Задачи научно-технического и социального развития предприятия
Научно-техническое и социальное развитие предприятия представляет собой процесс совершенствования техники, технологии, выпускаемой продукции и услуг и профессиональных возможностей кадров в целях интенсификации производств, повышения его эффективности и качества продукции, а также улучшения условий труда и охраны здоровья работников и их жилищных и культурно-бытовых условий.
Необходимость разработки плана научно-технического и социального развития предприятия (НТ и СРП) вызывается действием следующих основных факторов:
- рост сложности выпускаемых изделий, повышение качества продукции и выпуск принципиально новых видов продукции;
- моральное и физическое старение техники и технологии;
- потребность в сбережении всех видов ресурсов;
- необходимость охраны окружающей среды;
- изменения в организации производства, условий труда;
- необходимость решения социальных проблем коллектива (повышение его уровня жизни) и т.д.
Цель планирования НТ и СРП создать материальные условия для наиболее эффективного выполнения предприятием тех задач, которые на него возлагаются. Достижение этой цели обеспечивается решением комплекса задач:
- внедрения в производство новых орудий и средств труда для производства соответствующей продукции;
- внедрения средств механизации и автоматизации производства;
- совершенствования действующей и применения новых прогрессивных технологий;
- использования новых предметов труда, топлива и энергоносителей;
- совершенствования систем и средств в управления производством и реализацией продукции на основе современных технологий управления;
- обеспечения охраны окружающей среды;
- повышения квалификационного уровня работников;
- оптимизация структуры «основное — вспомогательное производство»;
- расширения производства за счет нового строительства, реконструкции, модернизации, технического перевооружения;
- повышения жизненного уровня своих работников и т.д.
Показатели плана НТ и СРП систематизируются на:
- натуральные показатели (номенклатура всех планируемых мероприятий);
- экономические показатели (затраты на внедрение, экономический эффект, рентабельность);
- технически показатели (уровень специализации, уровень механизации и автоматизации, технический уровень, удельный вес прогрессивного оборудования);
- социальные показатели (численность, структура кадров, заработная плата, удельный вес рабочих, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и т.п.)
Система показателей эффективности производства:
- эффективность использования основных фондов (фондоотдача, фондоёмкость, коэффициент использования мощности, рентабельность основных фондов);
- эффективность использования трудовых ресурсов (производительность труда, выработка, фондовооружённость);
- эффективность использования оборотных средств (оборачиваемость, продолжительность оборота);
- эффективность использования материальных затрат (материалоемкость, рентабельность продукции);
- эффективность использования капитальных вложений (срок окупаемости, дисконтированный доход и др.).
Для проведения и финансирования плана НТ и СРП могут быть использованы:
1) собственные средства предприятия,2) привлеченные средства
Планирование создания, освоения и повышения качества продукции.
Повышение качества продукции выражается в любом улучшении потребительских свойств изделий производственного назначения или народного потребления. В результате меньшее или равное количество продукции удовлетворяет больший объем потребностей.
При замене старой продукции новой часто ориентируются на жизненный цикл товара, что бы новый товар пришёл на смену старому товару, после того как объём реализации старого товара заметно уменьшится.
Последовательность этапов разработки нового продукта:
1 Разработка идеи.
2 Отбор идей.
3 Анализ конъюнктуры рынка.
4 Научно-техническая разработка.
5 Испытания.
6 Освоение рынка.
Методы освоения новых видов продукции:
-последовательный, -параллейный, -комплексно-совмещенный метод, -агрегатный.
Последовательный-производится освоение производится только после снятия с производства предыдущего изделия.
Параллейный-мах. совмещение производства вновь созданных изделий с завершающей стадией выпуска старой модели, если есть резерв мощности.
Комплексно-совмещённыйметод -совмещение выполнения отдельных работ поподготовке производства и освоение новых изделий при комплексном решении конструкторских, технологических и производственных задач.
Агрегатный -постепенную замену отдельных агрегатов в конструкции модели.
