Общие сведения о содержании контрольной работы

Л.А.Свиридова

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

в качестве методических указаний для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 Экономика

Оренбург

УДК 657.658.6(07)

ББК 65.052.254.2я7

С 24

Рецензент – кандидат экономических наук М.С.Коське

С 24 Свиридова, Л.А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: методические указания/Л.А. Свиридова; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2012.- 77 с.

В методических указаниях приводятся задания для выполнения контрольной работы и самостоятельной работе студентов по дисциплине «Бухгалтерский учет в бюджетных организациях».

Выполнение заданий сопровождается составлением первичных документов, учетных регистров и обобщением произведенных расчетов на счетах бухгалтерского учета и в отчетности казенного учреждения.

Методические указания предназначены для выполнения контрольной работы и самостоятельной работе студентов заочной и дистанционной форм обучения по направлению подготовки 080100.62 Экономика, профиль «Бухгалтерский учет, анализ, аудит».

  УДК657.658.6(07) ББК 65.052.254.2я7     ©Свиридова Л.А., 2012 ©ОГУ, 2012  

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
Общие сведения о содержании контрольной работы…………………..
Задание №1 Перечень теоретических вопросов, которые необходимо раскрыть в контрольной работе………………………………………….  
Задание № 2 Составить бюджетную смету казенного учреждения…
Задание №3 Отразить хозяйственную деятельность казенного учреждения на счетах бухгалтерского учета……………………………  
Вопросы для самоподготовки по дисциплине ……………………….....
  Тесты для проверки усвоения знаний по изучаемой дисциплине………………………………………………………...  
Список использованных источников………………………………………....
Приложение А Форма бюджетной сметы……..……………………………..
Приложение Б Показатели для расчета сметы………………………............
Приложение В Классификация операций сектора государственного управления…………………………………………………………...…………  
Приложение Г Выписка из положения по оплате труда ……………............
Приложение Д Типовая форма штатного расписания………………………
Приложение Е Данные о надбавках к должностному окладу………………
Приложение Ж Журнал хозяйственных операций казенного учреждения..
Приложение И Типовая форма главной книги ……………………………..
Приложение К Единый план счетов бухгалтерского учета….……………
Приложение Л Расчеты к бюджетной смете………………………………..
Приложение М Остатки по счетам синтетического учета………………… Приложение Н Баланс казенного учреждения……………………………..

Введение

Данные методические указания по выполнению контрольной работы и самостоятельной работе студентов предназначены для освоения студентами дисциплины «Бухгалтерский учет в бюджетных организациях», предметом изучения которой является финансово-хозяйственная деятельность казенного, бюджетного или автономного учреждения, наделенного определенными функциями. Казенными учреждениям признаются государственные органы законодательной и исполнительной власти (БК РФ). Приоритетные сферы, в которых могут создаваться бюджетные учреждения: наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт (Федеральный закон «О некоммерческих организациях»).

При изучении дисциплины рассматривается порядок финансирования учреждений из соответствующего бюджета, методология отражения результатов деятельности на счетах бюджетного учета, применение первичных документов для описания хозяйственной операции, обобщение информации в учетных регистрах и порядок составления отчетности.

Цель преподавания данной дисциплины: изучение студентами методологии ведения бухгалтерского учета в казенных, бюджетных и автономных учреждениях, сформировать всесторонне развитого специалиста, способного применить свои умения и навыки в должности бухгалтера, как в коммерческих, так и в некоммерческих организациях.

Контрольная работа - это предэкзаменационный этап в изучении дисциплины «Бухгалтерский учет в бюджетных организациях».

Цель контрольной работы:

-закрепить полученные знания о методологии ведения бухгалтерского учета в казенных, бюджетных и автономных учреждениях;

-развить умения самостоятельной работы с учебной, экономической литературой и законодательно-нормативной базой РФ.

Общие сведения о содержании контрольной работы

В целях закрепления теоретических знаний по дисциплине «Бухгалтерский учет в бюджетных организациях» студентам предлагается выполнить контрольную работу. Контрольные задания составлены на условном примере финансово-хозяйственной деятельности казенного учреждения. При выполнении контрольной работы следует руководствоваться приведенными методическими указаниями, учебной литературой, законодательно-нормативной базой. Выбор варианта производится по таблице 1 с учетом первой буквы фамилии студента.

В контрольной работе требуется:

а) раскрыть содержание теоретического вопроса (например: фамилия студента Акимов – номер вопроса 1, фамилия студента Богданов – номер вопроса 2, Жданова – номер вопроса -6 и т.д.) Объем теоретического вопроса 3-5 страниц;

б) выполнить два задания по практической части:

-составить бюджетную смету;

-отразить деятельность казенного учреждения на счетах бухгалтерского учета, путем составления корреспонденций счетов;

в) привести список используемых источников при выполнении контрольной работы (не менее 5 наименований).

