Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
Титульный лист
Введение (актуальность, объект, субъект, цель, задачи, информационная база)
I. Теоретическая часть
1.1………………
1.2………………
1.3…………………………
Нормативно-правовые аспекты
Вывод:
II. Практическая часть
2.1. Описание фирмы (резюме)
Маркетинговый план
Товарная политика
Ценовая политика
Ассортиментная политика
Сбытовая политика
2.3.Сведения о конкурентах (сравнительная оценка конкурентов)
2.4.План производства (план производства,основные и оборотные фонды расчет затрат на производство и реализацию проекта, себестоимость (постоянные и переменные затраты))
2.5.Организационный план и кадровая политика (схема, штатное расписание, план повышения квалификации)
2.6.Юридический план (статус, форма, состав участников и дольщиков)
2.7.Риск и страхование (виды рисков, меры по снижению и оценка рисков)
Финансовый план
2.8.1. План погашения кредита (20% на 3 года)
2.8.2. Расчет денежных потоков (кэш-фло)
2.8.3. Показатели эффективности (чистая текущая стоимость(NPV), индекс прибыльности (PI), внутренняя норма доходности (IRR) )
2.8.4. Анализ чувствительности БП (пессимистический, ожидаемый, оптимистический)
2.8.5. Анализ точки безубыточности (график и расчеты)
Заключение ( вывод - написать на основании 2 частей (теории и практики))
Список использованной литературы
Требования к написанию курсовой работы:
- шрифт 14, Times New Roman
- интервал 1,5
- размер полей: левое 3, правое – 1.5, верхнее – 1.5, нижнее – 1.5
- нумерация - верхняя с правой стороны
- каждая глава начинается с новой строки, подглавы идут продолжением текста
- В Введении (актуальность, цель, задачи)
- сноски [7, с.34]
- список использованной литературы (по алфавиту)
- форма и шрифт в таблицах 12-ый.
Курсовая работа состоит из 2 частей:
- часть ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ – объем около 25стр, (без списка литературы)
- часть ПРАКТИЧЕСКАЯ – объемом около 20 стр.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение 2
2. Цель и задачи курсовой работы………………………………… 2
3. Темы и содержание основных разделов курсовой работы… 3-5
4. Методические рекомендации
по выполнению курсовой работы 5
4.1. Маркетинговый план 5-7
4.2. Баланс 8-10
4.3. Расчет кэш-фло 10-13
4.4. Основные показатели эффективности бизнес-плана 14-15
4.5. Учет рисков при реализации бизнес-плана 15-21
4.6. Расчет точки безубыточности 21-22
Литература
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Эффективное функционирование предприятия невозможно без планирования. При необходимости привлечения средств сторонних организаций наиболее рационально функция планирования реализуется при разработки бизнес-плана. Бизнес-план может предназначаться как внешним инвесторам, так и учредителям, владельцам акций предприятия. Основными задачами бизнес-плана:
- анализ текущего состояния фирмы;
- разработка стратегии производства и маркетинга фирмы;
- разработка проекта и обоснование необходимых финансовых потребностей для его финансирования;
- определение сроков окупаемости проекта, степени его привлекательности для инвесторов;
- оценка рискованности проекта и определение способов снижения рисков.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа по бизнес-планированию в сфере туризма предназначена для углубленного освоения методов планирования, самостоятельной творческой работы студента по выбранной теме. Целью написания курсовой работы является углубление теоретических знаний и приобретения практических навыков бизнес-планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- продемонстрировать знание теоретических вопросов бизнес-планирования;
- овладеть навыками формулирования сути и потенциального эффекта бизнес-проекта;
- научиться проводить маркетинговые исследования для определения потенциального спроса на товары/услуги, которые планируются к производству;
- осуществлять оценку эффективности бизнес-проекта;
- оценивать риски при осуществлении бизнес-плана.
Темы и содержание основных разделов
Контрольной работы
Тема курсовой работы по дисциплине «Бизнес-планирование в сфере туризма» выбирается студентом самостоятельно, в зависимости от специфики предприятия, на котором он работает (проходит практику). Основным условием выбора темы является обоснованность проведения мероприятий, изложенных в работе в целях повышения прибыльности предприятия.
Курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практической.
Рекомендуемая структура курсовой работы следующая:
Введение
1. Теоретическая часть
2. Практическая часть
Заключение
Литература
Приложения
Теоретическая и практическая часть должны иметь собственную структуру (быть разбиты на параграфы или разделы) по усмотрению студента.
