Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. В соответствии с учебным планом ДГИНХ по кафедре государственно-правовых дисциплин на изучение курса «Финансовое право» отводится 51 час аудиторных занятий и
В соответствии с учебным планом ДГИНХ по кафедре государственно-правовых дисциплин на изучение курса «Финансовое право» отводится 51 час аудиторных занятий и 21 час самостоятельной работы студента. При этом соотношение количества часов по видам занятий может варьироваться в зависимости от исходного образовательного уровня обучающихся (наличия среднего профессионального юридического образования, непрофильного высшего образования) а также от формы обучения (очная, заочная).
Основными формами аудиторной работы студента являются лекции и практические (семинарские занятия). Внеаудиторной формой изучения спецкурса является самостоятельная работа студента и научно-исследовательская работа. Итоговой формой контроля является экзамен.
Лекцииявляются одной из основных форм обучения студентов и представляют собой аудиторную форму общения преподавателя со студентами, при которой преподаватель передает, а студенты воспринимают основную информацию, знания, необходимые для усвоения учебного материала.
Целями лекции являются передача студентам современных, целостных знаний, обеспечение творческой работы обучающегося совместно с преподавателем, воспитание у студентов профессионально-деловых качеств, развитие творческого мышления обучающихся.
Лекции по курсу носят проблемный характер, отражают современное состояние юридической науки, акцентируют внимание на наиболее сложных и неоднозначно решаемых в правоприменительной практике вопросах. В связи с быстрым изменением законодательной базы, лекция приобретает особое значение, поскольку имеющаяся учебная и учебно-методическая литература зачастую не успевает отразить новейшие изменения нормативного материала.
Во время лекции рекомендуется пользоваться необходимым нормативным материалом и программой курса, поскольку их содержание позволит студентам наиболее четко и полно воспринимать высказывания лектора и более качественно усваивать материал лекции.
Семинарские занятия представляют собой групповую форму теоретического обучения, при которой студенты под руководством преподавателя обсуждают проблемные вопросы той или иной темы. Проблемные вопросы, выносимые на обсуждение в ходе семинарских занятий, исходят из потребностей науки и правоприменительной практики.
Основной целью проведения семинарских занятий является активизация познавательной деятельности обучающихся; развитие их профессионального мышления и способности юридически грамотно излагать свои мысли; формирование важнейших для юриста навыков публичных выступлений. Целью семинарских занятий также является совместная теоретическая разработка новых путей решения той или иной научной или практической проблемы.
В ходе обсуждения вопросов, выносимых на рассмотрение семинара, студентам следует дополнять, грамотно исправлять неполные или недостаточно полные ответы своих сокурсников. Важной особенностью семинаров является то, что в ходе обсуждения вопросов у всех студентов имеется возможность высказать свое мнение по рассматриваемому вопросу, поспорить как со своими сокурсниками, так и с преподавателем. В споре, согласно известному утверждению, рождается истина. При этом спор должен носить характер научного диспута и быть этичным. Точка зрения, отстаиваемая студентом, должна быть обоснованной.
В зависимости от изучаемой темы и ее специфики преподаватель выбирает следующие формы проведения семинарских занятий: совместное обсуждение теоретических вопросов (семинар-беседа); заслушивание проблемного доклада (сообщения, реферата) и его обсуждение (семинар с докладом); научный диспут с участием практических работников и ученых (семинар-диспут); круглый стол с участием специалистов смежных отраслей научного знания (межпредметный семинар).
Подготовка к семинарскому занятию может различаться в зависимости от вида семинарского занятия. При подготовке к любому семинарскому занятию студенту следует изучать: конспект лекции, соответствующие нормативные акты, материалы судебной практики, учебно-методическую, учебную и монографическую литературу по теме семинарского занятия.
При выступлении на семинарских занятиях студенту, при необходимости, разрешается пользоваться материалами конспекта, однако злоупотреблять этим правом не следует.
По завершению семинарского занятия преподаватель подводит итоги. Подведение итогов занятия предполагает оценку преподавателем работы группы в целом и отдельных ее членов, в частности.