Таблица 1- Выбор варианта контрольной работы

Буква алфавита Номер варианта Номер теоретического вопроса Номер практического задания
А,Б,В,Г,Д,Е,Ж, З,И,К 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 2,3
Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У 11,12,13,14,15.16,17,18,19 2,3
Ф,Х, Ц,Ч,Ш,Щ,Э,Ю,Я 20,21,22,23,24,25,26,27,28 2,3

Задание №1 Перечень теоретических вопросов, которые необходимо раскрыть в контрольной работе

1. Понятие государственный бюджет и бюджетная система РФ.

2. Порядок формирования доходной части государственного бюджета.

3. Порядок расходования средств государственного бюджета.

4. Сметный порядок финансирования расходов казенного и бюджетного учреждения.

5. Основные понятия, применяемые в бюджетном процессе.

6. Организация бухгалтерского учета в казенных и бюджетных учреждениях.

7. Порядок бюджетного учета основных средств.

8.Классификация основных средств в бюджете.

9.Оценка основных средств в бюджетном учете.

10. Документальное оформление поступления и выбытия основных средств.

11.Синтетический учет основных средств.

12.Порядок начисления амортизации основных средств.

13.Учет материальных запасов.

14.Основные задачи и общие требования к порядку учета материальных запасов в бюджетном учете.

15.Синтетический учет материалов и продуктов питания.

16.Синтетический учет готовой продукции в бюджетном учете.

17. Документальное оформление движения денежных средств учреждения при аналитическом и синтетическом бюджетном учете.

18.Учет безналичных средств на счетах в кредитных учреждениях.

19. Учет наличных денежных средств в кассе казенного и бюджетного учреждения.

20. Учет расчетов с поставщиками, подрядчиками и заказчиками.

21. Учет расчетов с подотчетными лицами в бюджетном учете.

22.Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

23.Отличительные особенности расчетов по оплате труда работников бюджетной сферы.

24.Синтетический учет расчетов по начисленной заработной плате в бюджетном учете.

25. Синтетический учет производимых удержаний из заработной платы работников бюджетной сферы.

26. Учет расчетов по начислению страховых взносов.

27. Основной состав расходов казенного и бюджетного учреждения.

28. Основной состав доходов казенного и бюджетного учреждения

Задание №2 Составить бюджетную смету казенного учреждения

В настоящее время установлено три типа правого статуса учреждения, финансируемого из бюджета:

-казенные;

-бюджетные;

-автономные.

Каждое направление расходования средств государственного бюджета, приведенное в Классификации расходов бюджетов РФ, представляется совокупностью производимых расходов отдельными казенными, бюджетными и автономными учреждениями, обеспечивающими выполнение установленных функций.

Требования Бюджетного кодекса РФ распространяются на казенные учреждения, которые представляют собой государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст.6 БК РФ).

С 01.01.2011 г. деятельность бюджетных учреждений регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ (ред. от 16.11.2011). В п. 1 ст. 9.2 этого Закона дано определение бюджетного учреждения - это некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Выделение ассигнований на содержание казенного учреждения строится на сметном порядке финансирования, который включает в себя важнейшие основные принципы:

-соблюдение режима экономии в расходовании средств государственного бюджета;

-строгое целевое использование бюджетных средств;

-соблюдение правильности и своевременности выделения ассигнований на содержание учреждения;

-систематический контроль со стороны вышестоящих организаций и финансовых органов за деятельностью учреждения.

В Бюджетном кодексе приводится понятие бюджетная смета - это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (ст.6 БК РФ).

При составлении бюджетной сметы во внимание принимается специфика деятельности учреждения, его функциональные особенности и индивидуальные показатели (кол-во штатных работников, кол-во коек мест, занимаемая площадь и т.п.) При составлении бюджетной сметы заполняются все предусмотренные её формой строки и графы, подписывает смету руководитель и главный бухгалтер учреждения. Правильно оформленную смету передают на утверждение в вышестоящую организацию, которая будет осуществлять финансирование указанных в ней расходов. Бюджетная смета детализируется на основе Классификации операций сектора государственного управления, которая дает полный перечень текущих и капитальных статей расходов.

С 01.01.2011 г. бюджетные учреждения будут получать финансирование из бюджетов в виде субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий. Это установлено в п. 6 ст. 9.2 Федерального закона №7-ФЗ: финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Формулировка задания №2: - составить бюджетную смету на содержание казенного учреждения на очередной финансовый год (приложение А) по данным, приведенным в приложении Б и на основании Классификации операций сектора государственного управления (приложение В).

Казенным учреждением является Администрация Ленинского района г.Оренбурга. Финансирование деятельности данного учреждения осуществляется по разделу 01 –Общегосударственные вопросы, подразделу 04 - Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций. Основная целевая статья расходов 0010000 – Руководство и управление в сфере установленных функций (0010400 – Центральный аппарат).

