятельность поднадзорных, отмены их незаконных решений. Надзор только за законностью. но не за целесообразностью действий поднадзорных субъектов.

Принципы надзорной деятельности.

Соотношение административного надзора и прокурорского надзора. Общие черты этих видов надзора и отличия.

Виды административного надзора. Административный надзор в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц (надзор за соблюдением правил пожарной безопасности, санитарных, природоохранных правил). Административный надзор, осуществляемый в отношении определенного круга лиц (надзор за соблюдением правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия). Административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел в отношении граждан, освобожденных из мест лишения свободы.

Стадии административного надзора. Предварительный административный надзор, текущий, заключительный.

Содержание административного надзора. Полномочия органов, осуществляющих административный надзор. Полномочия по предупреждению административных правонарушений. Полномочия по пресечению административных правонарушений. Полномочия по привлечению к административной ответственности виновных лиц.

Тема 8. Контроль и надзор в сфере экономики.

1. Контроль и надзор в области промышленности и энергетики.

2. Контроль и надзор в области сельского хозяйства.

3. Контроль и надзор в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

4. Способы обеспечения законности в области транспорта.

5. Способы обеспечения законности в области информационных технологий и связи.

6. Способы обеспечения законности в области природопользования и охраны окружающей среды.

7. Контроль и надзор в области финансов и кредита.

8. Контроль и надзор в области торговли.

Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

При подготовке к практическому занятию необходима проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам, структуре и содержанию вопроса. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом (указать текст из источника и др.).

Темы семинарских занятий совпадают с темами лекционных занятий и темами для самостоятельной работы .

Реферат (эссе) является одной из форм отчётности по итогам курса, он позволяет структурировать знания обучаемых.

Рефера́т (нем. Referat, от лат. refere – докладывать, сообщать) – письменный доклад или выступление по определённой теме с обобщением информации из одного или нескольких источников.

Реферат предполагает осмысленное изложение содержания главного и наиболее важного (с точки зрения автора) в научной литературе по определенной проблеме в письменной или устной форме.

Различают два вида рефератов:

- репродуктивные – воспроизводят содержание первичного текста в форме реферата-конспекта или реферата-резюме. В реферате-конспекте содержится фактическая информация в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. В реферате-резюме содержатся только основные положения данной темы.

- продуктивные – содержат творческое или критическое осмысление реферируемого источника и оформляются в форме реферата-доклада или реферата-обзора. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, дается объективная оценка проблемы, и он имеет развёрнутый характер. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и в нем сопоставляются различные точки зрения по исследуемой проблеме.

Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») – сочинения небольшого объёма и свободной структуры в форме обозрения проблемы с использованием литературных источников. Автором формулируется проблема, затем рассматривается, приводятся аргументы с опорой на литературные источники.

Эссе отражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку. В отношении объёма и функции эссе граничит с научной статьёй. Здесь допускаются такие личностные обороты как «я думаю», «я предполагаю», «я считаю» и пр.

Чтобы выразить свое собственное мнение по определенной проблеме, требуется, во-первых, хорошо знать исходный материал, а во-вторых, быть готовым умело передать его содержание в письменной форме и делать логичные выводы.

Слушатель для изложения материала может выбрать любую из рассмотренных форм оформления реферата (эссе).

Этапы работы над рефератом (эссе)

Выбор темы. Очень важно правильно выбрать тему. Выбор темы не должен носить формальный характер, а иметь практическое и теоретическое обоснование.

Тема не должна быть слишком общей и глобальной, так как небольшой объем работы (до 20 страниц) не позволит раскрыть ее.

При выборе темы необходимо учитывать полноту ее освещения в имеющейся научной литературе. Для этого можно воспользоваться тематическими каталогами библиотек и библиографическими указателями литературы, периодическими изданиями и ежемесячными указателями экономической литературы, либо справочно-библиографическими ссылками изданий посвященных данной теме.

После выбора темы составляется список изданной по теме (проблеме) литературы, опубликованных статей, необходимых справочных источников.

