Финансовая система Германии

Финансовая система ФРГ включает федеральный бюджет, бюджеты 16 земель, общин, специальные правительственные и внебюджетные фонды, финансы Федеральной железной дороги (Бундесбан) и Федеральной почты (Бундеспост), государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду. Вся страна разбита на финансовые округа. Связующим звеном между бюджетом федерации и бюджетами земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько финансовых округов.

Формально все звенья бюджетной системы автономны, т. е. самостоятельно составляют бюджет, взимают налоги, сборы, расходуют средства на выполнение функций, подпадающих под их юрисдикцию.

Финансовая система Великобритании

Финансовая система Великобритании включает в себя 4 традиционных звена:

• государственный бюджет,

• местные бюджеты,

• специальные внебюджетные фонды,

• финансы государственных предприятий.

Государственный бюджет страны состоит из двух частей:

a. консолидированного фонда, который включает текущие поступления средств и их расходование;

b. национального фонда займов, куда входят доходы и расходы государства, связанные с движением капитала.

Основная часть расходов финансируется из консолидированного фонда (98%), который формируется преимущественно налоговыми поступлениями (95%). К неналоговым поступлениям относят доходы от продажи государственной собственности, административные взыскания и др.

Структура расходов местных органов власти следующая:

 социальная защита – 32

 образование – 28

 охрана правопорядка – 12

 коммунальные услуги – 5

 транспорт и коммуникации – 4

 другие – 19.

Фин.система франции

Франция относится к экономически развитым странам с унитарной формой государственного устройства. Во Франции, как в большинстве унитарных государств, сложилась двухуровневая система государственного устройства: центральные органы государства и местные органы. Финансовая система Франции отличается высокой степенью централизации. Центральный бюджет включает в себя общий бюджет государства, присоединенные к нему бюджеты различных государственных организаций, специальные счета казначейства. В Центральном бюджете аккумулируется примерно 80% всех доходов финансовой системы Франции. Бюджетный процесс во Франции включает в себя 4 стадии, и его длительность составляет более 3-х лет. На первой стадии осуществляется составление проекта бюджета. Длительность первой стадии - 9 месяцев. Каждое министерство и ведомство составляет свою собственную смету. После одобрения правительством, проект бюджета направляется в парламент. На второй стадии происходит рассмотрение и утверждение бюджета. Вторая стадия длится около 3-х месяцев. Проект бюджета рассматривается в финансовой комиссии каждой палаты. Сначала обсуждается в нижней палате (национальное собрание), после передается в верхнюю палату (сенат). Если проект бюджета после двух совместных обсуждений обоими Палатами не получил одобрение, то Президент может своим указом объявить бюджет законом. На третьей стадии происходит исполнение бюджета. Исполнение бюджета называется финансовым годом. Финансовый год во Франции совпадает с календарным годом. Доходы бюджета формируются через сеть финансовых агентов, а расходам бюджета предшествует процедура распределения бюджетных средств. Во Франции существует система казначейских касс. Казначейские кассы имеют текущие счета в банке Франции, через которые происходит кассовое исполнение бюджета.

На четвертой стадии бюджетного процесса составляется отчёт об исполнении бюджета. Четвёртая стадия начинается после окончания финансового года. Бюджетный процесс сопровождается постоянным финансовым контролем. Функции предварительного, текущего и последующего контроля бюджетного процесса выполняет счётная палата. Расходы Центрального бюджета Франции могут быть безвозвратными (операции окончательного характера - около 90%) и возвратными (операции временного характера - около 10%). Операции окончательного характера связаны с финансированием государственных расходов по содержанию армии, полиции и иных государственных органов. Операции временного характера - это кредиты. Каждый бюджет во Франции формально обособлен. Но на самом деле здесь существует строгая централизация, благодаря тому, что нижестоящие бюджеты утверждаются исполнительной властью вышестоящего уровня. Финансовое подчинение местных органов обеспечивается системой государственных субсидий и займов, а также надбавками к центральным налогам. Средства местных органов власти хранятся на счетах органов казначейства. Это дает возможность центральному правительству контролировать финансовую деятельность на местах. Выпуск местных займов также требует одобрения государства. На долю государственного бюджета Франции приходится половина всех финансовых ресурсов государства. Как целое, государственный бюджет Франции не утверждается законодательной властью. Он представляет из себя вспомогательный документ, который объединяет общий бюджет, многочисленные специальные счета казначейства и присоединенные бюджеты.

