Тема 5: «Учет расчетных операций».
1. Формы безналичных расчетов.
2. Учет расчетов с поставщиками.
3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
4. Учет расчетов с подотчетными лицами.
5. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
6. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
7. Учет кредитов и займов.
1. Формы безналичных расчетов.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства, связанные с продажей МЦ, выполнением работ или оказанием услуг друг другу. Расчеты, производимые организациями через банк, делятся на две группы: расчеты по товарным и по нетоварным операциям. Основными формами расчетов по товарным операциям являются: акцептная, аккредитивная, платежными поручениями, чеками, векселями, путем плановых платежей.
Акцептная форма расчетов раньше была наиболее распространенной. Акцепт — это согласие на оплату расчетного документа в определенный срок. Акцептная форма расчетов и расчеты платежными требованиями применяются между поставщиками и покупателями (заказчиками) за отгруженные товары и оказанные услуги. Эта форма позволяет покупателю контролировать выполнение поставщиком условий договора: сроков, условий поставки и цен.
Акцепт может быть предварительный и последующий. В случае предварительного акцепта плательщик, получив платежное требование, должен решить вопрос о его оплате: по иногородним счетам в течение 3-х рабочих дней, по одногородним – в течение 2-х дней. Если в этот срок не поступит отказ от оплаты, то требование считается акцептованным и оплачивается на следующий день.
При последующем акцепте платежное требование оплачивается немедленно при получении его банком плательщика, но затем плательщик должен в течение 3-х рабочих дней рассмотреть правильность оплаты и при необходимости заявить отказ от акцепта.
При аккредитивной форме расчетов учреждение банка по заявлению обслуживаемого им покупателя дает поручение иногороднему учреждению банка, обслуживающего поставщика, оплатить отгруженные поставщиком ТМЦ, работы или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении получателя. Сумму аккредитива банк покупателя депонирует на отдельном счете для последующего покрытия выплат поставщику по извещениям обслуживающего его банка.
Аккредитивная форма расчетов применяется при эпизодических, разовых расчетах между поставщиком и покупателем. При этой форме расчетов продукция оплачивается по месту нахождения поставщика, вслед за ее отгрузкой, после предъявления поставщиком своему банку счетов и товарно-транспортных накладных, подтверждающих факт отгрузки товаров (и др. документов, предусмотренных условиями аккредитива).
Наиболее распространенной формой безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениями. Такие расчеты ведутся в тех случаях, когда владелец счета дает распоряжение обслуживающему его банку о перечислении указанной им суммы со своего счета на счет получателя средств. Используется платежное поручение для оплаты уже полученных товаров (работ, услуг), для перечисления платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, различным юридическим и физическим лицам. Плат. поручение действительно в течение 10 дней со дня выписки. Если срок платеже не проставлен, то сроком платежа считается дата принятия документа банком. Платежное поручение считается исполненным только в момент зачисления денежных средств на указанный в поручении счет получателя.
В условиях перехода к рыночной экономике для безналичных расчетов используются расчетные чеки. Расчетный чек — это составленное на специальном банковском бланке письменное поручение владельца счета (чекодателя) произвести выплату определенной суммы денег получателю (чекодержателю) или о перечислении средств на его счет.
Для получения чековой книжки покупатель товаров представляет в банк заявление с такой просьбой. Затем покупатель депонирует на специальном счете в обслуживающем банке сумму, за счет которой в дальнейшем будут оплачиваться чеки. После этого поставщик отгружает товар, а покупатель выписывает ему чек на стоимость полученного товара. Поставщик предъявляет чек в обслуживающий его банк на инкассо для получения платежа. Банк поставщика предъявляет полученный чек для оплаты в банк покупателя, а банк покупателя производит оплату чека за счет депонированных ранее сумм.