Во введении необходимо отразить актуальность выбранной темы, цели и задачи написания курсовой работы.
Теоретическая часть курсовой работы выполняется по одной из следующих тем.
1. Учет валютно-финансовых факторов в бизнес-планировании.
2. Оценка рисков инвестирования в бизнес-планировании.
3. Презентация бизнес-плана.
4. Принципы международного бизнес-планирования.
5. Программное обеспечение бизнес-планирования.
6. Страхование рисков в бизнес-планировании.
7. Оценки эффективности бизнес-плана.
8. Маркетинговые исследования в бизнес-планировании.
9. Составление организационного плана бизнес-проекта.
10. Составление финансового плана бизнес-проекта.
Номер варианта для теоретической и практической частей работы определяется по последней цифре зачетной книжки студента. Если последняя цифра равна 0, то выбирается вариант 10.
В теоретической части необходимо провести анализ отечественных и зарубежных библиографических источников по исследуемой проблеме. Объем теоретической части должен составлять 10 -15 стр. напечатанного текста формата А4 шрифт Arial/Times New Roman, гарнитура 14.
Практическая часть составляет 10-15 стр. текста и включает следующие обязательные разделы (допустимо включение некоторых дополнительных частей по усмотрению студента-разработчика бизнес-плана):
1. Резюме, содержащее основные сведения и фирме, описание предлагаемого проекта, анализ маркетинговой стратегии фирмы и ее конкурентов.
2. Организационный план, содержащий анализ организационной структуры фирмы в исследуемый момент и в период реализации проекта.
3. Маркетинговый план, содержащий обоснование маркетинговой стратегии фирмы в период реализации проекта.
4. Финансовый план. В данном разделе бизнес-плана обосновывается финансовая привлекательность проекта. Для этого приводятся данные о движении денежных средств (их притоки и оттоки), определяется точка безубыточности продаж, рассчитывается ряд специальных показателей, позволяющих оценить финансовую эффективность проекта.
Курсовая работа должна завершаться заключением, в котором подводятся итоги проведенной теоретического и практического анализа, доказывается целесообразность предложенного проекта в рамках повышения прибыльности анализируемого предприятия, формулируются основные выводы работы.
Список используемой литературы должен содержать не менее 5 наименований источников не позднее 3-х годичного срока издания к моменту написания работы. Последовательность включения источников в список литературы следующая:
-законодательные материалы РФ, решения правительства и статистические материалы;
- книги и статьи по алфавиту авторов и заглавий с учетом последующих (вторых, третьих и т.д.) букв;
- неопубликованные документы (отчеты о НИР, ТЭО, диссертации и т.д.);
- книги и статьи, опубликованные на иностранном языке.
Нумерация источников в списке литературы должна быть сквозной.
После списка литературы представляют Приложения - таблицы, графики, схемы, исходные и другие материалы, которые были использованы при выполнении курсовой работы как вспомогательные.
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
4.1. Маркетинговый план
В курсовой работе можно использовать следующую схему составления маркетингового плана.
1. Общая стратегия маркетинга. Необходимо описать рыночную философию и стратегию компании, исходя из особенностей продукта и каналов реализации ниши рынка, занимаемой фирмой. Например, можно включить описание потребителей, которые уже являются клиентами фирмы или на которых будут направлены первоначальные усилия по продаже, а также тех, на ком внимание будет сконцентрировано в ходе реализации бизнес-проекта. Необходимо указать, как потенциальные потребители в этих группах будут определены и как фирма на них выйдет; какие особенности продуктов и услуг (например, высокий уровень сервиса, качество, доступная цена, своевременная поставка, гарантия и т.п.) будут использованы для стимулирования продаж; будут ли применены новаторские маркетинговые концепции, способствующие реализации продукта.
Необходимо также обосновать, как будут реализовываться продукту или услуги на начальном этапе (на мировом, национальном или только на региональном рынке), а также обосновать направления расширения продаж в будущем. Если спрос на товар или услуги подвержен сезонным колебаниям, надо определить уровень спада продаж в несезон .
2. Ценообразование. Необходимо описать стратегию фирмы в области цен и сравнить ее с ценовой политикой основных конкурентов, включая окупаемость затрат потребителей. Кроме того, целесообразно оценить прибыль фирмы и показать, будет ли она достаточна для покрытия затрат, гарантии потребителям, подготовки персонала, ценовой конкуренции и т.д. В данном разделе необходимо пояснить, в какой степени цены помогут фирме:
– проникнуть на рынок;
- сохранить и увеличить долю рынка в условиях конкуренции;
- получать достаточную прибыль.
