И подготовке к семинарскому занятию

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите основную и дополнительную литературу из указанного списка источников;

- при выполнении второго задания следует привести конкретный пример того, как одно (или несколько) управленческих решений на предприятии могут привести к риску банкротства (несостоятельности) данного предприятия. На рисунке первый уровень представлен риском банкротства предприятия. Банкротство предприятия является интегральным риском, так как не только воздействие финансовых рисков может привести к угрозе банкротства. Второй уровень многоуровневой классификации финансовых рисков, представлен так называемыми обобщающими рисками. Это следующие виды финансовых рисков: риск снижения финансовой устойчивости и риск неплатежеспособности. Данные виды финансовых рисков могут генерироваться в риск банкротства. Третий уровень многоуровневой классификации финансовых рисков предприятия составляют так называемые конкретные финансовые риски. Данные виды рисков сопряжены с конкретными видами деятельности предприятия.

Между финансовыми рисками первого, второго и третьего уровней существуют вертикальные связи, то есть риски третьего уровня могут создавать риски второго уровня, которые, в свою очередь, могут создавать риск банкротства предприятия.

Для выполнения данного задания необходимо знать сущность каждого из указанных на рисунке финансовых рисков.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Будрин, В. Е. Риски в управлении : учеб. пособие по дисциплине «Управление рисками» / В. Е. Будрин. – М. : Изд-во Российской таможенной академии, 2007. – 108 с.

2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия : учебник / под ред. Л. Е. Стровского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 799 с. – (Золотой фонд российских учебников)

3. Риски во внешнеэкономической деятельности : учеб. пособие / авт. – сост. О. Н. Тутова, В.Г. Смоленская, В. И. Панченко. – Ростов н/Д : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2005. – 166 с.

4. Мозолева, Н. В. Курс лекций по дисциплине «Риски ВЭД» : курс лекций / Мозолева, Н. В. – М. : Изд-во РИО Ростовского филиала Российской таможенной академии, 2010. – 115 с.

Дополнительная литература

www.risk-manage.ru/biblio/finrisk/ , информационный источник «Управление рисками в России»

V. Контрольные вопросы для самопроверки

Ø Финансовые риски относятся к чистым или монетарным рискам?

Ø Как классифицируются финансовые риски по уровню финансовых потерь?

Ø К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся какие разновидности рисков?

Ø Какой финансовый риск связан с вложением капитала?

Ø Почему кредитный риск непосредственно связан с риском банкротства (несостоятельности) предприятия?

Ø Почему инвестиционный риск связан с инфляционным риском?

Ø Какова классификация валютных рисков?

МОДУЛЬ 3. Основы риск-менеджмента

Тема 3.1. Методы управления рисками во внешнеэкономической деятельности

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найдите определения следующих понятий: риск-менеджмент, методы управления рисками, аутсорсинг, диверсификация, хеджирование.

2. Привести пример одного из методов снижения уровня финансовых потерь.

3. Подготовить следующие доклады: «Проблемы управления рисками во внешнеэкономической деятельности в современных условиях», «Роль менеджера в управлении рисками на предприятии», «Основные методы анализа и оценки рисков», «Аутсорсинг управления проектами. Сущность, эффективность, перспективы».

II. План семинарского занятия

(очная форма обучения)

1. Риск-менеджмент. Базовые методы управления рисками

2. Стратегия и тактика управления рисками на предприятии, осуществляющем внешнеэкономическую деятельность. Управление валютным риском.

3. Технология снижения транспортных рисков на основе применения международных правил оформления транспортных сделок и стандартизованной терминологии ИНКОТЕРМС.

4. Механизм управления рисками во внешнеэкономической деятельности в современных условиях.

Наши рекомендации