Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов союза сср

Задача 1.

Во время проведения выставки коллекций государственного Эрмитажа в соборе Дома Инвалидов в Париже в парижский суд обратились ассоциации держателей царских займов и займов советского правительства с требованием наложить арест на произведения, представленные на выставке, в обеспечение иска к Российской Федерации как правопреемнице Российской Империи и СССР. Одновременно было подано требование об аресте другой выставки, проходившей в то же самое время в Париже – выставки коллекций Санкт-Петербургского музея истории города, для обеспечения требований к Санкт-Петербургу о погашении обязательств, взятых на себя городом в 1906-1908 годах.

А. Является ли РФ правопреемницей Российской Империи?

В соответствии со ст. 3 Главы Второй Конституции РСФСР (принятой V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918) РСФСР является правопреемницей Российской Империи в праве на: земельный фонд (п. 1), на все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия (п. 2),на фабрики, заводы, рудники, железные дороги и прочие средств производства и транспорта (п. 3). В соответствии с п. 4 ст. 3 аннулируются (уничтожаются) займы, заключенные правительством царя, помещиками и буржуазией. Таким образом, имело место частичное правопреемство РСФСР в отношение Российской Империи, которое касалось только права собственности на государственное имущество, средства производства и не затрагивала обязательства Российской Империи (как внутренние, так и внешние). Учитывая то обстоятельство, что РФ является правопреемницей РСФСР, можно сделать вывод о том, что РФ является правопреемницей Российской Империи в том объёме, в котором установлено Конституцией 1918 г. по отношению к РСФСР.

КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ

РЕСПУБЛИКИ Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918

года

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА

Глава первая

3. Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека

человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление

эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы

социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских

и крестьянских депутатов постановляет далее:

а) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется

и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается

трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.

б) Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и

мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия

объявляются национальным достоянием.

в) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и

прочих средств производства и транспорта в собственность Советской

рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле

и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над

эксплуататорами.

г) III Всероссийский съезд Советов рассматривает советский закон об

аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительством царя, помещиков и

буржуазии, как первый удар международному банковому, финансовому капиталу,

выражая уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути

вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала.

Б. Является ли РФ правопреемницей СССР?

В соответствии со ст. 3 «Договора о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов союза ССР» Россия является правопреемницей СССР по активам и государственному внешнему долгу данной конфедерации в размере 61,34 процентов соответственно. В ст. 1 вышеуказанного договора устанавливается, что активы это недвижимая и движимая государственная собственность СССР за пределами его территории, золотовалютные фонды и резервы СССР, инвестиции за рубежом, любые финансовые обязательства в отношении СССР другого государства, международной организации или любого иного иностранного дебитора, а внешний государственный долг - любое финансовое обязательство, взятое СССР или другими законным образом уполномоченными на то СССР лицами, в отношении другого государства, международной организации или любого иного иностранного кредитора.

Нотой МИД от 13 января 1992 г. было объявлено, что Россия считает себя связанной обязательствами, вытекающими из международных договоров СССР.

Министерство Иностранных Дел Российской Федерации свидетельствует свое уважение Главам Дипломатических Представительств в Москве и имеет честь просить довести до сведения Правительств аккредитующих Государств следующее.

Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик.

Соответственно Правительство Российской Федерации будет выполнять вместо Правительства Союза ССР функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам.

В этой связи Министерство просит рассматривать Российскую Федерацию в качестве Стороны всех действующих международных договоров вместо Союза ССР.

Министерство пользуется случаем, чтобы возобновить Главам Дипломатических Представительств уверения в своем самом высоком уважении.

О международных договорах РФ

Статья 1. Задачи и сфера применения настоящего Федерального закона

3. Настоящий Федеральный закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - продолжателя СССР.

РФ заняло место СССР в СБ.

Таким образом, Россия является правопреемницей СССР в правах и обязанностях, вытекающих из правоотношения, стороной в которых выступают субъекты международного права.