Ценовую политику необходимо описывать с точки зрения взаимосвязи цены, доли рынка и прибыли. Например, более высокая цена может уменьшать объем продаж, но давать в результате более высокую прибыль. Если цена продукта фирмы ниже цены конкурентов, необходимо привести объяснения, как при этом сохраняется прибыльность производства. Целесообразно разработать систему скидок с цены, позволяющую стимулировать реализацию продуктов или услуг.
3. Тактика реализации продукции/услуг. В данном разделе необходимо описать распределительную политику фирмы и методы реализации, которые могли бы быть использованы в ближайшее время и в долгосрочной перспективе. Следует определить также, как будут выбраны посредники и торговые представители (если они используются), когда они начнут свою деятельность, регионы, где они будут действовать, представить прогноз объемов продаж. В случае, если фирмы использует собственную торговую сеть, необходимо показать ее структуру, указать, заменит ли она торговых представителей, какой объем продаж будет приходиться на одного продавца в год и какие комиссионные или заработную плату он будет получать.
4. Реклама и продвижение товара на рынок. Следует определить, как фирмы собирается привлекать внимание потенциальных потребителей продукции, определить тип рекламной компании, который им больше подходит, в каких ярмарках и выставках они собираются участвовать, где буду размещены рекламные объявления и щиты. Необходимо также составить расписание рекламной компании и определить величину расходов на рекламу и продвижение товаров на рынок.
Таким образом, при разработке маркетингового плана необходимо ответить на следующие вопросы:
По ценовой стратегии:
- Каким образом можно рассчитать цену для каждого продукта?
- Какие факторы должны приниматься во внимание при установлении цены?
- Чувствителен ли товар/услуга к колебаниям цен?
- Какова стратегическая линия поведения фирмы на рынке?
Стратегия в области качества:
- Какие характеристика качества товара являются наиболее привлекательными для покупателя?
- Какова стратегическая линия поведения фирмы на рынке в области качества продукции?
По стратегии продвижения:
- Какие формы рекламы товаров/услуг фирма намерена использовать?
- Необходимо ли специальное изучение будущих пунктов торговли?
По стимулированию сбыта и сервисному обслуживания:
- Какие специальные услуги клиентам фирма будет оказывать?
- При каких условиях гарантируется возврат денег клиентам?
- Будут ли использоваться премиальные виды продаж?
По дополнительной информации о товаре/услуге:
- Необходима ли дополнительная информация, улучшающая знания потенциальных покупателей о товаре?
- В какой форме должна быть представлена такая информации?
- Каковы способы распространения такой информации?
Баланс
При разработке бизнес-плана обязательным является представление последнего баланса фирмы-разработчицы и анализ ее финансового состояния.
Одним из показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными ресурсами своевременно погасить свои платежные обязательства. Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, т.е. времени, необходимого для превращения их в денежную наличность. При этом ликвидность характеризует не только текущее состояние расчетов, но и перспективу.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.
Группировка текущих активов по степени ликвидности.
Текущие активы:
1 группа:
- денежные средства;
- краткосрочные финансовые вложения;
2 группа:
- готовая продукция;
- товары отгруженные;
- дебиторская задолженность
3 группа:
- производственные запасы;
- незавершенное производство;
- расходы будущих периодов.
Наиболее мобильной частью ликвидных средств являются деньги и краткосрочные финансовые вложения. Ко второй группе относятся готовая продукция, товары отгруженные и дебиторская задолженность. Ликвидность этой группы зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентноспособности, платежеспособности покупателей, форм расчета и др. Значительно больший срок понадобиться для превращения производственных запасов и незавершенного производства в готовую продукцию, а затем в денежную наличность.
Данные группирвоки рассматриваются на начало и конец отчетного периода. По каждой группе подводится итог, а затем подсчитывается итог по всем видам текущих активов.
Соответственно, на 3 группы разбиваются и платежные обязательства:
- задолженность, сроки погашения которой уже наступили;
- задолженность, которую следует погасить в ближайшее время;
- долгосрочная задолженность.
1. Абсолютный показатель ликвидности определяется отношением ликвидных средств 1 группы ко всей сумме краткосрочных долгов (3 раздел пассива баланса). Его значение признается достаточным, если он выше 0,25-0,30. Если предприятие в текущий момент может на 25-30% погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной.