Освоение новой продукции представляет собой производственный процесс, в течение которого проходит необходимая отладка технологического процесса, организации и планирования производства в целях выпуска новой продукции в заданном объёме и достижении намеченных экономических показателей.
Продукция считается освоенной, если она выпускается в установленном объёме и обладает требуемыми техническими параметрами.
Тех. освоение - достижение тех параметров которые установлены для изделия.
Производственное освоение - процесс выхода на проектный объём продукции.
Экономическое освоение - с выпуска первых изделий, оканчивается достижением проектного уровня экономических показателей трудоёмкости и себестоимости.
Планирование качества - процесс разработки заданий по повышению уровня качества изделий, а также мероприятий, обеспечивающих возможность реализации этих заданий. Основной его формой являются планы, в которых предусматривается производство продукции от стадии научных исследований, проектно-конструкторских работ и изготовления опытных образцов до серийного или массового производства.
План повышения качества продукции охватывает, как правило, обширный комплекс работ: создание новых опытных образцов продукции; освоение выпуска этих образцов; организацию производства ранее освоенных в других системах прогрессивных образцов изделий; модернизацию выпускаемой продукций; ужесточение требований стандартов и технических условий к ней; внедрение высоко эффективных методов контроля за ее качеством.
Основные требования, предъявляемые к бизнес-плану предприятия в рыночных условиях.
Следует различать общие требования, предъявляемые к бизнес - плану, и специфические.
ОБЩИЕ - это требования к нему как к любому другому плану.
РЕАЛЬНОСТЬ (осуществимость) плана. План должен быть выполним. А это означает, что при его составлении должны быть учтены все ограничения, в рамках которых будет осуществляться план. Имеются ввиду прежде всего ограничения ресурсов( материальных, трудовых , финансовых ). В качестве важного ограничения следует обязательно учитывать фактор времени. Учет фактора времени особенно важен при планировании процессов подготовки производства :
- разработка конструкции, -технологии, -изготовление опытных образцов , где реально затраченное время может значительно уклоняться от запланированного.
Обязательным условием осуществимости плана является учет ограничений, которые накладывает на деятельность предприятия среда. Это, прежде всего, РЫНОК. Он определяет спрос на материальные ресурсы, потребляемые фирмой (материалы, топливо и др.)
РЕАЛЬНОСТЬ, ОСУЩЕСТВИМОСТЬ плана должна подтверждаться технически и экономически.
2.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ плана. Реализация плана должна гарантировать достижение запланированного результата. Таковым может быть:
- рост объемов производства или продаж, - увеличение прибыли, -сокращение издержек производства.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ плана должна быть подтверждена расчетами, не вызывающими сомнений (общепризнанная методика, обоснованные и проверенные нормы и нормативы, учет погрешностей и возможных отклонений).
ЭФФЕКТИВНОСТЬ. План должен обеспечить достижение намеченного результата при минимальных затратах или достижение максимального результата при запланированных затратах. Обоснование эффективности сводится к доказательству превосходства предлагаемого варианта решения поставленной задачи над другими возможными (альтернативными) вариантами. Для обоснования эффективности требуются определенные показатели (критерии, стандарты).
СВОЕВРЕМЕННОСТЬ. Своевременным считается план, для реализации которого имеются в настоящее время благоприятные предпосылки:
-ситуация в данной отрасли промышленности, -на рынках товара, -рабочей силы, - капитала
План может оказаться несвоевременным, если благоприятные условия упущены, ситуация по тем или иным обстоятельствам осложнилась.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ требования, предъявляемые к бизнес-плану вытекают из самой его природы, так например акционеров интересует сумма дивидендов, кредитор желает убедится в гарантии возврата кредита с уплатой процентов по кредитам, а инвесторов волнует сумма прибыли на вложенный капитал. И каждый из них рассматривает бизнес - план со своей точки зрения.