В повседневной практике расчетных и кредитно-денежных отношений все чаще встречается вексель. Вексель является средством оформления отношений между организациями или товарных кредитов, предоставляемых продавцом покупателю в виде отсрочки уплаты денег за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги, в качестве залога для получения банковского кредита или займа, как средство обеспечения обязательств третьих лиц и пр. С момента выдачи векселя обязательство по первоначальному договору (купли-продажи, подряда и т.п.) трансформируется в долг по вексельной сделке – договор коммерческого кредита.
В векселе могут быть указаны сроки платежа:
— в момент предъявления векселя;
— спустя определенное время после предъявления векселя;
— спустя определенное время после составления векселя;
— в установленный день.
Проценты могут начисляться только по векселям, которые подлежат оплате по предъявлении или через определенное время после предъявления. Когда срок платежа в векселе определен конкретной датой, то проценты по нему не начисляются.
Расчеты в порядке плановых платежей используются при устойчивых постоянных взаимоотношениях между организациями за товары, работы и услуги. Платежи в этих случаях производят оговоренными суммами в заранее установленные сроки. Обычно такие расчеты не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу. Не реже 1 раза в месяц поставщик и покупатель проверяют, соответствуют ли платежи действительному объему поставок, и делают перерасчет.
2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками производятся в основном в безналичной форме; в настоящее время они сами выбирают форму расчетов при заключении договоров.
Для учета расчетов организации с поставщиками и подрядчиками за приобретенное сырье, материалы и др. ТМЦ, а также за потребленные услуги (электроэнергию, воду, газ и пр.) и работы (текущий и капитальный ремонт, строительство и пр.) в системе счетов бухгалтерского учета используют счет 60 «расчеты с поставщиками и подрядчиками». (Счет является А-П по кредиту – начисление задолженности поставщику, а про Дт – погашение задолженности S1Дт – означает долг поставщика организации, SКт – долг организации поставщику)
Аналитический учет ведут в хронологическом порядке по каждому поставщику или подрядчику. Причем он должен быть организован так, чтобы сведения можно было получить сгруппированными по срокам оплаты (долгосрочная или краткосрочная); расчетным документам, срок оплаты которых еще не наступил, не оплаченным в срок расчетным документам; выданным неоплаченным и просроченным векселям; неотфактурованным поставкам и т.д.
Основным документом по расчетным взаимоотношениям с поставщиками является счет-фактура, который служит основанием для оформления соответствующих банковских платежных документов на погашение задолженности. Счет-фактуру выписывает поставщик на отпускаемые (отгружаемые) ТМЦ в 2-х экземплярах.
Рассмотрим серию корреспонденций счетов.
1. Покупка ТМЦ у поставщика.
а) Дт 10,11,41,43 – Кт 60 — начислена задолженность поставщикам за ТМЦ, животные, товары, готовую продукцию, купленные у них.
б) Дт 19 – Кт 60 — на сумму НДС, причитающуюся к уплате поставщику.
в) Дт 60 – Кт 51 — оплачен счет поставщика с расчетного счета.
г) Дт 68 – Кт 19 — НДС списывается к зачету в бюджет.
На счете 60 учитываются также и расчеты с подрядчиками за выполненные работы и оказанные услуги.
2. Строительство коровника подрядным способом.
а) Дт 08 – Кт 60 — предъявлен счет подрядчиком за осуществленный этап строительства.
б) Дт 19 – Кт 60 — на сумму НДС.
в) Дт 60 – Кт 51 — оплачен счет подрядчика.
г) Дт 01 – Кт 08 — оприходован построенный свинарник в состав основных средств.
д) Дт 68 – Кт 19 — списан НДС к зачету в бюджет.
Аналитический учет по счету 60 «» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов по плановым платежам – по каждому поставщику и подрядчику.
В регистрах журнально-ордерной формы учета расчеты с поставщиками учитываются в журнале-ордере 6 – АПК и реестрах операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками (приложение к ж.–о. 6 – АПК).