2. Отношением ликвидных средств первых двух групп ликвидных средств к общей сумме краткосрочных долгов представляет собой промежуточный коэффициент ликвидности. Нормальное соотношение 1:1. Если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать, требуется соотношение 1,5:1.
3. Общий коэффициент ликвидности рассчитывается отношением всей суммы текущих активов, включая запасы и незавершенное производство (раздел 3 актива), к общей сумме краткосрочных обязательств (3 раздел пассива). Нормальное соотношение 1,5-2,0.
Необходимо также рассчитать следующие показатели финансовой отчетности:
Чистый оборотный капитал
Чок=ТА-КЗ,
где ТА – текущие активы,
КЗ – краткосрочные займы
2. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает, сколько раз дебиторская задолженность обратиться в деньги. Чем больше этот показатель, тем более благоприятным считается финансовое состояние фирмы.
Кодз=ДЗ/ОСД,
где ОСД - оборотные средства в деньгах.
3. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает, сколько раз кредиторская задолженность обратиться в деньги. Чем ниже этот показатель, тем более благоприятным считается финансовое состояние фирмы.
Кокз=КЗ/ОСД,
4. Коэффициент обеспеченности собственными средствами.
Косс=СС/ВБ,
где СС- собственные средства фирмы;
ВБ – валюта баланса – итог баланса.
К собственным средствам предприятия относятся: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонды накопления, фонды социальной сферы, нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного периода.. Нормативное значение коэффициента обеспеченности собственными средствами не должно быть менее 0,6-0,8.
Расчет кэш-фло.
Кэш-фло – это размер денежных средств в кассе и на расчетном счете предприятия; определяется как сумма баланса на начало исследуемого периода и притока денежных средств за вычетом оттока денежных средств в течение периода.
- это понимается как денежный поток, т.е. размер (объем) денежных средств в кассе и на расчетном счете организации.
При расчете Кеш-фло определяется баланс наличности организации на конец периода.
При этом учитываются следующие направления притока и оттока денежных средств:
1. Поступления от продаж (+).
2. Затраты на материалы и комплектующие (-).
3. Затраты на сдельную зарплату (-).
Сумма статей 2 и 3 составляет суммарные переменные издержки, которые при расчете баланса наличности на конец периода также учитывается со знаком
(-).
4. Общие издержки (-).
5. Затраты на персонал (-).
Сумма статей 4 и 5 образует суммарные постоянные издержки.
6. Вложения в краткосрочные ценные бумаги (-).
7. Доходы по краткосрочным ценным бумагам (+).
8. Прочие поступления (+).
9. Прочие выплаты (-).
10. Налоги (-).
Алгебраическая сумма статей 1-10 дают кэш-фло от операционной деятельности.
11. Затраты на приобретение активов (-).
12. Прочие издержки подготовительного периода (-).
13. Поступления от реализации активов (+).
14. Приобретение прав собственности (акции) (-).
15. Продажа прав собственности (+).
16. Доходы от инвестиционной деятельности (+).
Алгебраическая сумма статей 11-16 составляет кэш-фло от инвестиционной деятельности.
17. Собственный (акционерный) капитал (+).
18. Займы (+)
19. Выплаты в погашение займов (-)
20. Выплаты % по займам (-).
21. Лизинговые платежи (-).
22. Выплаты дивидендов (-).
Алгебраическая сумма статей 17-22 составляет кэш-фло от финансовой Деятельности.
БАЛАНС НАЛИЧНОСТИ НА КОНЕЦ ПЕРИОДА рассчитывается следующим образом:
баланс наличности на начало периода + кэш-фло от операционной деятельности + кэш-фло от инвестиционной деятельности + кэш-фло от финансовой
деятельности.
Бизнес-план считается удовлетворительным, если баланс наличности на конец периода является положительным. Рекомендуемая форма таблицы для расчета кэш-фло имеет следующий вид:
Таблица 1
Кэш-фло
Руб.
