Сущность и функции денег, закон ден.обращения, инфляция
Сущность денег проявл.в том, что они явл.всеобщим эквивалентом для всех товаров, воплощают в себе общественный труд и выражают эк.отношения между товаропроизводителями. Эта сущность проявл.в их функциях. 1 .Деньги как мера стоимости выражают стоимость других товаров. 2.как средство обращения. Товарное обращение вкл. продажу товара (превращение его в деньги) и куплю (превращение денег в товар). В этом процессе деньги играют роль посредника. Деньги остаются постоянно в обмене и непрерывно его обслуживают. Это означает, что деньги способствуют развитию товарного обмена. З.деиьги выполняют функцию средства накопления (средства образования сокровищ). Деньги явл. всеобщей формой богатства, что вызывает стремление к их накоплению 4.средства платежа. При этом деньги имеют специфич. форму движения: товар-долговое обяз-во, а через заранее установленный срок долговое обяз-во-деньги. 5.мировые деньги- выступают как всеобщее платежное и покупательное средство, исп-ся при предоставлении займов одной стороной др.стороие. Происходит перемещение части богатства одного государства в другое посредством денег.
Денежное обращение- движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах. Наличные исп-ся для оплаты товаров,
работ, услуг, выплаты пенсий, расчета по з/пл и т.д. Безналичн.обращеиие -движение стоимости без участия наличных денег: перечисление средств по счетам в банках, зачет взаимных требований и пр. Закон ден.обр., открытый Карлом Марксом, устанавливает то кол-во денег, кот.необх.для выполнения функций: средства накопления и средства платежа. Это кол-во зависит от кол-ва продаваемых товаров, уровня цен, скорости обращения денег. Все факторы опред-ся усл.пр-ва. Чем выше развито разделение труда, тем ^больше объем товаров на рынке; чем выше производительность, тем ниже стоимость товаров. Закон имеет след.вид: Кол-во денег, необх.для выполнения функции средства обращения=Сумма товарных цен/ скорость оборота денег(число оборотов ден.ед.за опред.период) Инфляция - повышение общего уровня цен. Рост цен о одной стороны вызывает обесценивание денег с др.стороны, т.к. на ден.ед.страны можно купить все меньше и меньше товаров. В наст.время инфляция наблюдается практически во всех странах мира.Виды инфляции: умеренная (не более 10% в год), галопирующая (10-100%); гиперинфляция (со сверхвысокими темпами роста цен). Открытая -кот.наглядно проявл-ся в росте общего уровня иен. Скрытая- нехватки товаров, огромные очереди; твердые гос.цены довольно устойчивы и «официально» почти не растут. Формы борьбы с инфляцией; 1 .ден.реформа- преобразование ден.системы, проводимое государством с целью укрепления-ден.обращения.
2.антиинфл.политика: дефляцион.политика- регу-лир-е ден.спроса путем снижения гос. расходов, повышения % ставок за кредит; политика доходов-параллельный контроль за ценами и з/пл путем полного их замораживания или установления предела их роста.
2. Управление риском и эффективность менеджмента.
Риск- - это вероятность-возникновения убытков или снижение доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом. Известны следующие варианты п/п риска:
1 .Производственный риск - связан с производством продукта.
2. Коммерческий риск - связан среализацией товара
3. Финансовый риск - возникает в сфере отношений с банками, с др. финансовыми учреждениями. Чем выше доля заемных средств по отношению собственным, тем выше финансовый риск.
4.Инфляционный риск - возникает, если полученные доходы в результате инфляции обесцениваются быстрее, чем растут.
5.Валютный риск - связан с потерями обусловленными изменением курса валюты. Он важен при проведении экспорта и импорта.
6.Инвестиционный риск - он подразделяется на:
- системный риск - не связан с конкретным объектом инвестиций, представляет собой общий риск н все вложения в данный рынок.
- селективный риск - это риск потерь или упущенные выводы из-за неправильного выбора объекта инвестирования.
- риск ликвидности - связан с потерями при реализации объекта инвестирования из-за изменения оценки
37. 1. Финансы насел-я как часть фин. с-мы, понятие прож. минимума и ур-ня жизни
Сущ-ют след. Причины нерав-ва дох-ов в общ-ве:
1. от рожд-я люди наделены; разл. Способностями, как умст-ми, так и физическими
2. различия во владении собст-тью, особенно доставшейся по наслед-ву
3. разл-я в образоват. уровне
4.. даже при рав-ве возм-тей и одинаковых стартовых уровнях образования больший доход будут получать лица, к-ых наз-ют «трудоголиками»
5. группа причин, к-ая связана просто везением, случаем, неожиданным выигрышем т.п.
