Анализ формирования и выполнения производственной программы
Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости
данных.
В международном учетном стандарте IASC № 15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции.
Ø Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты.
Ø Вторая концепция лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы:
· пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);
· корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Iц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:
,
где VВПотч – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;
VВПб – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;
Цб – цена единицы продукции в базисном периоде.
Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции рассчитывается по формуле
,
где ВП – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.
С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.
Объемы производства изучаются в определенном диапазоне деловой активности, т.е. в границах min – max, представляющих собой временной ряд. Анализ может производиться не только в границах абсолютного min – max, но и в пределах неизменных постоянных издержек. Изучение временного ряда проводится в рамках минимально допустимого, максимально допустимого, оптимального и фактического объемов выпуска и реализации продукции.
При минимально допустимом (безубыточном) объеме выпуска и реализации достигается равенство доходов и расходов при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.
Максимальный объем обеспечивается при максимальной загрузке производственных мощностей.
Оптимальным объемом производства и продаж считается такой объем, который обеспечивает получение максимальной прибыли в сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем выступает определенным ориентиром при планировании выпуска продукции.