Показатель | Период | |||
… | ||||
1. Баланс наличности на начала периода | ||||
2. Поступления от продаж | ||||
3. Затраты на материалы и комплектующие | ||||
4. Затраты на сдельную заработную плату | ||||
5. Затраты на повременную заработную плату | ||||
6. Налоги | ||||
7. Кэш-фло от операционной деятельности (стр.2-стр.3-стр.4-стр.5-стр.6) | ||||
8. Затраты на приобретение активов | ||||
9. Прочие издержки подготовительного периода | ||||
10. Кэш-фло от инвестиционной деятельности (-стр.8-стр.9) | ||||
11. Займы | ||||
12. Проценты по займам | ||||
13. Кэш-фло от финансовой деятельности (-стр.11-стр.12) | ||||
Баланс наличности на конец периода (стр.1+стр.7+стр.10+стр.13) |
Состав показателей, используемых для расчета кэш-фло, может быть изменен в соответствии с особенностями бизнес-проекта. Пример состава показателей, используемых для расчета кэш-фло туристской фирмы представлен в Приложении.
Каждая строка таблицы кэш-фло должна быть расшифрована в соответствующем приложении, поясняющим происхождение той или иной суммы. Приложения оформляются в соответствии с образцом, приведенным в табл.2:
Таблица 2
Расшифровка к стр.1 таблицы «Кэш-фло»
Поступления от продаж
Показатель | Период | |||
… | ||||
1. Объем продаж, шт. | ||||
2. Цена, руб. | ||||
3. Объем продаж, руб. |
4.4. Основные показатели эффективности бизнес-плана.
3.4.1. Чистая приведенная стоимость - это сумма приведенных стоимостей всех денежных потоков и расходов. Чистая приведенная стоимость отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала фирмы в случае принятия проекта.
NPV = - IC,
где PV - современная стоимость будущего денежного потока,
PV =
IC – инвестиции.
Если NPV > 0, проект является прибыльным, если NPV < 0, проект является убыточным, если NPV=0 - требуется дополнительная информация для принятия решения.
3.4.2. Внутренняя норма рентабельности/доходности/прибыли (IRR) – это ставка дисконтирования, при которой NPV равна нулю. IRR не должна быть меньше некоего минимума; это наивысшая ставка процента, которую может заплатить инвестор, не потеряв при этом в деньгах при предположении, что все средства для финансирования были взяты в долг и сам долг плюс проценты должны быть выплачены из доходов от реализации проекта. Таким образом, IRR – это ставка дисконтирования, обеспечивающая равенство текущей стоимости ожидаемых денежных притоков. Показатель внутренней нормы доходности характеризует максимально допустимый уровень расходов, которые могут быть произведены при реализации данного проекта. Расчет IRR требует проведения дополнительных расчетов NPV по двум формально выбранных группам проектов с различными коэффициентами дисконтирования:
IRR =
где i1, i2 - коэффициенты дисконтирования; NPV (i1), NPV (i2) – чистый приведенный доход при ставке дисконтирования i1, i2 соответственно.
Если внутренняя норма доходности больше ставке процента, под который ссужается заемный капитал, то проект следует принять. В противном случае он должен быть отвергнут.
3.4.3. Срок приведенной окупаемости (РР) – период, в течении которого недисконтированные денежные поступления превысят недисконтированную сумму инвестиций. РР показывает, в какой момент времени NPV инвестиций будет равна нулю.
PP = сумма инвестиций / cумма денежных потоков
3.4.4. Индекс прибыльности (PI) – это отношение приведенной стоимости всех денежных потоков к приведенной стоимости инвестиционного капитала. PI показывает, какую экономическую выгоду принесет проект на каждый вложенный рубль.
PI = / IC
Если индекс прибыльности больше единицы, проект является выгодным и его можно рекомендовать к исполнению, если индекс прибыльности меньше единицы, то проект убыточен.
4.5. Учет рисков при реализации бизнес-плана.
Успешное осуществление инвестиционных мероприятий, связанных с привлечением дополнительных финансовых ресурсов, особенно заемных, требует оценки степени риска и определения его величины. Риск предпринимателя количественно определяется субъективной оценкой вероятной, т.е. ожидаемой, величины максимального и минимального дохода или убытка от данного вложения капитала. При этом чем больше диапазон между максимальным и минимальным доходом или убытком, тем выше степень риска. Риск представляет собой действия в надежде на счастливый исход, по принципу «повезет - не повезет». Принимать на себя риск предпринимателя вынуждает, прежде всего, неопределенность хозяйственной ситуации. Чем выше неопределенность, тем больше риск.
При оценке риска используется понятие случайности – это то, что в сходных условиях происходит неодинаково и, следовательно, ее нельзя заранее предвидеть и прогнозировать. Однако при большом количестве случайностей можно выявить некоторые закономерности их наступления.
