Оптовая и розничная торговля

Розничная торговля

Розничная торговля - продажа товаров конечному потребителю. В данном случае неважно, как именно продаются товары или услуги (методом личной продажи, по почте, по телефону или через торговый автомат), а также - где именно они продаются (в магазине, на улице или на дому у потребителя).

Розничная торговля включает любую деятельность, связанную с продажей товаров или услуг конечным потребителям для личного некоммерческого использования. Розничные торговцы – это коммерческие предприятия, которые большую часть своего дохода получают благодаря розничной торговле [1, С.527].

В отличие от оптовой торговли, товар, купленный в системе розничной торговли, не рассчитан на дальнейшую перепродажу, а предназначен для непосредственного использования.

Субъекты процесса розничной торговли - продавец и покупатель. К розничной торговле можно отнести продажу товаров через торговые автоматы.

Основные типы организаций розничной торговли представлены в таблице 11.1 [1, С.528].

Таблица 11.1 – Основные типы организаций розничной торговли

Тип розничного предприятия Описание
Специализированные магазины Предлагает узкую группу товаров со значительным ассортиментом, не выходящего за пределы его специализации: магазины одежды, спортивные, мебельные, цветочные и книжные магазины. Специализированные магазины: можно разделить на подгруппы по их специализации. Магазин одежды - магазин с ограниченным ассортиментом однотипной продукции; магазин мужской одежды - узкоспециализированный магазин; магазин мужских рубашек, сделанных на заказ, — сверхспециализированный магазин
Универмаги Поддерживают большое разнообразие предлагаемых товарных групп - обычно это одежда, бытовая техника и товары для дома; каждой группой занимается специализированный отдел универмага, возглавляемый специалистами по снабжению или торговле товарами данной группы
Универсамы (супермаркеты) Довольно крупные торговые заведения; имеют относительно небольшие торговые наценки, предлагают широкий ассортимент, основаны на самообслуживании. Главная цель — удовлетворять основные потребно; в продуктах питания, моющих средствах и товарах для дома
Магазины товаров повседневного спроса (дежурные) Относительно маленькие магазинчики, расположенные в жилых районах, которые работают с раннего утра до позднего вечера и без выходных; предлагают ограниченный ассортимент ходовых товаров повседневного спроса. Продолжительное время работы и небольшие объемы совершаемых закупок делают эти магазины достаточно дорогими
Супермагазины (универсамы широкого профиля) Огромные магазины, цель которых - удовлетворять все потребности покупателей в продовольственных и непродовольственных товарах. К этой группе магазинов относят комбинированные магазины, представляющие собой объединение универсама с магазинами, торгующими по сниженным ценам, предлагающие самую разнообразную продукцию. А также так называемые магазины - "убийцы товарных категорий" – торговые заведения: предлагающие самые разнообразные товары одной определенной категории. Существует еще одна разновидность этого типа торгового заведения - торговые комплексы (гипермаркеты), огромные магазины, которые объединяют в себе черты супермаркета, магазина, торгующего по сниженным ценам, и склада-магазина. Помимо продуктов питания, в них продается мебель, бытовая техника, одежда и множество других вещей
Магазины, торгующие по сниженным ценам (дисконтеры) Продают стандартный ассортимент товаров по более низким ценам, устанавливая меньшие наценки, но имея больший товарооборот. Настоящий магазин товаров по сниженным ценам всегда дешево продает товар, но не за счет торговли низкокачественной продукцией, а за счет торговли в основ­ном товарами отечественного производства. Эти магазины могут продавать как широкий, так и узкий ассортимент разнообразных товаров
Магазины, торгующие по заниженным ценам (уцененные) Продают постоянно варьирующийся нестабильный ассортимент товаров высокого качества, остатки, излишки, товары с незначительными дефектами, купленные у производителя или других розничных торговцев. Они покупаются по цене ниже оптовой и продаются покупателям по цене ниже розничной. Магазины такого рода подразделяются на три основных типа
Частные магазины уцененных товаров Содержатся либо частными предпринимателями, либо отделами крупных розничных корпораций
Заводские магазины Содержатся производителями обычно для продажи остатков, товаров, сня­тых с производства, и бракованной продукции. Такие торговые заведения все чаще и чаще создают заводские торговые ряды, где десятки магазинов предлагают широкий выбор товаров по ценам на 50% ниже розничных
Склады-клубы (или клубы оптовиков) Предлагают ограниченный ассортимент бакалейных товаров, бытовой тех­ники, одежды и других товаров с большими скидками членам клубов, кото­рые платят ежегодный взнос в размере 25-50 долларов. Часто их клиентами являются малые предприятия и люди, работающие в больших коллективах. Эти торговые заведения расположены в огромных помещениях, напомина­ющих склад, имеют очень низкий уровень накладных расходов и предлага­ют очень ограниченный перечень услуг своим клиентам

Хотя многие предприятия розничной торговли принадлежат отдельным собственникам, все заметнее становится тенденция к объединению в различные корпоративные или иные договорные формы. Основные организационные формы предприятий розничной торговли представлены в таблице 11.2 [1, С.534].

Таблица 11.2 – Основные типы организаций розничной торговли

Тип розничной организации Описание
Корпоративные сети магазинов Два или более магазинов, принадлежащих одному владельцу, которые осуществляют централизованную закупку товаров и предлагают однотипный ассортимент товаров. Корпоративные сети создаются во всех видах розничной торговли, однако наибольшее распространение получили сети универмагов, магазинов смешанного ассортимента, продовольственных магазинов, аптек-закусочных, обувных магазинов и магазинов женской одежды
Добровольные сети розничных торговцев Финансируемые оптовиком группы независимых розничных торговцев, которые занимаются оптовыми закупками и совместной торговлей
Розничные кооперативы Группы, состоящие из независимых розничных торговцев, объединяющихся на кооперативных началах для осуществления коллективных закупок. Они создают организацию, которая занимается организацией закупок и мероприятий по стимулированию сбыта
Франчайзинговые организации Контрактное партнерство между франчайзером (которым может быть производитель, оптовый торговец или организация услуг) и франчайзи (независимые предприниматели, которые покупают право владеть и управлять одним или больше подразделением франчайзинговой системы). Обычно деятельность франчайзинговой организации основывается на неком уникальном продукте, услуге, способе ведения бизнеса, на торговой марке, патенте или же на деловой репутации франчайзера
Торговые конгломераты Любое объединение, состоящее из различных типов предприятий розничной торговли. Централизованное руководство координирует их деятельность в сфере распространения и управления

Внемагазинная розничная торговля представляет собой:

· прямой маркетинг – организация непосредственного взаимодействия с потребителем;

· личная продажа – проявление внимания к конкретному потребителю;

· торговые автоматы – автоматы для продажи разнообразных товаров повседневного и случайного спроса.

Наши рекомендации