Рентабельность работы коммерческого банка
В банковской практике не существует какого-то одного показателя, который бы характеризовал рентабельность работы коммерческого банка.
В общеэкономическом смысле понятия рентабельности и прибыльности совпадают. Поэтому фактически необходимо рассчитать показатель рентабельности банка.
Рентабельность характеризует уровень отдачи на 1 руб. вложенных средств, что применительно к коммерческому банку означает соотношение величины полученной прибыли и средств, внесенных акционерами (пайщиками) банка.
Этот показатель абстрагирован от системы налогообложения коммерческих банков и может служить для межстранового сравнения эффективности их деятельности.
Для того чтобы оценить эффективность деятельности коммерческого банка по сравнению с другими субъектами экономики, целесообразно использовать такой показатель, как отношение чистой прибыли к размеру оплаченного уставного фонда коммерческого банка. Он характеризует эффективность и целесообразность вложений средств в тот или иной банк, степень "отдачи" уставного фонда.
Существуют и другие показатели, характеризующие рентабельность (прибыльность, эффективность) деятельности коммерческого банка. В их числе - соотношение прибыли и суммы доходов коммерческого банка. Этот показатель отражает удельный вес прибыли в общей сумме доходов коммерческого банка. Иными словами, он показывает, какая часть доходов коммерческого банка идет на формирование прибыли. Если вычесть значение этого показателя (в долях единицы) из единицы, то будет получен показатель, характеризующий ту часть общей суммы доходов, которую банк направляет на возмещение своих расходов. Снижение этого показателя является крайне нежелательным для банка, поскольку означает увеличение доли доходов кредитной организации, используемых на покрытие расходов, и одновременное снижение доли прибыли в доходах.
Для принятия решения относительно повышения рентабельности деятельности банка следует рассмотреть факторы, определяющие уровень банковской прибыли, приходящейся на единицу акционерного капитала (ROE).
Разбивка показателя доходности капитала на его составляющие позволяет произвести более детальный анализ прибыльности банка.
Наибольшее значение имеет мультипликатор капитала, который показывает: сколько единиц активов должно обеспечивать каждую единицу акционерного капитала. Поскольку капитал должен покрывать убытки по активам банка, постольку чем выше уровень мультипликатора, тем выше степень риска банкротства и в то же время тем выше потенциал банка для более высоких выплат своим акционерам.
Контрольные вопросы:
1. По каким направлениям сгруппирована система показателей деятельности коммерческого банка?
2. Для чего проводят анализ финансового состояния банка?
3. Дайте определение - мультипликатор капитала.
Литература:
1. Анализ деятельности банков: Учебное пособие / И.К. Козлова, Т.А. Купрюшина, О.А. Богданкевич, Т.В. Немаева; Под. общ. ред. И.К. Козловой.-Мн.: Выш.шк., 2003. - 240 с.
2. Буевич С.Ю., Королев О.Г. Анализ финансовых результатов банковской деятельности: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2004, 160 с.
3. Ключников М.В. Анализ показателей, характеризующих финансовую деятельность коммерческих банков// Финансы и кредит.-2008.-№20 (134).-С.40-51.
Тема 5. Понятие и методика оценки финансового состояния коммерческого банка
Вопросы темы:
5.1. Содержание анализа и оценки финансового состояния банка.
5.2. Финансовая устойчивость и надежность кредитной организации
5.3. Обзор основных методик анализа финансового состояния банка
Содержание анализа и оценки финансового состояния банка.
Финансовый анализ как наука изучает финансовые отношения, выраженные в категориях финансов и финансовых показателях. При этом его роль в управлении коммерческим банком состоит в том, что он является самостоятельной функцией управления, инструментом финансового управления и методом его оценки. Такое определение дает Шеремет А. Д. в своей монографии. Для более точного отражения сути анализа необходим несколько иной подход к понятию анализа финансового состояния.
Важнейшей классификацией видов финансового анализа выступает деление анализа на внутренний и внешний. Основным отличительным признаком здесь выступает субъект анализа. Внутренний анализ осуществляется инсайдерами банка, в то время как субъектами внешнего (дистанционного) анализа выступают аутсайдеры банка, такие как органы надзора (Банк России), банки- контрагенты на рынке МБК, потенциальные клиенты. Отличаясь по субъектному составу, дистанционный анализ соответственно отличается по используемой для анализа информации (информационной базе). Если внутренний анализ оперирует всей полнотой информации о деятельности банка, то внешнему аналитику зачастую доступны только самые распространенные формы финансовой отчетности:
. форма № 101 – Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета;
. форма № 102 – Отчет о прибылях и убытках кредитной организации ;
. Расчет экономических нормативов .
