Понятие и состав нематериальных активов
Нематериальные активы (НМА) являются одной из составных частей внеоборотных активов организации. Понятие НМА раскрывается в ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» путем перечисления условий, одновременное выполнение которых и позволяет квалифицировать активы как нематериальные актив, а именно:
а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, т.е.. предназначен для использования в производстве продукции. Выполнения работ или оказания услуг, для управленческих нужд;
б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые объект способен приносить в будущем, в том числе имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и право организации на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (патенты, свидетельства или другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам;
в) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
г) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
д) отсутствие намерений последующей перепродажи данного имущества в течение 12 месяцев;
е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;
ж) отсутствие материально-вещественной структуры.
НМА можно подразделить на следующие группы: права на объекты интеллектуальной собственности и деловая репутация организации. В соответствии с перечисленными условиями к НМА относят следующие объекты интеллектуальной собственности:
- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
- имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
- исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
- исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.
Интеллектуальная собственность – это обобщающее понятие исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица.
Программа для ЭВМ – объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата.
База данных - объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных т.о., чтобы эти данные м.б. найдены и обработаны с помощью ЭВМ (базы нормативных документов «Консультант плюс», «Гарант»).
Топология интегральной схемы – зафиксированное на материальном носителе расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.
В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (устройству, веществу) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств).
В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству.
В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид.
Патент на изобретение, промышленный образец – документ, удостоверяющий приоритет, авторство изобретения, полезной модели, промышленного образца.
Товарный знак и знак обслуживания – обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.
Селекционное достижение – новый сорт растений или новая порода животных, имеющие присущие только им отличительные признаки.
Деловая репутация организации - возникает в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса в целом или его части (разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств).
Положительная деловая репутация формы – это надбавка к цене, уплачиваемой покупателем в ожидании экономических выгод, которая учитывается в качестве отдельного инвентарного объекта и амортизируется в течение 20 лет, но не более срока деятельности организации. Отрицательная деловая репутация – это скидка с цены, предоставляемая покупателю в связи с отсутствием стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.д. Она в полной сумме относится на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов.
В составе НМА разрешают учитывать и сложные объекты, которые включают несколько результатов интеллектуальной деятельности. Например, кинофильмы, мультимедийные продукты, единые технологии. Организация может отнести к НМА и сложные объекты, на которые у нее есть как исключительные, так и неисключительные права. Например, сделанные на заказ Интернет - сайты, компьютерные программы. Вопрос о включении их в состав НМА организация решает самостоятельно, выбрав соответствующие критерии и утвердив их в учетной политике.
Единицей бухгалтерского учета НМА является инвентарный объект, под которым понимается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. В качестве инвентарного объекта НМА также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, театрально-зрелищное представление, единая технология).