Классификация потребностей людей
Концепция маркетинга.
Концепции маркетинга – это наиболее общие подходы к решению задач достижения желаемого уровня сбыта на разных рынках, принципы их решения, которые являются основой управления маркетингом.
Известны пять концепций, на основе которых осуществляется управление маркетингом:
1) Концепция совершенствования производства. Эта концепция состоит в том, что потребителя будут покупать товары, которые широко распространены и доступны по цене, и организация должна сосредоточить усилия на совершенствовании производства и системы распределения. Применение концепции совершенствования производства подходит в двух ситуациях: когда рынок ненасыщен, т.е. спрос на товар превышает предложение, и когда себестоимость товара слишком высока, ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности. Это концепция «равнодушия» к потребителям, она применима в редких случаях.
2) Концепция совершенствования товара.В соответствии с данной концепцией потребители будут покупать товары наивысшего качества, с наилучшимиэксплуатационными свойствами и характеристиками, следовательно, фирма должна сосредоточить усилия на постоянном совершенствовании товара. Так, некоторые производители считают, что их ждет успех, если они создадут супермышеловку, однако покупатели могут предпочесть химический аэрозоль против мышей. Эта концепция приводит к «маркетинговой близорукости», так как упускает из виду потребности клиентов.
3) Концепция интенсификации коммерческих усилий. Эта концепция состоит в том, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере стимулирования сбыта. Используется агрессивная и назойливая реклама. Едва клиент появляется у прилавка или входит в демонстрационный зал, продавец мгновенно начинает «психологическую обработку» с целью принудить клиента совершить покупку. Долгосрочные результаты деятельности предприятия, руководствующегося этой концепцией, неблагоприятны.
4) Концепция чистого маркетинга.. Данная концепция утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности потребителей за счет использования более эффективных (чем у конкурентов) способов. Суть этой концепции определяют с помощью выражений типа «Отыщите потребности и удовлетворите их» или «Производите то, что можете продать, вместо того чтобы пытаться продать то, что можете произвести». Концепция чистого маркетинга – это ориентация на потребности клиентов, подкрепленная комплексными маркетинговыми мероприятиями, нацеленными на обеспечение потребительской удовлетворенности. Потребительская удовлетворенность – основа достижения целей организации. Данная концепция базируется на теории суверенитета потребителя.
5) Концепция социально--этического маркетинга. В соответствии с данной концепцией задачей организации является установление потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности потребителей более эффективными (чем у конкурентов) способами при одновременном обеспечении благополучия общества в целом. Ее появление связано с сомнениями, что концепция чистого маркетинга адекватна современным реалиям. Концепция социально-этичного маркетинга требует от предприятия сочетания трех факторов, Это получение прибыли, удовлетворение запросов потребителей и улучшение общего благосостояния людей. Этой концепции придерживаются крупнейшие в мире компании.
Цели и функции маркетинга
Основные цели маркетинга:
1) максимизация потребления – оптимизация производства, уровня занятости и благосостояния общества;
2) максимизация степени удовлетворенности потребителей. Достижение роста степени потребления, удовлетворения;
3) максимизация выбора для потребителей. Важно обеспечить такое разнообразие товара, чтобы потребители нашли товар, полностью удовлетворив потребность;
4) максимизация качества жизни.
Маркетинг осуществляет определенный набор функций, группирующийся по 5 блокам:
1) планово-исследовательские, контрольные и организационные функции:
- маркетинговые исследования, сбор информации и прогнозирование рынка;
- разработка маркетинговых стратегий;
- составление плана и бюджета маркетинга, разработка оперативной программы предприятия;
- маркетинговый контролинг;
- организация маркетинга на предприятии
2) функции формирования рынка и ценообразования:
- поиск и разделение рынка сбыта;
- сегментация рынка;
- разработка нового товара, модернизация старого;
- тестирование рынка и самосертификация;
- разработка жизненного цикла товара;
- разработка и осуществление ценовой стратегии маркетинга;
- разработка и защита марки товара
3) функции регулирования рынка:
- стимулирование спроса и предложения
- регулирование товарных запасов, цен
4) функции товародвижения:
- выбор торговых посредников (дистрибьюторов), формирование, эксплуатация каналов товародвижения.
- организация сбыта и продажи товаров
- управление предприятием и складирование товара (логистика)
- научная организация торгового процесса
- организация лизинга
5) функции управления продвижением товара:
- организация рекламной деятельности
- организация каналов маркетинговой коммуникации
- организация конкурентной борьбы
- научная организация сервиса
Основные функции маркетинга:
- анализ рыночных возможностей предприятия;
- разработка товарной политики предприятия;
- разработка ценовой политики;
- разработка системы распределения каналов сбыта;
- разработка системы продвижения товара
5. Основные понятия маркетинга: потребность, желание, спрос
Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Потребности по-разному проявляются в зависимости от ситуационных факторов. Потребности различают:
- по сферам деятельности: потребности труда, познания, общения, отдыха;
- по объекту потребностей: материальные, духовные, этические, эстетические и др. потребности;
- по функциональной роли: доминирующие/второстепенные, центральные/периферические, устойчивые/ситуативные потребности;
- по субъекту потребностей: групповые, индивидуальные, коллективные, общественные.
Спрос – это желание и возможность покупателя приобрести товар по определённой цене. Определять спрос только на основе желаний покупателя невозможно и ошибочно. Далеко не все желания покупателей осуществимы. Кроме желания нужно располагать возможностью их купить, т.е. обладать покупательской способностью.
Количественно спрос можно измерять показателем “величина спроса”.
Классификация потребностей людей
1. Биологические (естественные) потребности. Это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.
2. Материальные потребности
Материальными мы называем потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей.
3.Социальные потребности
В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.
4. Духовные потребности
Духовность - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными усилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами.
5.Ценностно-ориентированные потребности
Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.
По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.
Маркетинговая среда
Маркетинговая среда фирмы - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.
Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды.
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями.
Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду такими, как факторы демографического, экономического, технического, политического, культурного характера.