3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
С/х предприятия произведенную с/х продукцию продают заготовительным организациям: хлебоприемным пунктам, мясокомбинатам, молокозаводам, заготконторам потребкооперации и т.п. Ее продают также детским учреждениям, учреждениям здравоохранения, общественного питания, торговли. Кроме с/х продукции в продажу разным организациям поступает продукция подсобных и прочих производств. С/х предприятия имеют также расчетные отношения по продаже продукции выполнению работ, оказанию услуг населению: рабочим организациям и другим гражданам.
Расчеты с/х предприятий с заготовительными организациями и прочими покупателями за проданную продукцию, оказанные услуги, выполненные работы учитывают на балансовом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Этот счет является активным и имеет сальдо по дебету. По дебету счета показывают начисление задолженности в пользу хозяйства соответствующих покупателей и заказчиков, а по кредиту --– погашение этой задолженности. По счету 62 формируется информация о задолженности покупателей и заказчиков за проданные (отгруженные) товары, работы и услуги, основные средства и прочее имущество, право собственности на которое перешло к покупателям согласно договорам купли-продажи или договорам поставки. По этому счету отражаются также суммы полученных авансов и предварительной оплаты от контрагентов.
По счету 62 «» в зависимости от видов расчетных операций выделяются субсчета:
1. «Расчеты по государственным контрактам».
2. «Расчеты в порядке инкассо».
3. «Расчеты плановыми платежами».
4. «Векселя полученные».
5. «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками».
«Инкассо» — это операция банка, посредством которой банк поставщика за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по поручению плательщика платежа.
На субсчете 1. учитывают расчеты с заготовительными организациями за реализуемую с/х продукцию в порядке выполнения государственных контрактов (договоров) на поставку продукции.
На субсчете 2 учитывают расчеты с покупателями при акцептной форме.
На субсчете 3 – при расчетах в порядке плановых платежей.
На субсчете 4 отражаются векселя, полученные от покупателей вместо прямой оплаты за проданную продукцию.
На субсчете 5 учитывают расчеты с разными предприятиями и организациями за проданную с/х продукцию и другую продукцию, расчеты с населением, прочие расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и услуги.
1. Продажа с/х продукции заготовительной организации.
а) Дт 90/2 – Кт 43 — реализована (отпущена) готовая продукция покупателям по план. с/б с доведением до факт. в конце года.
б) Дт 62 – Кт 90/1 — начислена задолженность покупателям по договорным ценам с учетом НДС.
в) Дт 90/3 – Кт 68 — на Σ НДС, причитающуюся к уплате в бюджет.
г) Дт 51 – Кт 62 — поступила на «Расчетный счет» задолженность от покупателей.
Для отражения расчетов с заготовительными организациями и прочими покупателями предназначены ж.-о. 11 –АПК(синт. учет) и вед. 38 – АПК (в кот. даются аналитические данные о состоянии расчетов с каждым покупателем и заказчиком.) аналитического учета расчетных операций.
2. Продажа продукции в обмен на топливо.
Дт 90/2 – Кт 43 — 2000
Дт 62 – Кт 90/1 — 3000 + 300 (10%)
Дт 90/3 – Кт 68 — 300
Дт 10 – Кт 60 — 2500
Дт 19 – Кт 60 — 20% = 500
Дт 60 – Кт 62 — 3000
Дт 68 – Кт 19 — 500
Дт 51 – Кт 62 — 300
4. Учет расчетов с подотчетными лицами.
В практике хозяйственной деятельности организации часто возникают расчеты которые производят через своих сотрудников, которым выдаются наличные деньги под отчет. Расчеты через подотчетных лиц производятся в случаях, когда оплата со счетов в банках или из кассы нецелесообразна или невозможна.