Математический аппарат для изучения закономерностей наступления случайностей дает теория вероятности. Случайные события становятся предметом вероятности тогда, когда с ними связаны определенные числовые характеристики. Вероятность события А определяется следующим образом:
Р(А) = m/n ,
где m – количество благоприятных исходов;
n – общее количество событий.
Вероятность позволяет прогнозировать случайные события, она дает им количественную качественную оценки. При этом уровень неопределенности и степени риска снижается.
Неопределенность хозяйственной ситуации, порождающая риск, во многом определяется фактором противодействия. К противодействиям относятся:
ü Форсмажорные обстоятельства (пожары, наводнения и т.п.);
ü Действия конкурентов;
ü Конфликты с наемными работниками;
ü Нарушения договорных обязательств с партнерами;
ü Изменение спроса;
ü Кражи и т.п.
Предприниматель в процессе своих действий должен выбрать такую стратегию, которая позволит ему снизить степень противодействия, что, в свою очередь, снизит и степень риска.
Математический аппарат для выбора стратегии в конфликтных ситуациях, когда сталкиваются противоположные интересы, дает теория игр. Она позволяет предпринимателю определить разумный минимум степени риска.
Таким образом,риск имеет количественно определенную вероятность наступления потери, которая определяется на статистические данные и может быть рассчитана с достаточно высокой степенью точности.
Чтобы количественно определить величину риска необходимо знать все возможные последствия какого-либо отдельного действия и вероятность самих последствий. Применительно к экономическим задачам, методы теории вероятности сводятся к определению значений вероятности наступления событий и к выбору из возможных событий самого предпочтительного, исходя из наибольшей величины математического ожидания.
Другим словами, математическое ожидание какого-либо события равно абсолютной величине этого события, умноженной на вероятность его наступления.
Например, пусть имеются два варианта вложения капитала. Статистика, имеющаяся по сходным положениям, показывает, что при инвестициях в мероприятие «А» получение прибыли в сумме 25 тыс.руб. имеет вероятность 0.6, а в проект «В» получение прибыли в сумме 30тыс.руб. имеет вероятность 0.4. Тогда математическое ожидание прибыли по проекту «А» составляет:
25*0.6 = 15тыс.руб.,
а по проекту «В»:
30*0.4 = 12тыс.руб.
Вероятность наступления события может быть определена объективным или субъективным способом.
Объективный метод основан на вычислении частоты, с которой происходит данное событие. Например, если известно, что при вложении капитала в какое-либо мероприятие прибыль в сумме 25тыс.руб. была получена в 120 случаях из 200, то вероятность получения такой прибыли равна 0.6
Р = 120/200 = 0.6
Субъективный метод основан на различных качественных предположениях. К таким предположениям могут относится:
- суждения оценивающего;
- его личный опыт;
- оценка эксперта и т.д.
Когда вероятность определяется субъективно, то разные люди могут устанавливать разное ее значение для одного и того же события.
Величина риска измеряется двумя основными критериями:
1. Среднее ожидаемое значение.
2. Колеблемость (изменчивость) ожидаемого результата.
Среднее ожидаемое значение - это значение величины события, которое связано с неопределенностью ситуации. Среднее ожидаемое значение является средневзвешенной для всех возможных результатов, где вероятность каждого результата используется в качестве частоты или веса соответствующего значения. Среднее ожидаемое значение измеряет результат, который мы ожидаем в среднем.
Например, пусть известно, что при вложении капитала в мероприятие «А» из 120 случаев прибыль в 25 тыс.руб. была получена в 48 случаях, прибыль в 20тыс.руб. в 36 случаях, прибыль в 30тыс.руб. в 36 случаях. Среднее ожидаемое значение определяется:
1). Расчет вероятности события «А» - прибыль 25 тыс.руб.
«В» - прибыль 30 тыс.руб.
«С» - прибыль 30 тыс.руб.
Р(А) = 48/120 = 0,4 ; Р(В) = 36/120 = 0,3 ; Р(С) = 36/120 = 0,3
Р(А) + Р(В) + Р(С) = 1
Рr – ожидаемая прибыль.
Рr = РrА * Р(А) + РrВ * Р(В) + РrС * Р(С)
РrА, РrВ, РrС – прибыль от мероприятий А, В, С, соответственно.
Рr = 25*0,4+20*0,3+30*0,3 = 25 тыс.руб.
