Безналичное денежное обращение (БДО)

В современных условиях между организациями, предприятиями, банками, а также между Коммерческими Банками и ЦБ повышается роль БДО – расчеты в основном проводятся в безналичном порядке. Использование наличных денежных знаков между юридическими лицами жестко ограничивается и строго регламентируется, т.к. движение денег по банковским счетам делает их контролируемыми для ЦБ и тем самым дает возможность прослеживать движение денежных потоков в экономической системе.

Организацией безналичного обращения денег также занимается ЦБ – он разрабатывает образцы безналичных расчетов, создает и совершенствует систему взаиморасчетов, обеспечивает ее устойчивость и т.д. Денежное обращение безналичного типа строится на следующих принципах:

- обязательного хранения любыми юр лицами имеющихся у них денежных ресурсов на счетах в банковских учреждениях;

- экономичности движения денежных запасов;

- безусловного обслуживания банками клиентских счетов через систему корреспондентских расчетов.

21. Инфляция, методы её регулирования.

Инфляция(от лат. inflation – вздутие) – устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен, долговременный процесс снижения покупательной способности денег, вызываемый повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.

Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, где не балансируются государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики.

Инфляция порождает занижение реальной стоимости имущества, опасность накопления обесценивающихся денежных средств, превалирование краткосрочных сделок, обесценение доходов предприятий и населения.

Инфляция выгодна экспортерам, должникам, возвращающим долг в неиндексированном размере, банкам, выплачивающим низкие проценты по вкладам, государству, сохраняющему уровень выплат без учета роста цен.

При инфляции капитал перемещается из сферы производства в сферу обращения, так как там скорость обращения значительно выше, что дает огромные прибыли, но одновременно усиливает инфляционные тенденции.

Исследователи различают национальную, региональную и мировую инфляцию. В масштабе отдельной страны объектом анализа является динамика оптовых, розничных и потребительских цен, дефлятор ВНП.

Выделяют три вида инфляции с точки зрения темпов роста цен:

- умереннаяинфляция или ползучая- цены растут менее чем на 10% в год;

- галопирующая от 10 до 50 % в год;

- высокая – измеряется % в месяц и может доходить до 200- 300 % в год;

- гиперинфляция измеряется % в неделю, может ежедневно,рост в месяц 40-50 % или более 100 % в год;

По степени предсказуемости различают ожидаемую (прогнозируемую) инфляцию и инфляцию неожидаемую, т. е. внезапную.

Типы инфляции:

Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объёмом производства (дефицит товара).

Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов.

Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга.

Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

Прогнозируемая инфляция — инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологии, возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции.

По своему характеру инфляция бывает открытая, подавленная и скрытая. Открытая (явная) инфляция проявляется в устойчивом повышении уровня цен и характерна для стран с рыночной экономикой.

Подавленная инфляция обусловлена всеобщим госконтролем и подавлением рыночного механизма, возникает в странах с плановой экономикой или в странах с сильным государственным регулированием, переходящим во всеобщий контроль.

Скрытая инфляция связана с ухудшением качества продукции при неизменных ценах на нее или с «вымыванием» дешевых товаров из производства, а значит, и из потребления.

Наши рекомендации