Подотчетные лица — это работники, получающие авансом наличные деньги в кассе организации на приобретение ТМЦ в магазинах, канцелярские и представительские расходы, оплату командировок и т. д. Командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя организации на определенный срок для выполнения служебного поручения вне листа его постоянной работы. Список лиц, которые могут получать деньги под отчет, оформляется приказом руководителя организации.
Подотчетному лицу выдается аванс, в сумме, необходимой для проведения намеченных мероприятий, но только в том случае, если оно не имеет задолженности по ранее полученным суммам. Подотчетные лица могут расходовать полученные авансы только на те цели, на которые они выделены.
После выполнения поручения подотчетное лица обязано представить в трехдневный срок в бухгалтерию авансовый отчет. о произведенных расходах – документ об использовании полученного аванса. К авансовому отчету прилагаются все оправдательные документы, подтверждающие расходы.
Основным видом операций по подотчетным суммам является оплата командировочных расходов; порядок их оплаты в настоящее время следующий:
1) оплачивается проезд к месту командировки и обратно в размере стоимости проезда воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси);
2) оплата найма жилого помещения – по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами, но не более 550 руб. в сутки. При отсутствии подтверждающего документа расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере 12 руб. в сутки.
3) оплата суточных – 100 руб. за каждый день нахождения в командировке.
Все операции с подотчетными суммами учитывают на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». (Счет 71 является активно-пассивным, т. к. по окончании учетного периода возможны как остатки неиспользованных подотчетных сумм, так и остатки не возмещенных организацией расходов по предоставленным авансовым отчетам). По дебету счета записывают выданные под отчет суммы, по кредиту – списанные долги с подотчетных лиц согласно представленным отчетам, а также возврат неиспользованных сумм авансов. Приведем примеры бухгалтерской записи:
1. Дт 71 – Кт 50 – 500 ед. — выдан аванс подотчетному лицу на командировочные расходы.
2. Дт 26 – Кт 71 – 450 ед. — по представленному авансовому отчету израсходованные средства отнесены на ОХР?.
3. Дт 50 – Кт 71 – 50 ед. — неиспользованный остаток аванса внесен в кассу.
4. Дт 10,41,43 – Кт 71 — оприходованы ТМЦ, купленные подотчетным лицом.
5. Дт 19 – Кт 71 – на сумму НДС по приобретенным подотчетным лицом ТМЦ.
Для отражения расчетов с подотчетными лицами в регистрах журнально-ордерной формы учета предназначен журнал-ордер № 7 – АПК.
5. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
С/х, как и другие предприятия производят определенные платеже в бюджет: плата за землю, налоги на прибыль и добавленную стоимость, налог на операции с ценными бумагами, налог на доходы с физических лиц, удержанный из зарплаты рабочих и служащих, местные налоги и др. Все перечисленные виды расчетов с финансовыми органами с/х предприятия учитывают на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», который является активно-пассивным и может иметь развернутое сальдо. По кредиту сальдо отражает задолженность хозяйства в пользу финансовых органов по платежам в бюджет, по дебету – задолженность финансовых органов в пользу хозяйства. Как правило, счет имеет кредитовое сальдо. Кроме того, по счету 68 с/х предприятия учитывают расчеты по внебюджетным платежам: в дорожные фонды.
По кредиту счета 68 отражают начисленные суммы платежей в бюджет. По дебету этого счета записывают погашение задолженности финансовым органам по платежам в бюджет, а также зачисленные суммы НДС.
1) Земельные платежи.
Начисленные суммы земельных платежей относятся на соответствующие затраты, учитываемые на счетах по принадлежности используемых земель:
Дт 20,08,23,29 – Кт 68 — начисление земельного налога по землям, используемым в основном производстве; по землям, на которых возводятся строительные объекты; по землям на которых находятся объекты вспомогательных производств ЖКХ, социально-культурного назначения, столовые и т. д.
2) Налог на доходы с физических лиц.
