Общие сведения о содержании курсовой работы

Л.Г. Егорова

Теория бухгалтерского учета

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению кУРСОВОЙ работы

для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность»

Очной формы образования

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»

Оренбург 2014

УДК

ББК

Е

Рецензент

кандидат экономических наук, доцент З.С. Туякова

Егорова, Л.Г.

Е Теория бухгалтерского учета: методические указания по выполнению курсовой работы/ Л.Г. Егорова - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2014.-_ с.

Методические указания предназначены для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность» очной формы образования. Пособие включает методические указания по выполнению курсовой работы, содержит задания для курсовой работы, порядок выполнения и оформления работы, приводится пример выполнения работы.

ББК 65.052.21 я 7

© Егорова Л.Г., 2013

© ГОУ ОГУ, 2013

Содержание

Введение …………………………………………...…………………………….…....4 1 Методические указания……………………………………………………………..5 2. Общие сведения о содержании курсовой работы……………………………….10 2.1 Содержание курсовой работы (контрольные задания)…………………………10 2.2 Как выбрать вариант курсовой работы…………………………………………..10 2.3 Начальные данные для расчета практической части курсовой работы………11 2.4 Хозяйственные операции за месяц на примере условного предприятия………………………………………………………………………........12 2.5 Формы счетов синтетического и аналитического учета………………..……....20 2.6 Учетные регистры синтетического учета………………….……………………..22 2.7 Пример выполнения курсовой работы…………………...………….……...…....23 3.Порядок оформления и защиты курсовой работы…………………………………27 3.1. Правила оформления курсовой работы………………………………………….27 3.2. Правила защиты курсовой работы……………………………………………….28 4 Литература, рекомендуемая для написания курсовой работы..…………...……..26 4.1 Основная литература………………………………………………………………26 4.2 Дополнительная литература………………………………………………………26 Приложения


Введение

Развитие рыночных отношений в РФ обозначает новые направления к подготовке специалистов управления крупным и малым бизнесом: руководителям, менеджерам, экономистам, финансистам, бухгалтерам, аналитикам, ревизорам, маркетологам. Данные специалисты, зная основы бухгалтерского учета и умея их применить в практической деятельности, смогут реально оценивать действительное положение дел на предприятии, выявлять негативные факты работы предприятия и своевременно вырабатывать меры и предложения, улучшающие работу всех структурных подразделений экономического субъекта.

Курсовая работа - это предэкзаменационный этап в изучении теории бухгалтерского учета.

Курсовая работа выполняется с целью:

· Закрепления теоретических знаний по теории бухгалтерского учета полученных в период семестра и более основательной подготовки к экзаменам;

· систематизации теоретических знаний в составлении бухгалтерских проводок по хозяйственным операциям – получения практических навыков;

· применения теоретических знаний при решении конкретных производственных вопросов;

· формирования навыков самостоятельной работы с законодательной, экономической, нормативной литературой;

· освоения методик определения финансового результата деятельности экономического субъекта;

· выработки профессионального суждения при выборе способов и методов учета объектов.

Методические указания

В настоящее время все предприятия независимо от их вида, форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций, руководствуясь Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.1911 года.

Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом «О бухгалтерском учете», в соответствии с требованиями, установленными этим же законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Каждый свершившийся факт хозяйственной деятельности экономическим субъектом оформляется первичным документом и называется хозяйственной операцией.

Основные отличия бухгалтерского учета от других видов учета (статистического и оперативного) состоят в том, что этот учет строго документальный, сплошной, непрерывный во времени, ограниченных рамками экономического субъекта. Основным измерителем в бухгалтерском учете является денежный измеритель. Кроме этого, могут использоваться для учета производственных запасов, основных средств натуральные измерители (кг, м, шт., кВт/час, т/км и т.п.). А также трудовые измерители (час, день, месяц) для расчета затраченного времени, определения заработной платы производительности труда.

Как и любая другая экономическая наука, бухгалтерский учет имеет свой объект, предмет и метод.

Предметом бухгалтерского учета является отражение достоверной информации об изменениях в хозяйственных средствах предприятия посредством хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

· 1) факты хозяйственной жизни;

· 2) активы;

· 3) обязательства;

· 4) источники финансирования его деятельности;

· 5) доходы;

· 6) расходы;

· 7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Активы предприятия делятся на две большие группы:

Общие сведения о содержании курсовой работы - student2.ru АКТИВЫ

Внеоборотные активы Оборотные активы

Внеоборотные активы включают:

1 Основные средства – это средства труда сроком службы более 12 месяцев. Они многократно участвуют в производственном процессе, не изменяя свой внешний вид и форму, перенося свою стоимость на готовую продукцию частями в виде амортизации (здания, сооружения, станки, машины, оборудование, хозяйственный инвентарь и т.п.). Для целей бухгалтерского учета в настоящее время установлен лимит стоимости отнесения объектов к основным средствам - не менее 400000 руб. за 1 единицу.