Нормативное основание решения задачи:

ДОГОВОР О ПРАВОПРЕЕМСТВЕ В ОТНОШЕНИИ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И АКТИВОВ СОЮЗА ССР

Глава I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Статья 1

Для целей настоящего Договора:

а) государственный внешний долг СССР означает любое финансовое обязательство, взятое СССР или другими законным образом уполномоченными на то СССР лицами, в отношении другого государства, международной организации или любого иного иностранного кредитора;

б) активы СССР - это недвижимая и движимая государственная собственность СССР за пределами его территории, золотовалютные фонды и резервы СССР, инвестиции за рубежом, любые финансовые обязательства в отношении СССР другого государства, международной организации или любого иного иностранного дебитора.

Статья 2

Сторонами настоящего Договора являются государства - правопреемники СССР, в дальнейшем именуемые Стороны, а именно:

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

Статья 3

Стороны принимают на себя обязательство участвовать в погашении и нести расходы по обслуживанию государственного внешнего долга СССР (в дальнейшем - Долг) в долях, согласованных Сторонами, и при условии исполнения вышеуказанного обязательства принимают на себя обязательство гарантировать право собственности каждой из Сторон на причитающуюся ей долю активов СССР (в дальнейшем - Активы).

Доля каждой из Сторон в задолженности по Долгу на 1 января 1991 г. и Активах на момент правопреемства определяется на основании согласованного Сторонами единого агрегированного показателя. Распределение долга СССР, возникшего в 1991 году по продтоварам и товарам народного потребления, осуществляется по фактическому использованию государствами - правопреемниками полученных кредитов, остальное - по агрегированному показателю.

Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. N 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ»

Необходимость выборов диктуется также тем, что Российская Федерация - это новое государство, пришедшее на смену РСФСР в составе СССР и ставшее международно признанным продолжателем Союза ССР.

В. Какими правовыми актами это регулируется?

1. КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ

РЕСПУБЛИКИ Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918

года

2. ДОГОВОР О ПРАВОПРЕЕМСТВЕ В ОТНОШЕНИИ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И АКТИВОВ СОЮЗА ССР

3. Нота МИД от 13 января 1992 г

4. Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа.

5. ФЗ от 15 апреля 1993 г. №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

Задача 2

Согласно переходным положениям К. РФ «Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящей К., применяются в части, не противоречащей К. РФ.

Согласно ст.4 ФЗ от 26.11.2001 «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью третьей Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей Кодекса.
Изданные до введения в действие части третьей Кодекса нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые согласно части третьей Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.

Задача 3.

В ноябре 1997 года Министерство имущества Российской Федерации потребовало от Профсоюза работников народного образования возвратить числящийся на его балансе стадион “Двигатель” в г. Самаре, поскольку имущество профсоюзных организаций являлось по Конституции СССР социалистической собственностью, а значит в настоящее время оно является государственной собственностью.

Возражая на это требование, профсоюзная организация заявила, что имущество профсоюзов являлось не государственной, а общественной собственностью в СССР, следовательно, теперь оно должно считаться собственностью соответствующих юридических лиц, т.е. частной собственностью. Кроме того, в условиях деления единой государственной собственности на федеральную собственность и собственность субъектов РФ неясно, кому следует передать стадион – Самарской области или Российской Федерации. Спор был передан на рассмотрение областного суда.

А. Какие формы собственности признавались в соответствии с Конституцией СССР 1977 г.?

Конституция СССР 1977г. (ст. 10–13, гл. 2 «Экономическая система») устанавливает две формы собственности: социалистическую (ст. 10) и личную собственность граждан СССР (ст. 13). Социалистическая собственность дифференцировалась на: 1. государственную (общенародную) собственность (земля, ее недра, воды, леса, основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства), 2. колхозно-кооперативную собственность (средства производства и иное имущество, необходимое колхозам и иным кооперативным организациям для осуществления уставных задач), 3. имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач.

Правовой режим социалистической собственности: 1. никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях (ст. 10), 2. колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие (ст. 12).

Нормативные основания решения задачи:

КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 г.

Глава 2. Экономическая система

Статья 10. Основу экономической системы СССР составляет социалистическая

собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и

колхозно-кооперативной собственности.

Социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных

общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач.

Государство охраняет социалистическую собственность и создает условия для ее

преумножения.

Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной

наживы и в других корыстных целях.

Статья 11. Государственная собственность - общее достояние всего советского

народа, основная форма социалистической собственности.

В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды,

леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности,

строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки,

имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий,

основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для

осуществления задач государства.

Статья 12. Собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их

объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для

осуществления уставных задач.

Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное

пользование.

Государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и ее

сближению с государственной.

Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю,

бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.

Статья 13. Основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы.

В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления,

удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения.

Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством.

В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в

установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая

содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для

индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально

использовать предоставленные им земельные участки. Государство и колхозы

оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства.

Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не

должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб

интересам общества.

Б. Каким образом происходило оформление собственности в 90-х гг.?

В силу перехода экономики к рыночной экономической системе, возникла острая потребность в приватизации государственного имущества, без которой невозможно развитие рыночных отношений, основанных на частной собственности свободных в своём поведение экономических субъектов. Таким образом, нормативный массив, созданный для регуляции права собственности, в основном касался приватизации (за исключением таких комплексных НПА, как Конституция РФ и ГК РФ).

Нормативное основание решения задачи:

6 марта 1990 года

Закон СССР N 1305-1 «О СОБСТВЕННОСТИ В СССР» (не распространяет своё действие на правоотношения, указанные в задаче).

Статья 10. Общие положения о коллективной собственностиб

2. Образование и приумножение коллективной собственности обеспечиваются передачей государственных предприятий в аренду, предоставлением коллективам трудящихся возможности использовать полученные доходы для выкупа государственного имущества, преобразованием государственных предприятий в акционерные общества, добровольным объединением имущества граждан и юридических лиц для создания кооперативов, акционерных обществ, других хозяйственных обществ и товариществ.

Статья 19. Общие положения о государственной собственности

1. К государственной собственности относятся общесоюзная собственность, собственность союзных республик, собственность автономных республик, автономных областей, автономных округов, собственность административно - территориальных образований (коммунальная собственность). Распоряжение и управление государственным имуществом осуществляют от имени народа (населения административно - территориального образования) соответствующие Советы народных депутатов и уполномоченные ими государственные органы.

По соглашению между собственниками государственного имущества оно может находиться в их общей собственности.

1.

4 июля 1991 года
Закон РФ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ»

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Статья 1. Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

2.

12 декабря 1991

Конституция РФ

Статья 8

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

3.

24 декабря 1993 года

Указ Президента РФ N 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ»

В целях углубления экономических реформ и обеспечения стабильности правовых основ единого рынка объектов приватизации в Российской Федерации и в соответствии с пунктами 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации

1. Утвердить представленную Советом Министров - Правительством Российской Федерации Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации и ввести ее в действие с 1 января 1994 года.

2.1. Объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена

5. Способы приватизации и льготы,

предоставляемые при приватизации

6. Приватизация предприятий, находящихся за рубежом.

НОРМАТИВЫ

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ, ПОСТУПИВШИХ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ

4.

30 ноября 1994 года
ФЗ РФ ГК РФ (ч. 1) N 51-ФЗ

Статья 212. Субъекты права собственности

Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц

1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

2. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса.

Статья 214. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Статья 215. Право муниципальной собственности

1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Статья 216. Вещные права лиц, не являющихся собственниками

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

5.

22 июля 1994 года
Указ Президента РФ N 1535 «Об основных положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 г»

6.

21 декабря 2001 года
ФЗ РФ N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В. Какое решение должен вынести суд?

Учитывая то, что, положения Конституции СССР 1977 г., касающиеся правового режима государственной собственности раскрываются в Законе СССР «О СОБСТВЕННОСТИ В СССР» (Статья 19), в соответствии с которой общественный характер государственной собственности СССР заключается в осуществлении компетентными государственными органами (должностными лицами) правомочий собственника от имени народа, но не в принадлежности права на государственную собственность народу, суд должен отклонить просьбу профсоюза о передаче стадиона в собственность данного общественного объединения.

5.

при противоречии действует акт либо:
- стоящий выше в иерархии Н-П актов
- принятый позже.

Если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;

Наши рекомендации