Знакомство с любой научной проблематикой следует начинать с освоения имеющейся основной научной литературы. При этом следует сразу же составлять библиографические выходные данные (автор, название, место и год издания, издательство, страницы) используемых источников. Названия работ иностранных авторов приводятся только на языке оригинала.

Начинать знакомство с избранной темой лучше всего с чтения обобщающих работ по данной проблеме, постепенно переходя к узкоспециальной литературе.

На основе анализа прочитанного и просмотренного материала по данной теме следует составить тезисы по основным смысловым блокам, с пометками, собственными суждениями и оценками. Предварительно подобранный в литературных источниках материал может превышать необходимый объем реферата, но его можно использовать для составления плана реферата.

Составление плана. Автор по предварительному согласованию с преподавателем может самостоятельно составить план реферата, с учетом замысла работы, либо взять за основу рекомендуемый план, приведенный в данных методических указаниях по соответствующей теме. Правильно построенный план помогает систематизировать материал и обеспечить последовательность его изложения.

Наиболее традиционной является следующая структура реферата:

Титульный лист.

Оглавление (план, содержание).

Введение.

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. Успешное усвоение курса предполагает активное, творческое участие студента на всех этапах ее освоения путем планомерной - student2.ru Глава 1 (полное наименование главы).

1.1. (полное название параграфа, пункта);

1.2. (полное название параграфа, пункта).

Глава 2 (полное наименование главы). Основная часть

2.1. (полное название параграфа, пункта);

2.2. (полное название параграфа, пункта).

Заключение (или выводы).

Список использованной литературы.

Приложения (по усмотрению автора).

Титульный лист заполняется по единой форме.

Оглавление (план, содержание) включает названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

Введение. В этой части реферата обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели работы и основные вопросы, которые предполагается раскрыть в реферате, указываются используемые материалы и дается их краткая характеристика с точки зрения полноты освещения избранной темы. Объем введения не должен превышать 1-1,5 страницы.

Основная часть реферата может быть представлена одной или несколькими главами, которые могут включать 2-3 параграфа (подпункта, раздела).

Здесь достаточно полно и логично излагаются главные положения в используемых источниках, раскрываются все пункты плана с сохранением связи между ними и последовательности перехода от одного к другому.

Автор должен следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало цели и названию главы (параграфа). Материал в реферате рекомендуется излагать своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. В тексте обязательны ссылки на первоисточники, т.е. на тех авторов, у которых взят данный материал в виде мысли, идеи, вывода, числовых данных, таблиц, графиков, иллюстраций и пр.

Работа должна быть написана грамотным литературным языком. Сокращение слов в тексте не допускается, кроме общеизвестных сокращений и аббревиатуры. Каждый раздел рекомендуется заканчивать кратким выводом.

Заключение (выводы). В этой части обобщается изложенный в основной части материал, формулируются общие выводы, указывается, что нового лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Выводы делаются с учетом опубликованных в литературе различных точек зрения по проблеме рассматриваемой в реферате, сопоставления их и личного мнения автора реферата. Заключение по объему не должно превышать 1,5-2 страниц.

Приложения могут включать графики, таблицы, расчеты. Они должны иметь внутреннюю (собственную) нумерацию страниц.

Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература, периодические издания и электронные источники информации. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

Требования к оформлению реферата (эссе)

По оформлению реферата предъявляются следующие требования.

1. Текст представляется в компьютерном исполнении (в виде исключения допускается рукописный вариант), без стилистических и грамматических ошибок.

2. Текст должен иметь книжную ориентацию, набираться через 1,5–2 интервала на листах формата А4 (210 х 297 мм). Для набора текста в текстовом редакторе Microsoft Word, рекомендуется использовать шрифты: Times New Roman Cyr или Arial Cyr, размер шрифта – 14 пт. При использовании других текстовых редакторов шрифт выбирается самостоятельно, исходя из требований – 60 строк на лист (через 2 интервала).

3. Поля страницы: левое – 3 см., правое – 1,5 см., нижнее – 2 см., верхнее – 2. Абзац (красная строка) должен равняться четырем знакам (1,25 см).

4. Выравнивание текста на листах должно производиться по ширине строк.