Доходы бюджета Франции включают:

1. прямые налоги (около 35%);

2. косвенные налоги (около 60%);

3. неналоговые поступления (около 5%).

Однако, на современном этапе развития имеет место бюджетный дефицит, который почти вдвое превышает "докризисные" нормы, установленные Евросоюзом. Об этом свидетельствуют пересмотренные бюджетные прогнозы французского правительства, которые не были опубликованы официально, но стали известны прессе.

№11

. Управление финансами :сущность ,задачи ,элементы, объекты ,субъекты.

Управление финансами: содержание и функции

Управление финансами, как совокупность приемов и методов, направленных на обеспечение развития финансовой системы государства, или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Уровни управления финансами:

а) Общегосударственный:

– федеральный уровень;

– уровень субъекта Федерации;

– местный или муниципальный уровень.

б) Негосударственный:

– уровень корпорации (концерна, холдинга);

– уровень предприятия;

– внутрихозяйственный уровень.

Субъекты управления финансами:

• коллегиальный государственный орган представительной власти соответствующего уровня, или собственник конкретного субъекта хозяйствования, определяющие общую финансовую стратегию, приоритеты финансовой политики и ключевые финансовые параметры управляемой системы;

• специализированный исполнительный орган государственной власти соответствующего уровня, или руководитель финансового направления деятельности конкретного субъекта хозяйствования, формирующие финансовую политику предприятия, принимающие принципиальные решения в рамках финансового менеджмента и отвечающие за его общую эффективность;

• государственные и негосударственные финансовые службы, осуществляющие оперативное управление финансами.

Объекты управления финансами:

• финансовое направление деятельности государства (на соответствующем уровне) и конкретного субъекта хозяйствования;

• установленные направления финансовой политики;

• укрупненные финансовые категории и результаты деятельности (оборотные и основные средства, затраты, прибыль, инвестиции, обязательства, риски и т.п.);

• конкретные финансовые показатели;

• органы (службы) управления финансами и непосредственно их персонал.

