Инвестиционный процесс и инвестиционная стратегия предприятия
Инвестиция–решение предприятия о приобретении реального, неосязаемого или финансового актива, сопровождающееся отрицательным денежным потоком (оттоком средств), имеющей своей целью повышение богатства собственника, выражающееся в росте стоимости предприятия
Этапы инвестирования:
1. выбор инвестиций и принятие решения об инвестировании;
2. реализация инвестиционного проекта;
3. эксплуатация инвестиционного проекта.
В качестве предмета анализа нас интересует первый этап. Остальные два - организация производства.
Инструмент - правило сегодняшней стоимости.
Классификация видов инвестиций:
1. По природе инвестиций:
1) реальные - приобретение предприятием материальных активов, необходимых для осуществления воспроизводства на предприятии (здания, сооружения, производственное и торговое оборудование)
1.1)промышленные
1.2)коммерческие (торговые)
2) неосязаемые - затраты предприятия на приобретение патентов, лицензий, ноу-хау, франшизы, повышение квалификации персонала, повышение имиджа компании;
3) финансовые - операции предприятия по приобретению различного рода финансовых активов (ценные бумаги, банковские депозиты, кредиторская задолженность предприятия – когда предприятие - кредитор).
2. По целям инвестирования:
1) на обновление производства (= капитальные вложения) - замена устаревшего оборудования, техническое перевооружение, реконструкция производства;
2) на расширение производства (= капитальные вложения) - введение новых производственных объектов, новых площадок, строительство новых предприятия;
3) на повышение конкурентоспособности продукции - повышение качества продукции, улучшение условий организации труда и процессов управления (наиболее распространенный вид инвестирования, позволяет предприятию снизить издержки и удержать позиции в конкурентной борьбе;
4) обязательные – обусловлены законодательством, выполнение требований техники безопасности и нормативно-правовых актов;
5) социального характера - создание и поддержание объектов социальной сферы;
6) на поглощение или образование стратегических альянсов (чаще относятся к финансовым).
3. По степени риска:
1) рисковые – в т.ч. венчурные инвестиции (осуществляются в форме выпуска акций вновь созданных предприятий в новых сферах деятельности для внедрения инноваций)
2) безрисковые - инвестиции в государственные ЦБ (облигации);
4. По цели инвесторов:
1) прямые - вложения в УК других хозяйствующих субъектов с целью приобретения контроля над ним (стратегические, капиталообразующие)
- значительные масштабы
- долговременный характер
=> высокий риск
2) портфельные - инвестиции предприятия в ценные бумаги с целью получения дохода или другой целью (кроме установления контроля)
- одна из целей - диверсификация инвестиций, т.е. вложение средств в разные по уровню и доходности активы, формирование инвестиционного портфеля
- минимизация риска при определенном уровне доходности
- могут быть задачи: сохранение сбережений, страхование рисков предприятия, потери ликвидности, получение регулярного дохода
Доходность инвестиционного портфеля – линейная функция от доходности:
Кр = , kj – доходность j-го актива, dj – доля j-го актива в портфеле
Критерии принятия инвестиционного решения
Этапы принятия инвестиционного решения:
1. определение цели инвестирования;
2.анализ инвестиционных возможностей;
3. определение объема необходимых и доступных средств для осуществления инвестиций;
4. выбор варианта инвестирования с учетом интересов участников кругообороты и критериев принятия инвестиционного решения;
5. принятие окончательного решения о схеме финансирования инвестиции.
При принятии инвестиционного решения сталкиваются интересы большинства участников кругооборота капитала на предприятии + учитываются их возможности.
1. Цели инвестирования подчинены стратегическим целям развития предприятия, а они напрямую связаны со стадиями жизненного цикла предприятия:
1) зарождение предприятия.
Цель - формирование УК, достаточного для начала производственного процесса на предприятии;
2) рост предприятия - позиционирование и занятие определенной ниши на рынке, наращивание экономического потенциала.
Цель - расширение производственной деятельности предприятия;
3) зрелость - расширение бизнеса, диверсификация бизнеса, создание стратегических альянсов, возможность поглощения конкурентов.
Цель - модернизация, расширение производства, создание нового производства, осуществление поглощения, создание альянсов;
Стратегические цели наиболее разнообразны
4) стадия упадка – стратегическая цель - выведение из кризиса.
Цель (становятся более специфическими) - сокращение убытков путем отказа от выпуска неконкурентных продуктов, продажа излишних активов, реструктуризация производства и предприятия;
5) реструктуризация – стратегическая цель - сохранение имущества предприятия как производственного комплекса или наиболее выгодная продажа, банкротство и ликвидация предприятия. Инвестиционная активность угасает.
NB! Рост и зрелость - наиболее интересные для инвестирования стадии.