Бюджетная система: сущность, структура и характеристика уровней. Государственный бюджет и его структура. Проблемы формирования бюджета в РФ в 1990-х и 2000-х гг.
Главным звеном в финансовой системе является государственный бюджет, задачами которого являются:
во-первых, деньги необходимо в определенном порядке и полностью собирать;
во-вторых, деньги надо рационально распределить по различным фондам;
в-третьих, деньги нужно эффективно и в полном объеме использовать по прямому назначению.
Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).
Государственный бюджет — это годовой финансовый план государственных расходов и источников их финансового покрытия, имеющий силу закона. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, муниципальным законодательным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.
В соответствии с российским законодательством бюджетная система страны составляет совокупность бюджетов трех уровней: федерального, субъектов федерации и административно-территориальных образований (местный).
В государственную бюджетную систему РФ(консолидированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включается:
1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования, фонд имущественного страхования);
2. бюджеты субъектов федерации; краевые и областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; окружные бюджеты автономных округов и бюджет Еврейской автономной области, и бюджет территориальных государственных фондов;
3. местные бюджеты (городских, районных, сельских).
Все эти бюджеты функционируют автономно на принципе бюджетного федерализма. Согласно этому принципу за каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, которые финансируются за счет соответствующих бюджетов.
В Бюджетном кодексе определяются основные принципы бюджетной системы России, важнейшие из которых:
· единство бюджетной системы;
· полноты бюджетной системы;
· самостоятельность бюджетов;
· гласность бюджетов;
· сбалансированность бюджетов;
· разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и др.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и единых форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса.
Принцип полноты предполагает, что в каждом звене бюджетной системы имеется место отражения доходов в их полном объеме.
Самостоятельность различных звеньев бюджетной системы предполагает наличие собственных источников доходов у каждого из звеньев системы и право самостоятельность определять напряжение и объемы производственных расходов в соответствии с закрепленными полномочиями.
Гласностьозначает необходимость публикации утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании для широкой общественности.
Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы образует консолидированный бюджет страны. Примерная структура государственного бюджета России представлена в таблице 18.1.
Принцип разграничения доходов и расходов предполагает использование средства, полученных из одних источников, для покрытия расходов по другим направлениям (не тем, из которых они получены).
Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов – принцип сбалансированности. Однако при принятии бюджета планируемое поступление и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (излишек), превышение расходов над доходами образует бюджетный дефицит (недостаток).
Бюджетный дефицит возникает в следствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто, из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада или падения темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства.
Таблица 18.1
Примерная структура государственного (консолидированного) бюджета России
Доходы | Расходы |
Прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90%. Самыми крупными из них являются – подоходный налог, налог на прибыль и НДС | Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели 40 – 50% |
Государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20% | Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ 10 – 20% |
Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительство прибегает в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т. е. в условиях превышения расходов над доходами | Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам 10 – 20% |
Неналоговые доходы (доходы от продажи и использования государственного имущества, дивиденды по акциям, целевые перечисления государству и т. п.) | Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, юстиции и прочего 5 – 10% |
Платежи по государственному долгу до 7 – 8% |