Понятие прибыли, доходов и расходов предприятия
Финансовый механизм предприятия
Финансовый механизм предприятия представляет собой систему управления финансами предприятия, целью которой является достижение максимальной прибыли.
Выделяют несколько стратегических целей управления финансами организации:
1) Максимизация прибыли
2) Обеспечение финансовой устойчивости и независимости
3) Поддержание необходимого уровня ликвидности
4) обеспечение сбалансированного движения материальных и денежных потоков
5) формирование оптимального объема финансовых ресурсов, максимизация эффективности их использования
Ключевые направления финансовой деятельности:
1. Финансовое планирование, производится на базе анализа информации о финансовом положении предприятия. Данная информация содержится в бух., статист. и управленческой отчетности
Задачи финансовой службы в сфере планирования:
а) составление финансовых планов, требующих проведение всех необходимых расчетов;
б) определение источников финансирования хоз. деятельности предприятия;
в) формирование плена реальных инвестиций;
г) участие в разработке бизнес-плана;
д) составление кассовых планов.
2. Оперативная работа, вкл. следующие задачи:
а) обеспечение расчетной дисциплины – своевременные платежи работникам, кредиторам, поставщикам, отчисления в бюджет;
б) обеспечение финансирования затрат
в) оформление кредитов в соответствии с договорами
г) оперативный учет показателей финансового плана
3. Контрольно-аналитическая работа:
а) проверка в сотрудничестве с бухгалтерией правильности составления смет
б) расчет окупаемости реальных инвестиций
в) анализ отчетности всех видов
г) контроль за соблюдением финансовой и плановой дисциплины
Доходы и расходы предприятия
Показателем эффективности управление финансами предприятия является устойчивость генерирования прибыли в среднем. Прибыль является функций от двух параметров: доходов и расходов.
Доходы организации – увеличение экономической выгоды в результате поступления активов, т.е. денежных средств или иного имущества и погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала этой организации за исключением вкладов участников.
Средства не влекущие к увеличению капитала и не являющиеся доходами:
1) сумма НДС, акцизов, экспортных пошлин;
2) поступления по договорам комиссии
3) суммы полученные в виде авансов в счет оплаты товаров, работ, услуг
4) суммы полученных задатков
5) суммы полученных залогов
6) суммы полученные в погашение кредита или займа предоставленные ранее заемщику
Расходы организации – уменьшение экономической выгоды в результате выбытия активов, т.е. денежных средства и иного имущества и возникших обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников, т.е. собственников.
Активы, которые не являются расходами:
1) приобретение или создание внеоборотных активов
2) вклады в уставные или складочные капиталы др. организаций и приобретение акций и др. цен. бумаг с целью перепродажи
3) перечисление средств в рамках благотворительной деятельности
4) договоры комиссии
5) перечисление авансов и задатков
6) погашение полученных ранее кредитов и займов
Понятие прибыли, доходов и расходов предприятия
Показателем эффективности управления финансами предприятия является прибыль. Это более важный показатель, чем величина доходов или расходов в конкретный год или отчетный период, т.к. устойчиво генерируемая прибыль служит показателем финансовой устойчивости предприятия.
В сочетании с приемлемым уровнем риска постоянная прибыль делает возможным более или менее оправдывать прогнозируемое принятие стратегических решений.
Прибыль является функций от двух параметров: доходов и расходов.
Р=f(R,E)=R-E, где Р – прибыль, R –доходы, E – расходы.
Доходы предприятия – увеличение экономической выгоды в результате поступления активов и погашения обязательств.
расходы – уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновении обязательств
64. Виды доходов:
1. Доходы от обычных видов деятельности, выручка, полученная в результате продажи продукции и товаров, а также поступления связанные с выполнением работ и оказанием услуг. В системе учета выручка отражается в денежном выражении суммой, равной величине поступивших на счет предприятия денежных средств и иного имущества и величины дебиторской задолженности.
2. Операционные доходы:
1) доходы, связанные с предоставление за плату во временное пользование, т.е. временное владение и пользование активов организации
2) доходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретение, промышленные образцы и др. видов интеллектуальной собственности
3) доходы от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, кроме иностранной валюты, продукции и товаров
4) результаты переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
5) %, полученные по предоставленным кредитам и займам.
3. Внереализационные доходы:
1) доходы от безвозмездного получения активов
2) поступления и перечисления в возмещение причиненных организации убытков
3) прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году
4) сумма кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности
5) сумма дооценки активов за исключением внеоборотных активов.
Критерии доходов
Доходы предприятия – увеличение экономической выгоды в результате поступления активов и погашения обязательств.
Поступившие средства признаются доходами только тогда, когда имеет место соблюдение следующих условий:
1) организация имеет право на получение выручки, вытекающей из конкретного договора или подтвержденная иным образом
2) сумма выручки может быть определена
3) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции происходит увеличение экономических выгод организации
4) подобное происходит в том случае, если организация либо получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в получении актива
5) право собственности, т.е. владение, пользование и распоряжение на продукцию или товар перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком, т.е услуга оказана
6) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией могут быть определены
При несоблюдении хотя бы одного из условий следует признание кредиторской задолженности в бух. учете организации.
66. Виды расходов:
1. Расходы по обычным видам деятельности, связанные с изготовлением или приобретением и продажей продукции, а также возмещение стоимости амортизируемых активов в виде амортизационных отчислений.
В системе учета расходы по обычным видам деятельности отражаются в денежном выражении как сумма, которая равна величине оплаты и кредиторской задолженности.
В системе управленческого учета расходы по обычным видам деятельности детализируются, что требует для подсчета себестоимости продукции, а также оценки эффективности деятельности подразделений предприятия.
Классификация:
1) расходы на приобретение сырья, материалов, товаров и прочих метериально-производственных запасов
2) расходы, возникающие в процессе переработки производственных запасов, в т.ч. коммерческие и управленческие расходы.
2. Операционные расходы:
1) расходы, связанные с предоставленными за плату во временное пользование, т.е. временное владение и распоряжение активов организации
2) расходы, связанные с предоставленными за плату прав, возникших из патентов на изобретения, промышленные образцы и др.
3) результаты переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
4) %, уплаченные по полученным кредитам и займам
3. Внереализационные расходы
1) штрафы, пени, неустойки, начисленные за нарушение условий договора
2) расходы от безвозмездной передачи активов
3) перечисления в возмещение причиненных убытков
4) убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году
5) сумма дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности
6) суммы уценки активов, за исключением внеоборотных активов
7) иные расходы
Критерии расходов
Расходы организации – уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств. Выбытие активов признается расходами, только в том случае, если имеет место соблюдение следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требований законодательных и нормативных актов;
- сумма расходов может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретных операций происходит уменьшение экономических выгод организации;
- имеет место в том случае, если организация либо передала актив, либо отсутствует неопределенность в передаче актива.
При несоблюдении хотя бы одного условия следует признавать дебиторскую задолженность в бух. учете организации.
Чрезвычайные расходы организации – расходы, которые возникают в следствии чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности. При исчисление налога на прибыль чрезвычайные расхода не принимаются во внимание, а их сальдо прибавляется к прибыли.