Государственный бюджет его структура. Бюджетная система и ее уровни. Проблемы совершенствования бюджетной системы в России

Государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм- доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства . Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

Расходная часть:

1. Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей – 40‑50 %;

2. Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ – 10‑12 %;

3. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, содержание дипломатических, внутренних, служебных и займы иностранным государствам – 10‑12 %;

4. Административно-управленческие расходы, содержание правительственных органов, юстиции и прочие – 5‑10 %;

5. Платежи по государственному долгу – 7‑8 %.

Доходная часть:

1. Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины) – 75‑85 %;

2. Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли – 5‑8 %;

3. Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионные, страхование от безработицы – 10‑12 %.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

Сокращение финансирования невоенных отраслей налицо. И без того скромная по мировым меркам доля расходов бюджета РФ на здравоохранение и образование будет снижаться в ближайшие три года. А ведь именно поддержка работающего населения так необходима российской экономике

В связи с этим следует отметить, что социальные бюджеты в большинстве промышленно развитых стран служат для реализации целей по повышению качества жизни населения и являются эффективными механизмами перераспределения произведенного национального продукта

В целом в структуре российского бюджета произошел резкий сдвиг от "продуктивных" расходов (национальная экономика, здравоохранение, образование) к "непродуктивным" (социальным, оборонным), которые не стимулируют развитие экономики.

Следует констатировать, что избавиться от нефтяной зависимости российской казне пока так и не удалось. Поэтому исполнение бюджета в ближайшие три года будет по-прежнему сильно зависеть от цен на нефть. Хотя, надо сказать, что доля нефтегазовых доходов в общей структуре бюджета будет снижаться, но очень медленными темпами.

Более того, из-за прогнозируемого снижения цен на нефть всю следующую трехлетку бюджет будет исполняться с дефицитом, то есть бюджетные расходы будут превышать доходы. Размер дефицита бюджета в 2012-2014гг. планируется в размере от 1,6% до 0,7% ВВП при прогнозируемой цене на нефть в размере около 100 долл./барр.

В уже утвержденный бюджет могут вноситься коррективы.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

Ø когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;

Ø когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;

Ø когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицитгосударственного бюджета.

Наши рекомендации