Богатые и бедные по-прежнему сущ-ют даже в самых высокоразвитых странах. Бедность- понятие относительное. Ур-нь бед-ти можно опр-ть так: бед-ть- это Ур-нь дохода, достаточный для того, чтобы поддерживать прожиточ. Минимум. Бедные семьи обычно тратят 1/3 своего дохода на продукты питания. Увеличив эту величину в Зраза, можно получить доход, необ-мый для сущ-я на прожит. Минимума. Но прож. Мннимум-это не физиолог. Минимум, к-ый можно опр-ть как уровень дохода, необ-мый для физич. Выживания. Прож. Мин., или черта бед-ти, говорит нам не о гр-це выжив-я, а о некоем миним. Уровне стандарта жизни. Разумеется, этот,- стандарт будет различным у разных стран и народов, и у одной и той же страны, но на разных исторических этапах ее развития
2. Риск и стратегия в предпринимательстве Предп.риск- опасность потенциально возможной, вероятной потери или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчит. на рац. использование ресурсов в данном виде деят - ти, связ. с произ - вом и реалия - й товаров (продукции, работ, услуг), товарно - денеж. операциями, коммерцией, осущ - ем научно - технич. проектов. Выдел, следующ. виды рисков:Произ-ный - риск, связ. с произ - вом и реал - цией товаров (продукции, работ, услуг), осуществлением любых видов произ. деят - ти; Коммер - кий - возникает в процессе реал - ции закупленных предпринимателем товаров, услуг, т. е. при их перепродаже; Имущ - ный -риск, связан с вероятностью потерь имущ - ва ход -щего субъекта вследствие произ. аварий, халатности, кражи, вымогательства, диверсии и по др. аналогичным причинам; Операционный - объединяет трансп., тор.-ов., организац. и информац. риски: трансп. - возникает при перевозке грузов любым транспортом. Он бывает 2 видов: карго (нанесение ущерба грузу); каско (нанесение ущерба транс, средству); торг. - риск, связ. с убытками по причине задержки платежей, отказ от них, непоставки или недопоставки товара; организац. -возникает при потерях вследствие неэффектив. ведения дел, ошибок в подборе кадров, недостаточной компетенции сотрудников шли злоупотребление ими своим служеб. положением; информац. -приводит к убыткам из - за утечки коммерч. информации, отсутствия или неточности потребляемой информации; Финанс. - возникает при осущ - нии финанс предпринимательства или финанс. (денеж. сделок). Стратегия предп. деят -ти - опр - ние долговременных целей и средств их достижения, разработка концепции использования ресурсов для достижения поставленных целей. Выбор стратегии, направления - важнейшая задача предпринимателя. Тот, кто приносит перспективы развития в жертву текущ. Прибыли, обрекает себя на топтание на месте, усиливает степень риска, вероятность того, что его обойдут конкуренты. Определение стратегии призвано мобилизовать все возможности для повышения доходности предп - го формирования: проводить маркет. исследования, разрабатывать и осваивать новые виды продукцией технологии, повышающие качество продукции, вести научно - исследовательские и конструкторские работы, совершенствовать ненов, и финанс. политику и т.д. Вид - ют 3 осн. направления стратегии предп. деят - ти: товар., ценов., финанс.Товар, (рыноч.) - стратегия, предусматривающая обоснование состава, соотношения и объемов пр - ва отдельных видов продукции с учетом сложив - гося потребит, спроса, конкурент, преимуществ этой продукции, возмож. каналов реал - цин: и распределения по ним, путей достижения макс, прибыли и оптимал. темпов роста предп. формирования. Цепов. - ее многие предприниматели, в т. ч. занятые в сфере агропром. прои - ва, считают ключевой в обосновании стратегии коммер. организации, нередко более важной, чем, например, внедрение на рынок новой продукции, сегментация рынка, уровень издержек произ -ва, т.д. Ценовая стратегия коммер. орг-ции опр -ся этапом жизнен, цикла товара, в связи с чем сущ -ет особенности ценообразования на каждом этапе. Так,
38. 1. Финансы предприятия, функции., и принципы организации, формирования фин. Результатов.
Финансы предст.собой эк.отношения, связанные с формированием, распределением и использованием ден.средств в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечения условии расширенного воспроизводства. Финансы выражают ден.отношения, возникающие между: п/п в процессе приобретения ТМЦ, реализации товаров и услуг; бюджетом и п/п при уплате налогов; гражданами и бюджетом при уплате налогов и др. платежей; п/п и вышестоящими организациями в процессе формирования фондов Д.С.; п/п и внебюдж.фондами при уплате ЕСН; п/п, населением и страховыми организациями при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая. Соц.-эк. Сущность фин.отношеиий закл.в исследовании: за счет кого гос-во получает фин.ресурсы и в чьих интересах они используются. Функции финансов: 1.распределительная - создание осн.и первичных доходов. Их сумма равна национ.доходу, они делятся на доходы фермер.и крест.хоз-в матер. пр-ва, з/пл рабочих и служащих; доходы п/п сферы матер, пр-ва. 2.контрольная- контроль за распределением ВВП по соотв.фондам и расходованию их по целевому назначению.З.регулирующая- связана с вмешательством гос-ва через финансы в процесс воспр-ва Совокупность фин.отношеиий национ.эк-ки образует фин.систему гос-ва. Это совокупность различных сфер фин.отношеиий, в процессе кот.образ-ся и используются фонды ден.средств. Она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и фин.домохозяйств. Централизованные финансы- это гос.бюдж.система, гос. кредит, спец.внебюдж.фонды, фонды имущ.и личного страхования. Деценр.финансы- финансы фирм и предприятий различный форм собственности. Финансы хозяйств- личные финансы, т.е.фин.отношения между фнз.лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство.
2. Объекты и принципы управления производством в АПК
Объектом управления, т.е. тем, на что направлено властное воздействие субъекта управления, могут быть физические и юридические лица, а также социально-экономические процессы. Под принципом упр-я понимают правила положения которыми руководствуются в управл-ой деят-ти. Общие принципы эти упр-я общ-ом в целом Подразделяются на:
1 кибернетические отражают целостность и взаимосвязь целостности упр-я и взаимосвязь принципов упр-я в единстве их проявления в любой управленческой системе. К ним относятся соот-я управляемой и управляющей нодсист-ой, информ-ые и обратные связи.
2 соц-о экономические принципы упр-я:
- централиз-я и делегирование полномочий.
- единство интересов, -согласование целей.
- мотивация.
Построение аппаратов упр-я АПК основывается на следующих принципах:
1 отраслевой
2 террит-ый
3 террит-о отраслевой
4 .функц.-ый Принципы деят-ти аппарата упр-я:
- разделение и кооп-ии труда
- эфект-ть
-ед-во распорядительство
- оперативность - контроль