№12

Финансовый аппарат - совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами. К финансовому аппарату относятся: высший орган законодательной власти - Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации; законодательные органы государственной власти субъектов Федерации и представительные органы местного самоуправления, осуществляющие управление финансами через комиссии и комитеты по финансам и финансовой политике; счетные палаты и другие структуры; исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, которые управляют финансами через систему финансовых органов; органы налоговой службы и службы налоговой полиции, таможенной службы; финансовые управления министерств и ведомств; дирекции внебюджетных фондов и страховых организаций; финансовые службы и отделы предприятий различных форм собственности и др. Финансовый аппарат целенаправленно воздействует на финансы, осуществляя оперативное управление ими. Министерство финансов РФ и территориальные финансовые органы составляют и исполняют бюджет, реализуют основные направления государственной финансовой политики. Министерство РФ по налогам и сборам обеспечивает контроль за соблюдением налогового законодательства, своевременным и полным поступлением в бюджет налогов и платежей, их правильным исчислением. Федеральная служба налоговой полиции РФ предупреждает, выявляет и пресекает налоговые преступления, следит за безопасностью деятельности налоговых инспекций и их сотрудников. Государственный таможенный комитет РФ контролирует выполнение налогового законодательства при пересечении товарами таможенной границы РФ, правильность исчисления и уплаты таможенных пошлин. Финансовые управления, отделы, финансовые службы министерств, ведомств, предприятий, организаций обеспечивают эффективное управление (финансовый менеджмент) финансовыми ресурсами различных отраслей экономики, предприятий, организаций всех форм собственности. Законодательные органы государственной власти и местного самоуправления и органы исполнительной власти при разработке законодательных нормативных документов в области финансов обеспечивают общее или стратегическое управление финансами путем установления объема финансовых ресурсов, реализации целевых программ. В процессе управления финансами финансовый аппарат использует методы и приемы, характерные для всех сфер и звеньев финансовой системы: прогнозирование и планирование; финансирование; налогообложение; стимулирование и санкционирование финансовой деятельности, системы финансовых расчетов, амортизационные отчислений; финансовый контроль и др. Многоплановость финансовых отношений не исключает возможности применения финансовым аппаратом специфических методов воздействия на финансы. Выработанные управленческие решения в области финансовой деятельности финансовый аппарат оформляет в виде законов, постановлений, решений, инструкций, расчетов, планов, программ и др. В составе финансового аппарата выделяется аппарат федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления. В условиях демократизации общества, расширения финансовой самостоятельности субъектов Федерации возрастает роль финансовых аппаратов субъектов Федерации и местного самоуправления в управлении финансовыми ресурсами своих территорий. Результативность оперативного управления финансами зависит от организации деятельности финансового аппарата, уровня квалификации и компетентности его служащих. Переход к рыночной экономике поставил новые задачи в области управления финансами, что потребовало перестройки организационной структуры финансового аппарата. В составе Минфина РФ действуют управления и департаменты, обеспечивающие развитие финансового рынка, обслуживание государственного долга, связь с территориальными финансами, образовано Главное управление Федерального казначейства РФ.

№13

Финансовое планирование, как процесс определения количественных и качественных параметров развития финансовой системы.

Основные направления финансового планирования:

• стратегическое (или перспективное) планирование, направленное на определение общей концепции развития финансовой системы и ее укрупненных параметров;

• оперативное (или текущее) планирование, направленное на определение конкретных показателей развития финансовой системы на текущий планируемый период.

Инструменты финансового планирования:

• контрольные цифры, как значение планируемого показателя, которое желательно достигнуть по завершении планируемого периода – общий ориентир развития (например, уровень рентабельности предприятия на ближайшие несколько лет);

• финансовые лимиты, как предельно допустимое по верхней границе значение планируемого показателя, превышение которого рассматривается в системе как финансовое нарушение (например, общая стоимость производственных запасов);

• экономические нормативы, как планируемое соотношение между двумя взаимосвязанными финансовыми показателями, устанавливаемое в процентах или в стоимостном выражении (например, норматив фонда оплаты труда от объема реализации в процентах или копейках с рубля);

• финансовые показатели, как конкретные плановые (т.е. имеющие для системы директивный характер) параметры качественного или количественного развития.

Прикладные методы финансового планирования:

• балансовый, основанный на взаимоскоординированном планировании доходов и расходов в рамках управляемой системы, на соответствующий период (при этом могут использоваться два альтернативных подхода “планирование от доходов” и “планирование от расходов” – см. п.1.4.3 настоящего Пособия);

• экстраполяции, основанный на определении последующей динамики фактически достигнутого на начало планового периода значения финансового показателя, под воздействием внешних и внутренних условий развития системы;

• програмно-целевой, основанный на планировании финансового развития управляемой хозяйственной системы, по предварительно выделенным целевым направлениям (программам);

• математического моделирования, основанный на формировании математических моделей процессов развития финансовой системы, с последующей подстановкой в созданные алгоритмы соответствующих расчетных параметров (исключительно эффективный метод планирования, но доступный лишь государству и наиболее рентабельным хозяйственным структурам, в силу высокой стоимости разработки подобных моделей).

Вопрос №14

Наши рекомендации