Этот налог уплачивают физические лица с получаемой ими зарплаты, вознаграждений, премий и других доходов трудового и нетрудового характера. Ставка 35% – по выигрышам, выплачиваемым по лотерее, с использованием игровых автоматов, со страховых выплат по добровольному страхованию и др.; по ставке 30% – с Σ дивидендов. Все остальные доходы с физических лиц облагаются по ставке 13%.
Дт 70 – Кт 68.
3) Налог на прибыль.
Уплачивается в том случае, если по условиям налогообложения данное хозяйство обязано его уплачивать: Дт 99 – Кт 68.
4) НДС.
По данному налогу используется два счета – 19 «НДС по приобретенным ценностям» – на суммы НДС, начисляемые поставщикам и другим кредиторам за поступающие ценности и выполненные для хозяйства работы и услуги, и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», где отражаются суммы НДС, уплаченные поставщикам и подлежащие зачету (по дебету).
Дт 19 – Кт 60 — на сумму НДС причитающуюся уплате поставщикам за купленные у них ТМЦ.
Дт 90/3 – Кт 68 — на сумму НДС, причитающуюся уплате в бюджет по реализованной продукции.
Дт 68 – Кт 19 — на сумму НДС к зачету в бюджет (после погашения задолженности поставщикам).
5) Налог на имущество с/х предприятия.
Уплачивают лишь в отдельных случаях. Объектом налогообложения является имущество организации, отражаемое в активе баланса: Дт 99 – Кт 68.
6) Налог с продаж — региональный налог.
(При продаже товаров, работ и услуг за наличный расчет – 5%)(Налоговая база – стоимость товаров (работ, услуг), включая НДС). Дт 90 – Кт 68.
Перечисление налогов в бюджет: Дт 68 – Кт 51.
вед. 32 – АПК аналитическом учете расчетов по НДС
вед. 37 – АПК аналитическом учете расчетов (кроме НДС) и по внебюджетным налоговым платежам.
Итоговые данные по Кт с разбивкой по корреспондирующим дебетовым счетам переносят в ж.о. 8 – АПК (ж/ордер 8 – АПК).
6. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
На предприятиях всех отраслей на заработную плату рабочих и служащих производят в определенном проценте отчисления для социального страхования. За счет этих отчислений работники получают оплату по временной нетрудоспособности и другие выплаты. В настоящее время данные отчисления называются единим социальным налогом, который зачисляется в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.
Взносы исчисляются по каждому фонду в отдельности по установленной ставке. Ставки дифференцированы в зависимости от налогооблагаемой базы, исчисляемой по каждому работнику. При возрастании налогооблагаемой базы ставка налога уменьшается. Исходная ставка установлена на доход одного работника до 100000 руб. (для организаций).
По Пенсионному фонду: 20,6%, фонду Социального страхования – 2,9% и фондам Обязательного медицинского страхования – 2,6%. Размер взносов определяется умножением суммы начисленных всем работникам организации доходов (зарплата, различного рода доплаты, премии, материальная помощь, материальная выгода и др.) на установленную ставку.
Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению (Единого социального налога) ведут на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» по следующим субсчетам:
1. Расчеты по социальному страхованию.
2. Расчеты по пенсионному обеспечению.
3. Расчеты по медицинскому страхованию.
По Кт счета 69 записывают суммы, начисленные органам социального страхования и обеспечения. По Дт – перечисление задолженности, о также начисленные суммы выплат по листкам нетрудоспособности и прочих платежах, предусмотренных законодательством за счет средств социального страхования.
1. Начислены взносы по единому социальному налогу:
Дт 08,20,23,25,26,44 – Кт 69 — … на доходы работников, занятых в капитальном строительстве; на доходы работников, занятых в основном производстве ……
Ежемесячная уплата налога:
Дт 69 – Кт 51.
Пособия по временной нетрудоспособности выплачивается на основании выданного работнику лечащим учреждением листка нетрудоспособности. (до 5 лет – 60%; от 5 до 8 лет – 80%; от 8 лет – 100% заработка).
