Развитие логистических систем в АПК
За годы трансформации российской экономики, наряду с положительными последствиями, обусловленными экономической свободой товаропро-изводителей и торгово-посреднических структур, сопровождались серьезными негативными моментами. Увеличились объемы нерациональных перевозок, оказалась значительно нарушенной стабильность взаимоотношений между хозяйствующими партнерами в СНГ, так и между регионами при этом возросла многозвенность в процессе циркуляции товаров. Недостаточно отработанным является механизм функционирования системы государственных закупок продовольствия, агроснабжения и лизингового обслуживания т оваропроизводителей, сохраняется диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
На уровне отраслей и регионов страны долгое время не разрабатывались комплексные стратегии развития агропромышленного комплекса, что способствовало ухудшению финансового состояния хозяйствующих субъектов в период мирового финансового кризиса, медленному развитию необходимых производственных мощностей, усилению социальной напряженности, что по настоящее время приводит к оттоку работоспособного населения из депрессивных сельских населенных пунктов и т.д.
При этом все эти накопившиеся за последние десятилетия проблемы в АПК требуют системного, комплексного подхода к их решению, что предполагает развитие новых для отечественной экономики инструментов хозяйствования.
Все более востребованной в отраслях АПК становится логистика - наука и практика управления материальными, финансовыми и информационными потоками.
Необходимость развития логистических систем в аграрном секторе связана с тем, что для отраслей АПК характерно отсутствие территориальной локализации производственных процессов. Предприятия перерабатывающей сельхозпродукцию промышленности, как правило, пространственно удалены от источников сырья, что вызывает необходимость физического перемещения материальных потоков, как во времени, так и в пространстве. В целом материальные, финансовые и информационные потоки в структуре АПК имеют три направления:
* сельхозпредприятия и предприятия перерабатывающей промышленности ↔ конечный потребитель (рынок продовольствия). Взаимодействие происходит через логистические, то есть материально-денежно-информаци-онные потоки;
* сельскохозяйственные предприятия ↔ предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности (рынок сельхозсырья);
* сельскохозяйственные предприятия ↔ предприятия перерабатывающей промышленности (рынок продуктов переработки).
Организация ресурсного обеспечения сельхозпроизводителей и продвижения их продукции на рынок на основе логистики дает значительный экономический, социальный и экологический эффект. По существу логистика должна охватывать все сферы агропромышленного комплекса, все экономические потоки, все логистические цепи и все стадии воспроизводственного процесса. Логистика АПК представляет собой науку и практику управления экономическими потоками в сфере производства, распределения, обмена и потребления продукции сельского хозяйства. Она включает в себя как ресурсное обеспечения АПК, так и сбыт готовой продукции. Главной целью логистики АПК является полное удовлетворение нужд и потребностей населения и народного хозяйства в продуктах питания, сельскохозяйственном сырье и продуктах его переработки. Последствиями оптимизации логистических издержек являются: в период сезонного повышения спроса – обеспечение максимальных объемов продаж за счет налаженной системы доставки продукции; в периоды спада – оптимизация затрат на поддержание товарного запаса, обеспечение сохранности продукции за счет предоставления специально адаптированных условий хранения. Преодоление времени и расстояния при движении продукции, организация эффективной службы ее поставок – основная задача логистики.
Логистика во взаимосвязи с маркетингом представляет собой наиболее
приемлемый на сегодняшний день вариант системы управления в экономике.
Она занимает стратегическую организационную позицию между производством и маркетингом. Ценовая политика и упаковка – совместные обязанности логистики и маркетинга. Приобретение материальных ресурсов
и доставка готовой продукции – примеры взаимодействия логистики, производства и маркетинга.
Таким образом, для повышения конкурентоспособности продукции отечественных сельхозпроизводителей в современных условиях уже недостаточно ограничиться внесением тех или иных изменений в производственный процесс. Необходима коренная перестройка системы производственной и распределительной деятельности хозяйствующих субъектов на основе развитой логистической системы.