В основе расчета показателей сметы лежит прямой пересчет по каждой статье расходов с учетом количества потребленных ресурсов и установленной тарифной расценки.

Для расчета статьи Оплата труда государственных служащих необходимо воспользоваться Положением по оплате труда (приложение Г) и составить штатное расписание (приложение Д), в котором произвести расчет фонда оплаты труда учреждения за отчетный месяц. А затем определить годовой фонд оплаты труда (за 12 месяцев) и сумму записать в бюджетную смету (приложение А).

По статье прочие выплаты в бюджетном учете, в частности, отражаются расходы по суточным командированным работникам.

В составе расходов на оплату труда также учитываются суммы страховых взносов, которые начисляются на фонд оплаты труда учреждения, и отражаются в 2012 году размере 30 % (Пенсионный фонд – 22 %, Фонд социального страхования - 2,9 %, Федеральный фонд медицинского страхования - 5,1 %,) .

Например, статья оплата потребляемой тепловой энергии зависит от количества занимаемой площади основных и вспомогательных зданий и сооружений, расценки за 1 м2 отапливаемой площади и отопительного периода, который длится 6 месяцев (с 15.10 по 15.04).

При расчете статьи Оплата горюче-смазочных материалов необходимо принимать во внимание общий пробег автомобиля в месяц, а также норму расходов топлива на 100 км.

Кол-во потребляемого общий пробег х норму расхода топлива

Общие сведения о содержании контрольной работы - student2.ru топлива 1 автомобилем = 100 км (1)

в летний период

Кол-во потребляемого общий пробег х (норму расхода топлива х 15%)

Общие сведения о содержании контрольной работы - student2.ru топлива 1 автомобилем = 100 км (2)

в зимний период

Сумма расхода

на топливо = Сумма по формуле (1) х расценку 1 литра топлива (3)

1 автомобиля

в летний период

Аналогично по формуле (3) производится расчет расхода топлива в зимний период, используя данные формулы (2).

При расчете общего расхода на ГСМ необходимо учесть количество автомобилей находящихся на балансе организации.

Расчет статей бюджетной сметы необходимо оформить в виде приложений к данному документу (приложение Л).

Задание № 3 Отразить хозяйственную деятельность казенного учреждения на счетах бухгалтерского учета

Порядок ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях устанавливается Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 №157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственного власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» (приложение К)

Ведение бухгалтерского учета находится в компетенции главного бухгалтера, который подчиняется руководителю учреждения, несет ответственность за ведение бюджетного учета, а также за предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Основная задача бюджетного учета – достоверное отражение на счета бухгалтерского учета результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения для получения точной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Счета бюджетного учета подразделяются на два вида активные и пассивные.

Формулировка задание №3:

- на основе журнала хозяйственных операций по результатам деятельности казенного учреждения за отчетный период (приложение Ж) составить корреспонденции счетов, заполнить главную книгу (приложение И). При составлении корреспонденций необходимо пользоваться единым планом счетов (приложение К). Обобщить информацию в бухгалтерском балансе.

Для правильного отражения хозяйственной операции на счетах учета необходимо выучить План счетов, определить вид каждого счета указанного в нем. При составлении корреспонденций счетов необходимо осмыслить содержание хозяйственной операции, определить объекты учета, затрагиваемые этой операцией и определить счета, на которых они учитываются.

Кроме составления корреспонденций счетов на хозяйственные операции необходимо определить номер журнала операций, в котором найдет отражение хозяйственная операция. Проверенные и принятые к учету первичные учетные документы, составленные на хозяйственные операции, систематизируются по датам совершения операций и оформляются раздельными журналами операций – накопительными ведомостями по операциям за счет бюджетных средств и средств, полученных за счет внебюджетных источников, которым присваивают следующие порядковые номера:

-Журнал операций №1 - по счету «Касса»;

-Журнал операций №2 - по безналичным денежным средствам;

-Журнал операций №3 - расчетов с подотчетными лицами;

-Журнал операций №4- расчетов с поставщиками и подрядчиками;

-Журнал операций №5 - расчетов с дебиторами по доходам;

-Журнал операций №6 - расчетов по оплате труда;

-Журнал операций №7 - по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

-Журнал по прочим операциям №8;

-Главная книга.

По остальным операциям не нашедшим отражение в вышеперечисленных журналах и операциям «сторно» составляются отдельные журналы операций, которые нумеруются начиная с номера 9 за каждый месяц.

Остатки по счетам синтетического учета на начало отчетного периода приведены в приложении М. Данные остатки заносятся в главную книгу, затем под влиянием хозяйственных операций происходит изменение учетной информации на синтетических счетах, и выводятся новые остатки на конец отчетного периода.

5 Вопросы для самоподготовки по дисциплине «Бухгалтерский учет в бюджетных организациях»

Наши рекомендации