А очень часто приходится анализировать на основании только 101-ой формы.
Выделяются следующие группы внешних пользователей отчетности (и соответственно, результатов анализа). Первая группа – это субъекты, чьи интересы напрямую связаны с деятельностью банка. Основные представители этой группы:
1. Акционеры банка. Им интересны: прогноз развития, в том числе и долгосрочный, эффективность управления банком, доходность и рискованность активных операций банка, перспективы дивидендной политики.
2. Кредиторы. Кредиторов большей степени интересуют краткосрочные перспективы. Для кредиторов важна не столько доходность банковских операций, сколько ликвидность, способность банка своевременно расплатиться по своим обязательствам.
3. Клиенты банка. Клиентов, конечно же, интересует спектр и качество услуг, предоставляемых банком, но а данном случае клиенты рассматриваются как пользователи информации о финансовой деятельности. С этой позиции их интересует прежде всего надежность банка.
Следующая группа внешних пользователей аналитической информации – это субъекты, чье финансовое состояние не связано напрямую с результатами деятельности банка. Они являются посредниками между банком и первой группой внешних пользователей или используют аналитическую информацию для исполнения функций контроля и управления. Таких пользователей может быть очень много. Основные представители этой группы:
1. Центральный банк. Он следит за выполнение коммерческими банками требований и нормативов в целях предотвращения сбоев в банковской системе государства.
2. Аудиторские компании.
3. Статистические и информационные службы, рейтинговые агентства.
Соответственно группам внешних пользователей можно выделить типы методик дистанционного анализа: банковские рейтинги; методики, применяемые центральными банками разных стран аналитические процедуры, применяемые в процессе банковского аудита (как правило, при планировании); методики анализа банков-контрагентов для установления на них лимитов активных межбанковских операций.
Банковские рейтинги – методика анализа, который проводится, как правило, либо информационными службами, либо специализированными рейтинговыми агентствами. Его основные черты – комплексная оценка финансовой устойчивости, завершающаяся чаще всего выставлением общей балльной рейтинговой оценки данному кредитному учреждению. Результатами рейтингов активно пользуется население, акционеры банка. В российской печати также распространено ранжирование банков по определенным показателям
(величина активов, капитал, прибыль и т.д.). Иногда такого рода ранжирование называется рейтингом.
Значение банковских рейтингов очень велико, так как на их основе применяется очень много значимых финансовых решений. Даже банки, обладающие собственными аналитическими методиками для анализа банков-контрагентов, используют рейтинговые оценки как неотъемлемую часть методики анализа
Для методик центральных банков характерной чертой выступает то, что цель анализа в данном случае – обнаружение финансово нестабильных, проблемных банков для применения к ним различных пруденциальных мер вплоть до отзыва лицензии. Такая цель логична, так как задачей центральных банков многих стран (в том числе и России) является обеспечение стабильности банковской системы, и обнаружение финансово неустойчивых банков необходимо для оптимальной концентрации надзорных усилий. Важная черта многих центробанковских методик – их смешанный характер, предусматривающий как чисто дистанционный анализ по данным финансовой отчетности, так и проверки на местах (см. п. 2.1. – методика CAMEL).
Цель анализа банков-контрагентов, который постоянно проводится аналитическими отделами различных банков, - оптимизация кредитного риска по активным операциям банка. Практическим итогом анализа выступает, как правило, установление лимита активных операций с анализируемым банком, который не может быть превышен. Отличительной чертой многих методик является то, что нет необходимости выставления по итогам анализа общей агрегированной оценки финансового состояния банка (как в рейтингах), вполне достаточен прогноз платежеспособности банка-контрагента через определенный небольшой срок (1-3 мес.).
Отличительной чертой аудиторского анализа финансовой отчетности банка является его нацеленность на выявления проблемных участков учета, тех участков, на которые необходимо обратить самое пристальное внимание (большой объем аудиторских процедур). Выявляются необычные изменения статей баланса, необычные удельные веса тех или иных показателей отчетности и т.д.
Особенностью методик выступает их смешанный характер: данные финансовой отчетности анализируются с точки зрения понимания аудиторов деятельности данного экономического субъекта, полученного им в ходе предыдущих проверок.
Теперь представляется разумным перейти к формулированию определения дистанционного анализа финансового состояния банка. По сути дела дистанционный анализ – решение вопроса о дальнейшем развитии банка – принципиально закрытой для аналитика системы.