Средняя величина представляет собой обобщенную количественную характеристику и не позволяет принять решение в пользу какого-либо варианта вложения капитала. Для окончательного принятия решения необходимо измерить колеблемость показателей.
Колеблемость вероятного результата - это степень отклонения ожидаемого значения от средней величины. На практике для этого обычно применяют два критерия:
- дисперсию, которая представляет собой среднее взвешенное из квадратов отклонения значений показателя от среднего ожидаемого;
- среднее квадратическое отклонение, рассчитываемое как квадратный корень из дисперсии и являющееся именованной величиной.
Дисперсия и среднее квадратическое отклонение обычно используются в качестве меры абсолютной колеблемости.
Для расчета дисперсии и среднего квадратического отклонения в курсовой работе рекомендуется использовать Microsoft Exel.
Коэффициент вариации рассчитывается как отношение среднего квадратического отношения к средней арифметической и показывает степень отклонения полученных значений от средней.
где V – коэффициент вариации;
- среднее фактическое, ожидаемое значение признака;
- среднее квадратическое отклонение
Коэффициент вариации является относительной величиной, он изменяется в интервале от 0 до 100%. Чем выше значение этого коэффициента, тем сильнее колеблемость. Установлена следующая качественная шкала, которая позволяет интерпретировать различные значения коэффициента вариации:
от 0 до 10 % - слабая колеблемость;
от 10 до 25 % - умеренная колеблемость;
свыше 25 % - высокая колеблемость.
Ниже приведен пример использования оценок колеблемости при сравнительном анализе двух бизнес проектов.
Таблица 3
Расчет оценок колеблемости.
№ собы- тия | Полученная прибыль, X | Число наблюдений, n | (x – x ) | (x – x )²n |
Проект «А» | ||||
-5 | ||||
Проект «В» | ||||
-10 |
Проект «А»:
25 + 20 + 30 75
X = = = 25; (X – X ) = 25 – 25 = 0
3 3
дисперсия = 1800/ (48+36+36) = 1800/120 = 15
среднее квадрат. отклонение = √15 ≈ ±3,9 ед.
V = (±3,9/25)*100% = 15,5%
По проекту «В» оценка колеблемости умеренная.
Проект «В»:
40 + 30 + 20
X = = 30;
Дисперсия = (3000 + 1000)/ (30 + 50 + 100) = 22,2
среднее квадрат. отклонение = 4,7 ед. ;
V = (±4,7/ 30)*100% = 15,7%
Вывод: коэффициент вариации, рассчитанный по статистическим данным о вложении капитала в проект «А» на 0,2% меньше, чем аналогичный показатель по проекту «В». Следовательно, можно сделать вывод, что проект «А» несколько менее рискован, чем проект «В».
При анализе проекта необходимо учитывать все возможные риски, которые могут возникнуть при осуществлении проекта. Одним из вариантов оценки рисков является их представление в виде таблицы 1:
Таблица 1
Оценка рисков бизнес-проекта
Существенные риски | Несущественные риски | ||
Виды рисков | Баллы | виды рисков | Баллы |
1. Чистые риски - политические - транспортные | 1. Чистые риски -природно-естественные -экологические -коммерческие: а) имущественные б)производственные | ||
2. Спекулятивные риски: - инфляционные - валютные -процентный риск | 3. Спекулятивные риски: - дефляционные - ликвидности |
При работе с данной таблицей необходимо по 10-ти балльной шкале обоснованно оценить риски.
4.6. Расчет точки безубыточности
Точка безубыточности определяет объем реализации, необходимый для покрытия расходов фирмы. Расчет выполняется на основании деления затрат фирмы на постоянные и переменные, выполненного при расчете кэш-фло.
Например, при определения точки безубыточности при реализации бизнес-проекта в туристской фирме необходимо:
- рассчитать переменные затраты турфирмы на одного туриста Рт по формуле:
Рт = (S + Уф) / К,
где S – сумма расходов турфирмы по отправке всех туристов, руб.,
Уф – стоимость услуг турфирмы, руб.,
К – количество человек в группе, руб.
- рассчитать маржинальный доход МД по формуле:
МД = В – Р,
где В – выручка от реализации, руб.;
Р – сумма переменных затрат на весь объем тур.путевок, руб.
- определить точку безубыточности Т по формуле:
Т = П/МД,
где П – постоянные затраты, руб.
- определить точку безубыточности Тc в стоимостном выражении:
Тc = Т * Ц
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Акуленок Д.И., Буров В.П., Морошкин В.А., Новиков О.К. Бизнес-план фирмы: Комментарий методики составления. Реальный пример. – М: «Гиом-Пресс», 1998.