5. Каждая структурная часть реферата (введение, разделы основной части, заключение и т. д.) начинается с новой страницы.

6. Заголовки разделов, введение, заключение, библиографический список набираются прописным полужирным шрифтом.

7. Не допускаются подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовков.

8. После заголовка, располагаемого посередине строки, точка не ставится.

9. Расстояние между заголовком и следующим за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала.

10. Формулы внутри реферата должны иметь сквозную нумерацию и все пояснения используемых в них символов.

11. Иллюстрации, рисунки, чертежи, графики, фотографии, которые приводятся по тексту работы должны иметь нумерацию.

12. Ссылки на литературные источники оформляются в квадратных скобках, где вначале указывается порядковый номер по библиографическому списку, а через запятую номер страницы.

13. Все страницы реферата, кроме титульного листа, нумеруются арабскими цифрами. Номер проставляется вверху в центре страницы.

14. Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется.

15. Объем реферата в среднем - 15-20 страниц (или 25-40 тыс. печатных знаков) формата А4, набранных на компьютере на одной (лицевой) стороне.

16. В списке использованной литературы в реферате должно быть не менее пяти источников.

17. Все структурные части реферата сшиваются в той же последовательности, как они представлены в структуре.

Требования к содержанию и оформлению контрольной работы

Учебным планом предусматривается написание контрольной работы по дисциплине. Этот вид письменной работы выполняется по темам, выбранным самостоятельно. Перечень тем разрабатывается преподавателем.

Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности. Эта форма самостоятельной работы студента выявляет умение применять теоретические знания на практике, помогает проверить усвоение курса перед экзаменом.

Объем контрольной работы строго не регламентирован, но не должен превышать 10 печатных страниц, оформление работы выполняется в соответствии с требованиями государственных стандартов и общих требований к построению, изложению и оформлению документов учебной и научной деятельности. Допускается скреплять листы при помощи степлера.

Контрольная работа – самостоятельный труд студента, который способствует углублённому изучению пройденного материала.

Цель выполняемой работы: получить специальные знания по выбранной теме;

Основные задачи выполняемой работы:

1) закрепление полученных ранее теоретических знаний;

2) выработка навыков самостоятельной работы;

3) выяснение подготовленности студента к будущей практической работе;

Весь процесс написания контрольной работы можно условно разделить на следующие этапы:

а) выбор темы работы;

б) сбор научной информации, изучение литературы;

в) анализ составных частей проблемы, изложение темы;

г) обработка материала в целом.

Подготовку контрольной работы следует начинать с повторения соответствующего раздела учебника, учебных пособий по данной теме и конспектов лекций, прочитанных ранее. Приступать к выполнению работы без изучения основных положений и понятий науки, не следует, так как в этом случае студент, как правило, плохо ориентируется в материале, не может отграничить смежные вопросы и сосредоточить внимание на основных, первостепенных проблемах рассматриваемой темы.

После выбора темы необходимо внимательно изучить методические рекомендации по подготовке контрольной работы, составить план работы, который должен включать основные вопросы, охватывающие в целом всю прорабатываемую тему.

В контрольной работе необходимо показать знание рекомендованной литературы по данной теме, но при этом следует правильно пользоваться первоисточниками, избегать чрезмерного цитирования. При использовании цитат необходимо указывать точные ссылки на используемый источник: указание автора (авторов), название работы, место и год издания, страницы.

В процессе работы над первоисточниками целесообразно делать записи, выписки абзацев, цитат, относящихся к избранной теме. При изучении специальной юридической литературы (монографий, статей, рецензий и т.д.) важно обратить внимание на различные точки зрения авторов по исследуемому вопросу, на его приводимую аргументацию и выводы, которыми опровергаются иные концепции.

Кроме рекомендованной специальной литературы, можно использовать любую дополнительную литературу, которая необходима для раскрытия темы контрольной работы. Если в период написания контрольной работы были приняты новые нормативно-правовые акты, относящиеся к излагаемой теме, их необходимо изучить и использовать при её выполнении.

В конце контрольной работы приводится полный библиографический перечень использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы.

Наши рекомендации