Анализ рентабельности предприятия
Рентабельность– это один из показателей, характеризующий экономическую эффективность работы предприятия. Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль.
Для расчета рентабельности предприятия используют следующую формулу:
PП=БП/(ВOАср.+Oср.)
БП – балансовая прибыль, полученная предприятием в отчетном периоде;
ВOАср. – среднее значение стоимости внеоборотных активов, которое рассчитано за отчетный период;
Oср. – среднее значение стоимости оборотных активов, которое рассчитано за отчетный период.
Показатели рентабельности предприятия
В зависимости от того, с чем сравнивать показатель прибыли, можно выделить три группы показателей для анализа рентабельности предприятия:
1. рентабельность капитала;
2. рентабельность продаж;
3. рентабельность производства.
Рентабельность капитала
· рентабельность совокупного капитала.
· рентабельность собственного капитала;
Рентабельность совокупного капитала рассчитывается при помощи следующей формулы:
Этот показатель наиболее интересен инвесторам.
Для расчета рентабельности собственного капитала использую формулу:
Данный коэффициент демонстрирует прибыль от каждой инвестированной собственниками капитала денежной единицы. Он является базовым коэффициентом, характеризующим эффективность вложений в какую-либо деятельность.
Рентабельность продаж
При необходимости анализа рентабельности продаж на основании выручки от реализации и показателей прибыли, рассчитывается рентабельность по отдельным видам продукта или всем его видам в целом.
· валовая рентабельность реализованного продукта;
· операционная рентабельность реализованного продукта;
· чистая рентабельность реализованного продукта.
Расчет валовой рентабельности реализованного продукта осуществляется таким образом:
Показатель валовой прибыли отражает эффективность производственной деятельности и эффективность политики ценообразования предприятия.
Для расчета операционной рентабельности реализованного продукта используют следующую формулу:
Операционная прибыль – это прибыль, которая остается после вычитания из валовой прибыли административных расходов, расходов на сбыт и прочие операционные издержки.
Чистая рентабельность реализованного продукта:
Если на протяжении какого-либо периода времени показатель операционной рентабельности неизменен при одновременном снижении показателя чистой рентабельности, то это может свидетельствовать о возрастании расходов и получении убытков от участия в капитале других предприятий, либо об увеличении суммы выплат налоговых платежей. Данный коэффициент демонстрирует полное влияние финансирования предприятия и структуры капитала на его рентабельность.