2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М: «Финансы и статистика», 1999.
3. Горохов М.Ю., Малеев В.В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998.
4. Деловое планирование (Методы, Организация, Современная практика): Учебное пособие / Под ред. В.М.Попова. – М.: «Финансы и статистика», 1997.
5. Ильин А.И. Планирование на предприятии. – Минск: «Новое знание», 2001.
6. Уткин Э.А., Рапопорт Б.А., Кошляр Б.М. Бизнес-планирование Курс лекций. – М.: «Экмос», 2002.
Дополнительная литература
7. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план: методика разработки. – М.: «Ось-89», 2000.
8. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. / Учебное пособие. – М.: Изд-во «Финпресс», 1998.
9. Попов В.М., Кураков Л.П. и др. Сборник бизнес-планов. Современная практика и документация. – М., 1997.
10.Уткин Э.А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 1998.
11.Циферблат Л.Ф. Бизнес-план: работа над ошибками. – М.: «Финансы и статистика», 2000.
12.Чернов В.А. Анализ коммерческого риска. /Под ред. М.И. Баканова. – М.: «Финансы и статистика», 1998
Приложение
Форма таблицы для расчета кэш-фло туристской фирмы
Показатель | 1 кварт. | 2 кварт. | 3 кварт. | 4 кварт. | |||||
Баланс наличности на начало периода | |||||||||
Приток денежных средств (прибыль от продажи туристского продукта турпакета), оформления въездных и выездных документов. | |||||||||
Отток денежных средств | |||||||||
1. Производственные затраты: | |||||||||
а) затраты, связанные с деятельностью производственного персонала: - затраты на оплату труда; - отчисления на социальные нужды; - затраты, связанные со служебными разъездами в пределах пункта нахождения турфирмы | |||||||||
б) накладные расходы: | |||||||||
затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью | |||||||||
затраты на содержание и эксплуатацию помещения, инвентаря, малоценных предметов, в том числе - затраты на коммунальные услуги, ремонт и техническое обслуживание; - затраты на аренду помещения; - затраты на пожарную охрану помещения; - затраты на сторожевую охрану помещения, инвентаря и другого имущества турфирмы | |||||||||
затраты на транспортное обслуживание деятельности работников турфирмы; | |||||||||
затраты на содержание и эксплуатацию вычислительной техники и средств оргтехники, сигнализации; ; | |||||||||
амортизация малоценных и быстроизнашивающихся предметов; | |||||||||
затраты, связанные с освоением новых туров, включая стажировку по иностранному языку работников в странах, в которых турфирмой организуются туры; | |||||||||
оплата услуг телефонной, местной, пейджинговой, мобильной, телеграфной, почтовой телетайпной связи, а также затраты на ее содержание (ремонт и техническое обслуживание); | |||||||||
затраты на приобретение специальных бланков и документов (бланков турпутевок, ваучеров, бланков учета и отчетности, прейскурантов и т.п.), канцелярских принадлежностей, периодических изданий и соответствующей литературы); | |||||||||
оплата услуг банков по обслуживанию счетов т/ф, электронных расчетов посредством пластиковых карт, | |||||||||
платежи по процентам за кредиты банка и т.д.; | |||||||||
затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров; | |||||||||
представительские расходы; | |||||||||
налоги, сборы и платежи: - федеральные налоги: налог на прибыль; налог на добавленную стоимость; налог на имущество; | |||||||||
- местные налоги: целевые сборы на содержание милиции; благоустройство территории; транспортный налог, сбор на нужды образовательных учреждений; налог на содержание жилищного фонда; | |||||||||
- выплаты во внебюджетные фонды: Пенсионный Фонд РФ, Фонд занятости РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования | |||||||||
в) прочие затраты, связанные с производством туристского продукта, в частности затраты, связанные с технологическими потерями, возникающими из-за невостребованности туристами части услуг | |||||||||
2. Коммерческие расходы: | |||||||||
затраты, связанные с деятельностью точек реализации (турагентств): - оплата труда работников турагентств; - отчисления на социальные нужды; - затраты, связанные со служебными разъездами работников турагентств; - затраты на содержание и эксплуатацию помещения турагентства; | |||||||||
затраты на приобретение специальных бланков и документов; | |||||||||
представительские расходы. | |||||||||
Баланс наличности к концу периода | |||||||||