Основные средства учитываются по фактической себестоимости приобретения, которая будет называться первоначальной стоимостью основных средств. В процессе производства основные средства изнашиваются (физически и морально), приобретая остаточную стоимость, которая равна первоначальной стоимости за минусом суммы амортизации.

Основные средства подразделяются на собственные и долгосрочно арендуемые. В состав собственных средств входят объекты: полученные в счет вклада в уставный капитал предприятия, приобретенные за плату, построенные или изготовленные на предприятии, полученные безвозмездно от других предприятий или физических лиц, а также в порядке субсидии правительства. К долгосрочно арендуемым относят объекты основных средств, договор аренды по которым предусматривает переход объекта в собственность арендатора по истечении или до истечения срока аренды при условии внесения всей стоимости арендованного объекта (лизинг).

2 Нематериальные активы (НМА) - это объекты долгосрочного пользования (>12 месяцев) имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями (исключительные права на результат интеллектуальной деятельности, исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных, деловая репутация фирмы и т.п.). На учет нематериальные активы принимаются по фактическим затратам на приобретение. НМА амортизируются в течение срока полезного использования. Если при их приобретении срок полезного использования не определен, он устанавливается самим предприятием, но не может быть более 20 лет и срока существования предприятия.

3 Вложения во внеоборотные активы - это затраты на приобретение основных средств и нематериальных активов, строительно-монтажные работы. Эти затраты окупаются за счет дополнительной выручки или дополнительной прибыли.

4 Финансовые вложения (сроком более 12 месяцев) - инвестиции в ценные бумаги, паи в уставный капитал других организаций, предоставленные займы. К ценным бумагам относят акции, облигации, сертификаты и т.п.

Акция - это ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенного пая

в капитал акционерного общества и дающая право на получение дивиденда.

Облигация представляет собой долговое обязательство, по которому ее держатель получает доход в виде фиксированного или «плавающего» % (выигрыши, оплата купонов). Облигации выпускаются на определенный срок, по истечении которого выкупаются по номиналу. На учет облигации принимаются по фактическим затратам на приобретение. В течение срока выпуска разница между покупной стоимостью и номиналом облигации ежемесячно равными долями списывается или доначисляется на счет прочих доходов и расходов организации.

Пай - это взнос, уплачиваемый предприятием в уставный капитал или паевой фонд другого предприятия. Паи также вносятся в виде денежных основных или оборотных средств, НМА, ценных бумаг.

Заем представляет собой договор, по которому одна сторона (заимодавец) передает другой стороне (заемщику) в собственность или оперативное управление деньги или вещи, а заемщик обязуется возвратить деньги на определенных условиях или вещи такого же рода и качества.

Если финансовые активы находятся у экономического субъекта до 12 месяцев то они относятся к группе оборотных активов.

К оборотным активам относятся:

1 Оборотные фонды – это предметы труда, которые участвуют в одном производственном цикле, изменяют свой внешний вид и форму, свою стоимость переносят на готовый продукт полностью (сырье, материалы, топливо, тара, запасные части, инструменты, инвентарь (у которых срок службы <12 месяцев) основные средства до 40000 рублей);

2 Производственные запасы — незавершенное производство, полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов;

3 Фонды обращения:

• денежные средства и денежные документы. К денежным средствам относят средства в кассе, на расчетных и специальных счетах в банках, на валютных счетах;

• денежные документы – это почтовые марки, марки государственной пошлины, оплаченные авиабилеты и путевки в дома отдыха или санатории и т.п.;

• готовая продукция – это продукция прошедшая все стадии технологической обработки и принятая отделом контроля учитывается по фактической стоимости изготовления;

• финансовые вложения (сроком до 12 месяцев)

• средства в расчетах (сроком до 12 месяцев), которые представляют собой долги других предприятий или физических лиц за выполненные для них работы или оказанные услуги, а также отгруженную продукцию. Такую задолженность еще называют дебиторской и к ней относят:

• задолженность подотчетных лиц по выданным авансам;

• задолженность покупателей и заказчиков за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги;

• задолженность персонала за товары приобретенные в кредит, за форменную одежду, по возмещению морального ущерба, по предоставленным займам;

• задолженность по выделенному филиалам (подразделениям) предприятия имуществу;

• долги арендаторов за переданные им в долгосрочную аренду основные средства, и т.п.

