Инвестиционный процесс и инвестиционная стратегия предприятия

Инвестиция–решение предприятия о приобретении реального, неосязаемого или финансового актива, сопровождающееся отрицательным денежным потоком (оттоком средств), имеющей своей целью повышение богатства собственника, выражающееся в росте стоимости предприятия

Этапы инвестирования:

1. выбор инвестиций и принятие решения об инвестировании;

2. реализация инвестиционного проекта;

3. эксплуатация инвестиционного проекта.

В качестве предмета анализа нас интересует первый этап. Остальные два - организация производства.

Инструмент - правило сегодняшней стоимости.

Классификация видов инвестиций:

1. По природе инвестиций:

1) реальные - приобретение предприятием материальных активов, необходимых для осуществления воспроизводства на предприятии (здания, сооружения, производственное и торговое оборудование)

1.1)промышленные

1.2)коммерческие (торговые)

2) неосязаемые - затраты предприятия на приобретение патентов, лицензий, ноу-хау, франшизы, повышение квалификации персонала, повышение имиджа компании;

3) финансовые - операции предприятия по приобретению различного рода финансовых активов (ценные бумаги, банковские депозиты, кредиторская задолженность предприятия – когда предприятие - кредитор).

2. По целям инвестирования:

1) на обновление производства (= капитальные вложения) - замена устаревшего оборудования, техническое перевооружение, реконструкция производства;

2) на расширение производства (= капитальные вложения) - введение новых производственных объектов, новых площадок, строительство новых предприятия;

3) на повышение конкурентоспособности продукции - повышение качества продукции, улучшение условий организации труда и процессов управления (наиболее распространенный вид инвестирования, позволяет предприятию снизить издержки и удержать позиции в конкурентной борьбе;

4) обязательные – обусловлены законодательством, выполнение требований техники безопасности и нормативно-правовых актов;

5) социального характера - создание и поддержание объектов социальной сферы;

6) на поглощение или образование стратегических альянсов (чаще относятся к финансовым).

3. По степени риска:

1) рисковые – в т.ч. венчурные инвестиции (осуществляются в форме выпуска акций вновь созданных предприятий в новых сферах деятельности для внедрения инноваций)

2) безрисковые - инвестиции в государственные ЦБ (облигации);

4. По цели инвесторов:

1) прямые - вложения в УК других хозяйствующих субъектов с целью приобретения контроля над ним (стратегические, капиталообразующие)

- значительные масштабы

- долговременный характер

=> высокий риск

2) портфельные - инвестиции предприятия в ценные бумаги с целью получения дохода или другой целью (кроме установления контроля)

- одна из целей - диверсификация инвестиций, т.е. вложение средств в разные по уровню и доходности активы, формирование инвестиционного портфеля

- минимизация риска при определенном уровне доходности

- могут быть задачи: сохранение сбережений, страхование рисков предприятия, потери ликвидности, получение регулярного дохода

Доходность инвестиционного портфеля – линейная функция от доходности:

Кр = Инвестиционный процесс и инвестиционная стратегия предприятия - student2.ru , kj – доходность j-го актива, dj – доля j-го актива в портфеле

Критерии принятия инвестиционного решения

Этапы принятия инвестиционного решения:

1. определение цели инвестирования;

2.анализ инвестиционных возможностей;

3. определение объема необходимых и доступных средств для осуществления инвестиций;

4. выбор варианта инвестирования с учетом интересов участников кругообороты и критериев принятия инвестиционного решения;

5. принятие окончательного решения о схеме финансирования инвестиции.

При принятии инвестиционного решения сталкиваются интересы большинства участников кругооборота капитала на предприятии + учитываются их возможности.

1. Цели инвестирования подчинены стратегическим целям развития предприятия, а они напрямую связаны со стадиями жизненного цикла предприятия:

1) зарождение предприятия.

Цель - формирование УК, достаточного для начала производственного процесса на предприятии;

2) рост предприятия - позиционирование и занятие определенной ниши на рынке, наращивание экономического потенциала.

Цель - расширение производственной деятельности предприятия;

3) зрелость - расширение бизнеса, диверсификация бизнеса, создание стратегических альянсов, возможность поглощения конкурентов.

Цель - модернизация, расширение производства, создание нового производства, осуществление поглощения, создание альянсов;

Стратегические цели наиболее разнообразны

4) стадия упадка – стратегическая цель - выведение из кризиса.

Цель (становятся более специфическими) - сокращение убытков путем отказа от выпуска неконкурентных продуктов, продажа излишних активов, реструктуризация производства и предприятия;

5) реструктуризация – стратегическая цель - сохранение имущества предприятия как производственного комплекса или наиболее выгодная продажа, банкротство и ликвидация предприятия. Инвестиционная активность угасает.

NB! Рост и зрелость - наиболее интересные для инвестирования стадии.

Наши рекомендации