Оптовая торговля и оптово-торговые предприятия
Оптово- торговые предприятия классифицируются по следующим признакам:
1) уровень специализации: специализированные и универсальные;
2) виды реализуемых материальных ресурсов: сырьевые, продовольственные, металлов, строительных материалов, оборудования и пр.;
3) характеристика обслуживаемых покупателей: производственные предприятия- товаропроизводители, предприятия розничной торговли, организации социальной инфраструктуры и пр.;
4) масштабы деятельности: крупные, средние, мелкие;
5) уровень обслуживания покупателей: с полным циклом обслуживания, с ограниченным циклом обслуживания;
6) характер отношений с продавцами - товаропроизводителями;
7) правовой статус.
На практике все организационное многообразие оптовой торговли можно свести к следующим формам:
1. оптово-торговые предприятия;
2. товарные биржи;
3. торговые дома.
Оптово-торговые предприятия (ОТП)по существу являются снабженческо- сбытовыми организациями, которые, с одной стороны, закупают произведенную продукцию и тем самым обеспечивают товаропроизводителям устойчивый сбыт, а с другой стороны, реализуют эту продукцию для материально- технического снабжения производственных предприятий.
Развитие ОТП в своей структуре имеет плановые и оперативные подразделения и достаточно мощную производственную базу. Производственная база ОТП включает складской комплекс, подъездные пути, участки производственных услуг, комплектования партий отгрузки, диспетчерскую службу, участки послепродажного обслуживания, ВЦ.
Подобные ОТП в состоянии оказывать покупателям широкий круг услуг, в т.ч. подготовку материальных ресурсов к производственному потреблению и их централизованную доставку, они предлагают покупателям условия поставок.
Услуги и условия поставки являются взаимовыгодными для продавцов и покупателей: для первых - высокой рентабельностью и дополнительным доходом, а для вторых - существенным сокращением собственных затрат. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждая поставка сопровождалась бы комплексом услуг. Поэтому квалификация и профессионализм оптового продавца - коммерсанта, среди прочего, определяется его изобретательностью в создании услуг.
Информация, необходимая для продвижения товаров на оптовый рынок:
1.Наименование товара - по международному и российскому классификаторам или каталогам.
2. Фирма- изготовитель - официальное наименование, юридический адрес, банковские реквизиты и др.
3. Наличие у фирмы изготовителя дилерской и дистрибьюторской сети.
4. Сертификация качества товара.
5. Потребительские свойства товара- основные товароведческие характеристики, показатели качества, научно- технический уровень и т.п.
6. Основные розничные покупатели - адресное назначение товара (социальные, региональные и демографические характеристики розничных покупателей).
7. Возможные оптовые покупатели - розничные торговые предприятия .
8. Цена товара фирмы-изготовителя (оптовая или отпускная): максимальная, минимальная, цена фирм-конкурентов.
9. Цена товара розничная: максимальная, минимальная.
10. Скидки и наценки фирмы-изготовителя.
11. Потенциальная потребность в товаре - предположительная, оценочная.
12. Реальная потребность региона (в месяц, в год).
13. Срок реализации товара, естественная убыль, возраст.
14. Условия поставки товара - сроки, объемы партий поставки, тара и упаковка.
15. Условия оплаты поставок.
16. Места дислокации и хранения товара.
17. Организация доставки и развозки товара.
18. Юридическое оформление сделок.
19. Наличие рекламных материалов для оптовых и розничных покупателей.
20. Страхование коммерческого риска по данному товару.
21. Данные целенаправленных маркетинговых исследований.
Биржа играет особую роль в свободной рыночной экономике. С точки зрения экономической теории это есть своеобразный инструмент рыночного саморегулирования.
Товарная биржа, по существу, выполняет функции организатора оптового рынка. В этом качестве биржа является важнейшем элементом рыночной инфраструктуры.
На товарных биржах торговля ведется так называемым биржевым товаром, который характеризуется следующими признаками:
- массовость производства и потребления;
-качественная однородность;
-сопоставимость качественных характеристик в течение длительного времени;
-взаимозаменяемость партий продажи;
-возможность торговли по образцам;
-множественность продавцов и покупателей, т.е. наличие достаточной конкуренции;
-насыщенность рынка данным товаром, т.е. примерное равенство спроса и предложения;
-свобода ценообразования.
По удельному весу биржевая торговля составляет всего 5-7 % оптового товарооборота, однако, биржевые товары определяют объем общего товарооборота за счет поставок практически всем отраслям.
Специфически биржевыми являются функции:
- выявление спроса и предложения;
- установление цены биржевого товара (котировка товарная).
- предоставление членам биржи и посетителям торгового места и его обслуживание;
- сбор и публикация биржевой информации (о сделках и ценах);
- урегулирование споров при совершении и реализации сделок.
Котировка - установление курса иностранных валют, ценных бумаг или цены товаров на биржах в соответствии с действующими законодательными нормами и сложившейся практикой.
Биржа выполняет сугубо посреднические функции, а поэтому реализуемые товары не становятся ее собственностью. Такой порядок оптовой торговли создает равный и объективный подход к клиентуре биржи - продавцам и покупателям, что также способствует поддержанию равновесного состояния рынка.
Деятельность биржи регламентирована и определяется ее уставом. Установлена строгая процедура приема членов биржи, учитывается финансовое положение и деловые качества кандидатов, предусматриваются вступительный и членские взносы. Членами биржи могут быть юридические и физические.
В соответствии с типовой структурой члены биржи избирают Совет управляющих и комитеты. Комитеты формируются по видам биржевого товара, а также предусматриваются комитеты финансовый, арбитражный , страховой, копировальный и др.