Практическое занятие представляет собой своеобразную связь теории с практикой, и имеет своей целью закрепление теоретических знаний путем решения различных учебно-практических задач.
Основной целью проведения практических занятий является закрепление полученных студентами теоретических знаний, выработка навыков их использования в практической деятельности; получение новых знаний о применении положений науки на практике; формирование у обучающихся интереса к будущей специальности и любви к избранной профессии.
В ходе подготовки к практическим занятиям студенты самостоятельно решают предложенные преподавателем практические задачи. При решении той или иной задачи студенту вначале следует уяснить ее содержание, выявить вопросы, подлежащие разрешению, а затем внимательно проанализировать содержание конкретного казуса. После этого студент, с использованием нормативного материала и материалов опубликованной судебной практики должен дать исчерпывающий, основанный на законе, юридически грамотный ответ, представляющий собой юридическую характеристику действий, указанных в задаче лиц.
Ответ должен содержать ссылку на конкретные статьи нормативно-правовых актов. Решение задачи необходимо законспектировать.
Общие требования подготовки к практическим занятиям, в принципе, те же, что и при подготовке к семинарским занятиям, однако при сборе материала наибольшее внимание следует уделять изучению судебной практики.
В ходе практического занятия студенты зачитывают условия задачи, анализируют ход ее решения и оглашают верный, на их взгляд, способ решения того или иного юридического казуса. При ответе, студенту разрешается пользоваться материалами нормативно-правовых актов, материалами судебной практики и предварительно заготовленным решением. После оглашения решения задачи правильность разрешения юридического казуса выносится на всеобщее обсуждение.
По завершению практического занятия преподаватель подводит его итоги. Подведение итогов занятия предполагает оценку преподавателем работы группы в целом и отдельных ее членов.
Самостоятельная работа студентовявляется неотъемлемой частью процесса обучения вообще и изучения настоящего спецкурса, в частности.
Основными формами самостоятельной работы студента являются изучение, обобщение и краткое конспектирование нормативного материала, судебной практики, научной и учебной литературы.
Дополнительными формами самостоятельной работы студента являются подготовка научных сообщений, проблемных докладов, рефератов по темам, обозначенным в настоящей программе или вопросам в рамках курса, которые студент считает полезными рассмотреть. Студенты также могут участвовать в подготовке научных статей, выступлениях на круглых столах, конференциях, институтских, межвузовских, республиканских и всероссийских олимпиадах и конкурсах научных работ, работе кафедры государственно-правовых дисциплин ДГИНХ по научным направлениям для студентов. Научно-исследовательская работа студентов поощряется, ее результаты учитываются при аттестации студента.
В ходе самостоятельной работы студентам следует пользоваться фондами научной библиотеки ДГИНХ, ДГУ и других библиотек.
Студенты могут использовать информационно-правовые системы «Гарант» и «Консультант +», материалы сети Интернет, доступ к которым обеспечивается компьютерными классами ДГИНХ.
Студентам также следует пользоваться материалами периодических изданий, в частности, журналов: «Государство и право», «Законность», «Закон и право», «Законодательство», «Черные дыры» в Российском законодательстве», «Политика и право», «Журнал Российского права» и других. Необходимо также пользоваться сборниками научных трудов, издаваемыми в ДГИНХ и других высших учебных заведениях, сборниками тезисов и докладов научно-теоретических и научно-практических конференций и.т.п.
При подготовке к занятиям могут быть использованы материалы периодической печати, в частности, газет: «Российская газета», «Парламентская газета», «Версия», « Курьер-консультант» и других.
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
- технические средства: компьютерная техника, персональные компьютеры, проектор, интерактивная доска
- методы обучения с использованием информационных технологий: компьютерное тестирование, демонстрация мультимедийных материалов.
- перечень Интернет-сервисов и электронных ресурсов
- информационные справочные системы: ЭБС Книгафонд, «Гарант», «Консультант Плюс»