Обязательства предприятия также может разделиться на две группы:

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (источники)

 
  Общие сведения о содержании курсовой работы - student2.ru

Собственные Заемные

К собственным обязательствам относят:

·уставный капитал - это суммы вкладов участников в данном предприятии, т.е. это стоимость основных и оборотных средств, нематериальных активов, денежных взносов, суммы подписки на акции, которые внесли участники при образовании предприятия;

·резервный фонд образуется за счет отчислений от прибыли и предназначен для покрытия убытков и выплаты доходов участникам при отсутствии или недостаточности прибыли

·резервы: под снижение стоимости материальных ценностей, по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги. Создаются, как правило, за счет прочих расходов, помогая предприятию выполнить требование осмотрительности при ведении бухгалтерского учета;

·прибыль является основным источником собственных средств предприятия - это результат хозяйственной деятельности предприятия, который определяется разницей между доходами от обычных видов деятельности и прочих доходов и расходами по их производствам.

Заемные обязательства (средства) предоставляются предприятию на определенный срок, по истечении которого они должны быть возвращены и включают в себя:

·долгосрочные и краткосрочные кредиты банков (ссуды). Краткосрочные ссуды выдаются на срок <12 месяцев при временном недостатке собственных оборотных средств. Долгосрочные ссуды предприятие получает на длительный срок для погашения затрат по внедрению новой техники (технологии), приобретения основных средств и расширения производства т.п. Банки выдают ссуды на условиях срочности, возвратности, платности под определенный процент.

·долгосрочные и краткосрочные займы, которые могут предоставляться различными организациями, физическими лицами. Отличие их от банковских ссуд в том, что выдаются они только за счет собственных средств заимодавца и не на постоянной основе;

· кредиторская задолженность - это совокупность долгов предприятия другим предприятиям и физическим лицам. Основными видами кредиторской задолженности является:

а) задолженность поставщикам и подрядчикам за работы, товары и услуги;

б) задолженность органам социального страхования и обеспечения;

в) задолженность бюджету по налогам с предприятия и персонала;

г) задолженность персоналу по оплате труда, премиям, пособиям, резерв на отпуск и т.п.;

д) задолженность подразделениям организации;

e) задолженность по прочим кредитам (нетоварным операциям, депонентам, исполнительным документам, подотчетным лицам и т.п.).

Причем задолженность по п. б), в), г) называются обязательством по распределению, так как данная задолженность возникает за счет не совпадения времени возникновения долга и его уплаты.

Бухгалтерский учет изучает свой предмет с помощью некоторых приемов и способов, которые составляют метод бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета состоит из четырех пар элементов:

1. Документация и инвентаризация.

2. Счета и двойная запись.

3. Оценка и калькуляция.

4. Баланс и отчетность.

Что же представляет из себя каждый элемент?

Документация — это способ первичного наблюдения и контроля хозяйственных операций. Документация является основанием для последующего отражения хозяйственной операции на бухгалтерских счетах. Документ — это письменное свидетельство хозяйственных операций. Организация самостоятельно может разработать бланки первичных документов, которые удовлетворяют требованиям экономического субъекта, но при этом они непременно должны содержать обязательные реквизиты: название документа, дата составления, номер, содержание хозяйственной операции, измерители, подписи лиц, ответственных за совершение операции и правильность ее оформления в документе.

Реальность данных на счетах проводится и уточняется с помощью инвентаризации. Инвентаризация - это способ сверки фактического наличия хозяйственных средств с данными бухгалтерского учета. Для ее проведения создается инвентаризационная комиссия, которая осуществляет пересчет (перевес, обмер) ценностей. При выявлении излишков и недостачи ценностей оформляется сличительная ведомость, на основании которой производится бухгалтерская запись, на сумму выявленных отклонений.

При документировании разнородных хозяйственных операций, необходимо осуществить их перевод в единый измеритель. Это осуществляется с помощью оценки.

Для текущего учета хозяйственных средств, обязательств и процессов применяются бухгалтерские счета.

Запись по счетам осуществляется с помощью двойной записи, т.е. каждая хозяйственная операция записывается в дебет одного счета и в кредит другого счета.

Оценка– это способ денежного выражения объектов бухгалтерского учета. Натуральные показатели, содержащиеся в первичных документах, переводятся в денежные путем умножения установленной цены на количество, указанное в документах.

Для подсчета всех затрат, относящихся к каждому объекту учета, применяется такой элемент метода бухгалтерского учета, как калькуляция.

Калькуляция– это способ исчисления в денежном выражении фактической себестоимости изготовления единицы продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а также приобретенных ценностей. Калькуляция позволяет определить фактическую себестоимость объектов. Она является основной денежной оценки.

Текущее отражение объектов бухгалтерского учета постоянно контролируется сопоставлением активов предприятия с обязательствами предприятия, то есть производится балансовое обобщение. При этом применяется элемент метода бухгалтерского учета – баланс.

Бухгалтерский баланс – это способ обобщенного отражения и экономической группировки, в денежной оценке активов (хозяйственных средств) и обязательств (источников образования средств) на определенную дату.