^ Первым специфическим требованием к бизнес - плану является УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ аргументации. Убедительная аргументация нужна для того, чтобы бизнес - план был более доступен для понимания и правильной оценки теми лицами и организациями, которым фирма будет рассылать этот план как потенциальным партнерам.
^ Второе требование- привлекательность для каждого из партнеров. Привлекательность создает ИМИДЖ фирмы (ее богатая история, ее крупные сделки, успехи в прошлом). Но ее можно вызвать и приданием проекту большей значимости для города, области, для населения. Подчеркнуть, например, что реализация проекта содействует сохранению природы, здоровья граждан, повышению культуры и т. п . Участие инвесторов или спонсоров в подобных проектах создает им рекламу, которой они очень дорожат.
^ Третье требование - краткость. Деловые люди не любят читать длинные тексты, особенно если они написаны сухим, скучным, бесцветным языком. Но краткость не должна стать причиной неясностей, неполноты рассмотрения вопроса, неоднозначного толкования его и т. д.
Другие специфические требования : ( характерны для любого делового документа ).
-достоверность, - доступность для восприятия, -четкость, -логическая последовательность и пр.
Планирование совершенствования управления и организации производства и труда.
В области управления производством: совершенствование структуры управления, механизацию учетных и вычислительных работ, использование в плановых расчетах математических методов и ЭВМ; внедрение автоматических систем управления, совершенствование форм организации общественного производства как на предприятиях, так и в отрасли и в связи с этим повышение уровня концентрации и специализации производства; установление рациональных кооперированных связей; своевременное и полное обеспечение производства сырьем и материалами.
В области организации производства и труда: совершенствование форм организации основного и вспомогательного производства; улучшение использования рабочего времени; уменьшение числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Изменение объема и структуры производства означает: относительное уменьшение численности промышленно-производственного персонала в связи с увеличением объема производства, изменение удельного веса отдельных видов продукции или производств, изменение доли покупных полуфабрикатов и кооперированных поставок.
Отраслевые факторы означают: ввод новых предприятий и цехов, ликвидацию малоэффективных и устаревших производств, улучшение отраслевого планирования, рациональное размещение предприятий. Между перечисленными факторами существует неразрывная связь, поэтому к проблеме повышения производительности труда необходим комплексный подход. Согласованное улучшение всех условий производства дает в результате значительное повышение производительности труда.
Планирование капитальных вложений
Капитальные вложения - это затраты на создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих основных средств. При помощи капитальных вложений осуществляется как простое, так и расширенное воспроизведение основных средств. Планы капитальных вложений должны быть экономически обоснованы, отвечать задачам дальнейшего развития деятельности предприятия и составляться с учетом имеющихся источников финансирования и материальных ресурсов.
Совет Министров Российской Федерации ежегодно устанавливает порядок и сроки составления народнохозяйственного плана, в том числе плана капитальных вложений. Перечень планируемых и расчетных показателей, форма таблиц плана и методические указания к его составлению Госплан Российской Федерации направляет министерствам и ведомствам, которые доводят их до сведения подведомственных заказчиков.
Порядок составления плана. Все предприятия, выступающие в роли заказчиков, направляют проект плана в вышестоящий орган по подчиненности и одновременно в соответствующие областные, краевые плановые комиссии, в Госпланы автономных республик. Используя проекты планов, представленные нижестоящими звеньями, Советы Министров республик, союзные министерства и ведомства составляют сводный проект плана капитальных вложений. Одновременно они сообщают объемы предстоящих работ строительным министерствам и другим ведомствам, организациями которых будут выполняться эти работы.
Промышленные и строительные (как заказчики) союзно-республиканские министерства и ведомства составляют планы капитальных вложений по всем предприятиям, входящим в Систему этих министерств и ведомств, а остальные союзно-республиканские министерства — только по организациям, стройкам и предприятиям союзного подчинения.
В плане капитальных вложений определяется общий их объем с учетом всех источников финансирования (централизованных и нецентрализованных).