Работу биржи организует биржевой аппарат, руководимый президентом биржи. Президент биржи не может быть ее членом, как и служащие аппарата биржи. Главная задача служащих - это оказание услуг членам биржи и клиентам. Служащие биржи объединены в отделы: экономического анализа, информационного обслуживания, транспортный, телекоммуникации, обеспечения порядка в торговом зале, контроля сделок и проведения расчетов ( расчетная палата ) и др.
Биржевыми посредниками являются маклеры (маклериат) и брокеры ( брокерские конторы ), которые выполняют поручения клиентов - продавцов и покупателей.
Специфика организации биржевой торговли обусловлена характером сделок:
- купля-продажа реального товара, в том числе по образцам;
- заключение контрактов на поставку товаров в будущем (форвард-контрактов);
- купля-продажа биржевых контрактов - фьючерсов и опционов.
Форвард - расчет по валютной или другой сделке более чем через два рабочих дня после ее заключения.
Форвардные операции - внебиржевые срочные валютные сделки, совершаемые банками и торгово-промышленными корпорациями по телефону или телексу на договорной основе .
Фьючерские операции - срочные сделки на биржах, представляющие собой куплю-продажу сырьевых товаров, золота, валюты, финансово-кредитных инструментов по фиксированной в момент заключения сделки цене, с исполнением операции через определенный промежуток времени.
Фьючерские сделки - сделки по образцам еще не произведенного товара. Договор по фьючерской сделке многократно перепродается маклерами. Условия контрактов стандартизированы по качеству, количеству продукта, времени и месту доставки. Переменной частью контракта является цена, которая устанавливается в момент заключения сделки.
Опцион- 1) право выбора способа, формы, объема, техники исполнения обязательства, предоставленные одной из сторон, условиями договоров (контракта) или права отказа от выполнения обязательства при обстоятельствах, обусловленных договором; 2) соглашение, которое представляет одно из сторон биржевой сделки купле-продаже право выбора между альтернативными условиями договора.
Лизинг. Большое место в коммерческом обороте занимают товары, относящиеся к средствам труда, в частности, силовые и рабочие машины, транспортные средства, приборы и аппараты. Специфика товаров и требования покупателей в значительной степени определяют технику торговли и содержание коммерческих сделок. Для товаров длительного пользования и высокой стоимости, к которым относятся средства труда, своеобразной формой товародвижения является лизинг.
Лизинг представляет собой форму имущественного найма (аренды), которая предусматривает предоставление арендодателям арендатору во временное пользование имущества с периодической оплатой всей или части его стоимости, а также услуг арендодателя и затрат по финансированию покупки этого имущества. В качестве арендодателя обычно выступает специализированная фирма, которая приобретает у изготовителя имущество с целью сдачи его в аренду.
Арендатором может быть предприятие, которому экономически выгодно не покупать имущество, а брать его в аренду, например, по причине финансовых ограничений. Практики выработала следующие виды лизинга:
1. Финансовый лизинг - вид аренды, при которой арендатор выплачивает арендодателю всю стоимость арендуемого имущества с правом последующего выкупа этого имущества либо по истечению срока аренды, либо по договоренности- до истечения этого срока.
2. Возвратный лизинг - арендодатель закупает имущество арендатора с последующей сдачей этого имущества тому же арендатору.
3. Акционерный лизинг - вид аренды, при которой арендодателем выкупает либо АО, либо группа акционеров этого общества, на средства которых приобретается имущество с целью сдачи его в аренду.
4. Действительный лизинг - вид аренды, при которой за арендодателем сохраняется все обязанности и преимущества, связанные владением имущества, равно как и право собственности.
5. Оперативный лизинг - вид аренды, при которой аренда имущества осуществляется на срок меньший, чем период его полной амортизации.
6. Раздельный лизинг - при этом виде аренды сдача имущества в наем предусматривает крупномасштабные лизинговые операции как по стоимости имущества, так и по числу участников, действующих совместно, но преследующих свои коммерческие интересы; в организации и оформлении указанных операций непрерывно участвуют брокер и финансирующая организация. Таким образом, в раздельном лизинге заняты:
· Владелец имущества – продавец;
· Брокер;
· Лизинговые компании;
· Арендодатель;
· Финансовая организация;
· Арендатор.
7. Лизинг с полным набором услуг - по отношению к сданному в аренду имуществу- несет следующие расходы: техническое обслуживание и ремонт, страхование, уплата налогов, после истечения срока аренды арендодатель сохраняет на данное имущество право собственности.
8. Импортный лизинг - передача в аренду имущества, приобретенного за рубежом у иностранного контрагента.
9. Экспортный лизинг - передача в аренду зарубежному арендатору с вывозом за границу имущества, приобретаемого у любого юридического лица на своей территории.
Лизинговые операции - организация действия и финансирование операции, связанные с юридическим оформлением имущественного найма (аренды), заключением договора лизинга, поставкой и монтажом имущества.
С точки зрения коммерции лизинг является выгодным как для продавцов, таки для покупателей: способствует, с одной стороны, сбыту продукции, с другой, ее приобретению, для производственного использования, так как может рассматриваться как покупка в рассрочку. [7]- c. 75
Франшиза - (franchise) [7]- c. 206 - форма сотрудничества между двумя юридически самостоятельными, но связанными между собой контрактом предприятиями (франшизным контрактом). В силу этого контракта одно предприятие (франчайзер) передает за определенное вознаграждение другому предприятию (франчайзи) право на использование торговой марки, предоставляет ему программу маркетинга, участвует в финансировании капитальных вложений и берет на себя часть текущих затрат.