Управлять предприятием, анализировать и прогнозировать дальнейшую деятельность можно, зная каковы отчетные данные деятельности предприятия.

Отчетностьпредставляет собой совокупность сведений о результатах работы предприятия за истекший период. Отчетная информация содержит сведения о реализованной продукции (работах, услугах) затратах на производство, состоянии хозяйственных средств, обязательствах предприятия, финансовых результатах работы. Как правило, показатели отчетности (из различных форм отчетности) раскрывают и дополняют наиболее важные статьи бухгалтерского баланса.

Общие сведения о содержании курсовой работы.

Содержание курсовой работы (контрольные задания).

В целях систематизации теоретических знаний и закрепления практических навыков в области основ бухгалтерского учета по дисциплине “Теория бухгалтерского учета” студентам предлагается выполнить курсовую работу. Курсовая работа делится на две части: теоретическую и практическую (расчетную). В работе они оформляются в виде разделов.

В теоретическом разделе студенту необходимо раскрыть в соответствии с вариантом курсовой работы один конкретный вопрос, связанный с основами бухгалтерского учета.

Практический раздел (расчетное) задание составлен на примере условного предприятия, взаимодействующего в процессе производственно-финансовой деятельности с предприятиями различных форм собственности. Цифровой материал носит условный характер. При выполнении практического задания следует руководствоваться приведенными методическими указаниями, учебной литературой нормативными и законодательными актами по бухгалтерскому учету. Выбор варианта производится по 2 последним цифрам зачетной книжки по данным таблицы 1.

В практическом задании требуется:

1 Разработать учетную политику условного предприятия, оформив в виде выписки, в которой обязательно отразить особенность применения в работе счетов бухгалтерского учета. Данный пункт окончательно оформляется при завершении практической (расчетной) части и приводится до группировки данных по каждому варианту курсовой работы.

2 Произвести группировку активов и обязательств условного предприятия, исходные данные которого приведены в таблице 2 и в таблице 3. Определить коды счетов на которых учитываются объекты учета. Результаты группировки следует отразить по форме, указанной в таблице 4. Определить величину прибыли (убытка) исходя из равенства активов и обязательств предприятия.

3 Составить корреспонденции счетов по хозяйственным операциям, приведенным в таблице 5 и записать в графы 5 и 6 таблицы 6. Также в таблице 6 и графе 3 должен быть определен первичный документ, на основании которого была осуществлена хозяйственная операция.

4 Определить суммы некоторых хозяйственных операций (в таблице 5 они помечены знаком вопроса : ?). Результаты расчета записать в таблицу 6.

5 Все счета, применяемые условным предприятием оформить согласно рис.1. Записать в них начальные остатки, используя данные таблицы 4. Отразить на схемах счетов суммы операций по таблице 6 с обязательным указанием порядкового номера хозяйственной операции. Подсчитать обороты и конечные остатки по установленным правилам для активных, пассивных и активо-пассивных счетов.

6 По счетам 10 «Материалы», 69 «Расчеты с фондами социального страхования и обеспечения», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» открыть аналитические счета по форме, приведенной в таблице 7.

7 Составить шахматную и оборотную ведомость по синтетическим счетам. Форма оборотной ведомости приведена в таблице 8, шахматной в таблице 9. Подсчитать итоги каждой ведомости и проверить разноски хозяйственных операций по счетам учета.

8 Составить бухгалтерский баланс предприятия установленной формы (Приложение А) на начало и конец отчетного периода, используя данные таблицы 8.

Выполнение курсовой работы предполагает изучения содержания курса в полном объеме, переработку рекомендуемой литературы, законодательных и нормативных актов по учету, консультаций у ведущих дисциплину преподавателей.

В завершении курсовой работы следует указать список литературы, использованный при освещении теоретического раздела и решения практической (расчетной) части.

2.2 Как выбрать свой вариант задания?

Если в зачетной книжке последние цифры 22, то студент выполняет теоретический вопрос под цифрой 2, а практический под цифрой 3.

Таблица №1

 

Перечень теоретических вопросов курсовой работы:

1 Инвентаризация и документация как элементы метода бухгалтерского учета

2 Классификация счетов по назначению и экономическому содержанию

3 Базовые принципы построения плана счетов в коммерческой организации

4 Учетная политика предприятия

5 Документооборот в коммерческой организации, порядок и способы исправления ошибок в документах.

6 Основные направления развития бухгалтерского учета в РФ

7 Формы бухгалтерского учета

8 Принципы ведения бухгалтерского учета в РФ

9 Предмет и объекты бухгалтерского учета

10 Бухгалтерский учет и его функции. Требования к ведению бухгалтерского учета в РФ.

По желанию студента теоретический вопрос по согласованию с руководителем может быть изменен.

Наши рекомендации