Начисление суммы пособия по временной нетрудоспособности: Дт 69/1 – Кт 70.
При использовании средств на расходы, направленные на санаторно-курортное обслуживание и другие выплаты социального характера:
1) пособия: по временной нетрудоспособности; по уходу за больными, по беременности и родам, по уходу за ребенком, на погребение.
2) оплата за путевки на лечение, отдых и туризм. Оплата проезда в санатории, диетическое питание содержание санаториев-профилакториев.
3) содержание (дотация) пионерских лагерей, оплата путевок для детей и т. д.
Дт 69 – Кт 50,51.
Все организации ежемесячно по начисленным и уплаченным платежам по единому социальному налогу предоставляют расчет в налоговые органы.
Аналитический учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению в ведомостях:
ф. 55 – АПК «Ведомость учета расчетов по социальному и медицинскому страхованию» (69/1; 69/3?).
ф. 56 – АПК «ведомость учета расчетов по соц. обеспечению».
ф. 78 – АПК «ведомость распределения оплаты труда, отчислений на социальные нужды, в резервы и страховые фонды».
Синтетический учет – в ж.-о. 10 – АПК.
7. Учет кредитов и займов.
В современных условиях хозяйствования нормальная деятельность организации невозможна без периодического привлечения дополнительной поддержки в виде заемных средств (кредитов и займов).
Кредит (ссуда, долг) – это система экономических отношений между различными юридическими и физическими лицами, возникающих при передаче в долг денег или товаров во временное пользование на условиях возвратности, платности и срочности. Организация имеет возможность получать кредиты, если она является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и собственные оборотные средства. Порядок выдачи и погашения кредитов определяется законодательством и регулируется кредитным договором.
Кредитный договор — это целенаправленный документ, который составляется под исполнение конкретных условий контракта.
Заем — это договор, в силу которого одна сторона (заимодавец) передает другой стороне (заемщику) в собственность или оперативное управление деньги или вещи на условиях возврата с уплатой процентов или без уплаты таковых. Сторонами договора могут быть юридические и физические лица кроме банков.
Для учета кредитов банка и займов предусмотрены пассивные счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» предназначен для учета информации о состоянии краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией.
На счете 67 «» учитывают информацию о состоянии долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией.
Суммы полученных организацией кредитов и займов, т.е. увеличение задолженности по кредитам банка и займам, отражаются по кредиту счетов 66,67, а по дебету – погашение кредитов и займов.
Операции по счетам 66,67:
1) Зачислены кредиты и займы на расчетный счет: Дт 51 – Кт 66,67.
2) Оплата задолженности поставщикам и подрядчикам за счет кредитов и займов: Дт 60 – Кт 66,67.
3) Оплата со ссудных счетов задолженности органам соц. страхования и обеспечения; в бюджет: Дт 68,69 – Кт 66.
4) Выставление поставщику со ссудных счетов аккредитива, либо получение чековых книжек: Дт 55 – Кт 66,67.
5) Получение наличных денег со ссудных счетов (например, покупка за счет кредитов и займов молодняка скота у частных лиц, получение денег на оплату труда строительным рабочим): Дт 50 – Кт 66,67.
6) Погашение кредитов и займов с расчетного счета (при наступлении срока платежа): Дт 66,67 – Кт 51.
7) За пользование кредитом (займом) хозяйство уплачивает проценты в установленных размерах: Дт 91/2 – Кт 66,67 — начисление %; Дт 66,67 – Кт 51 — перечисление % с расчетного счета.
Долгосрочный кредит, как правило выдается на нужды кап. вложений. Краткосрочный – на текущие нужды организации (например, на покупку семян, топлива, молодняка КРС).
Аналитический учет в вед. 26 – АПК аналитического учета кредитов и займов, а синтетический учет – в ж.о. 4 – АПК.