Понятие таможенной процедуры. Место института таможенной процедуры в механизме таможенно-тарифного регулирования.
Таможенная процедура – совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.
Таможенные процедуры устанавливаются для целей таможенного регулирования. Различают тарифное и нетарифное регулирование.
Тарифное регулирование - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур и правил. Используется ценовой фактор воздействия на внешнеторговый оборот.
Нетарифное регулирование - совокупность методов государственного регулирования внешней торговли товарами по количественному ограничению или иных запретов и ограничений экономического характера, включая лицензирование, квотирование, декларирование, введение импортных депозитов, сертификацию экспортной и импортной продукции и т. д. Минэкономразвития России является главным координатором в сфере нетарифного регулирования международной торговли товарами.
Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:
· Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
· Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин
· Страна происхождения товаров (РНБ или общий режим преференций)
· Таможенная стоимость и методы ее определения
· Таможенные процедуры
Товарная номенклатура представляет собой систематизированный и классифицированный перечень товаров. Для составления национальных систем таможенных тарифов используются унифицированные варианты товарной номенклатуры [например, гармонизированная система (ГС)]. Это облегчает проведение международных торговых переговоров, разрешение торговых споров, ведение и анализ торговой статистики государств. Использование одинаковой системы кодирования и описания товаров позволяет избежать необходимости изменять товарные документы при перемещении товаров из одной страны в другую, стандартизировать национальные системы таможенной документации, вести международные базы данных по внешней торговле.
Согласно ст. 26 Закона РФ «О таможенном тарифе» страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен (например, полезные ископаемые, добытые на территории определенной страны или растительная продукция, выращенная или собранная на ее территории, а также живые животные, родившиеся и выращенные в ней) или подвергнут достаточной переработке. На практике для определения происхождения того или иного товара используется последовательность методов:
• промышленный метод: определение достаточности произведенных над продуктом операций для подтверждения его происхождения в данной стране;
• экономический метод: оценка добавленной при переработке товара стоимости;
• метод тарифной классификации: происходит ли изменение товарной позиции в таможенном тарифе при переработке товара.
Иногда методы сочетаются. Известен также четвертый метод, так называемый абстрактный: достаточной считается последняя существенная переработка, которая экономически оправдана и представляет собой производство нового товара или важную часть
такого производства. В этом случае решение вопроса о происхождении производится в административном или судебном порядке.
Согласно Соглашению «Об определении таможенной стоимости» таможенная стоимость - стоимость сделки с товаром, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате при продаже товаров для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза. Определяется декларантом либо таможенным представителем. Методы определения таможенной стоимости:
1)по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
2)по стоимости сделки с идентичными товарами;
3)по стоимости сделки с однородными товарами;
4)вычитания;
5)сложения;
6)резервный.
В соответствии с первым методом, ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем. Прежде всего, это контрактные цены товаров в терминах базисных условий поставки ИНКОТЕРМС 2010 (таблица 25) плюс дополнительные начисления в виде расходов, которые не включены в цену внешнеторгового контракта, но фактически уплачены (вознаграждение посредникам, расходы на тару, упаковку), а также стоимость товаров, предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством (сырье, материалы, детали, инструменты и т.д.), расходы по перевозке товаров до таможенной территории Таможенного союза и страхование, лицензионные платежи.
Таблица 25 - Базисные условия поставки ИНКОТЕРМС 2010
Из представленной таблицы может возникнуть вопрос, чем отличается условия поставки CPT от DAP. При заключении контракта на условиях DAP вы сидите и ждете, пока доставят товар. Продавец отвечает за все риски транспортировки товара. На условиях CPT за товар в пути отвечает покупатель. Кроме того, в контракте может быть прописан населенный пункт, а не точный адрес. Тогда, если водитель добрался до черты города и не знает, как проехать до склада, ему требуется сопровождение: на DAP это проблема продавца, на CPT - проблема покупателя. Таким образом, при использовании терминов группы «С» и «D» необходимо внимательно подходить к определению географически-адресной привязки. Так, при использование базисного условия поставки «CIP» условия в контракте согласно правилам ИНКОТЕРМС могут выглядеть следующим образом: «CIP Владивосток, ООО «Терминал Первомайский», 42 причал, строение литер Р».
Не всегда внешнеторговые контракты прописывают базисные условия поставки. Международная Ассоциация Торговли Зерном и Кормами (GAFTA), Федерация ассоциаций торговли масличными, семенами масличных культур и жирами (FOSFA) не используют ИНКОТЕРМС вообще.
Если при таможенном декларировании товаров отсутствует информация, необходимая для того, чтобы произвести добавление соответствующих расходов к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, то метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть применен и таможенную стоимость товаров следует определять путем последовательного применения других методов.
Таможенные процедуры имеют следующие образующие признаки:
направление перемещения товаров, условия применения таможенной процедуры (применение таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, предоставление льгот, применение мер экономической политики, срок нахождения товаров под таможенным режимом, разрешение таможенного органа), статус товара после завершения таможенной процедуры.
В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур:
1) выпуск для внутреннего потребления;
2) экспорт;
3) таможенный транзит;
4) таможенный склад;
5) переработка на таможенной территории;
6) переработка вне таможенной территории;
7) переработка для внутреннего потребления;
8) временный ввоз (допуск);
9) временный вывоз;
10) реимпорт;
11) реэкспорт;
12) беспошлинная торговля;
13) уничтожение;
14) отказ в пользу государства;
15) свободная таможенная зона;
16) свободный склад;
17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).