Тема 10. Анализ безубыточности
1. Экономический смысл точки безубыточности.
2. Алгоритм расчета точки безубыточности.
При составлении бизнес-плана важно определить объемы продаж в натуральном и стоимостном выражении, которые обеспечивают безубыточную работу предприятия. Для этого рассчитывается точка безубыточности, которая показывает так называемый порог рентабельности. Превышение объемов продаж над точкой безубыточности приводит к образованию прибыли, снижение объемов продаж ниже точки безубыточности приводит к убыткам. Анализ безубыточности является обязательной частью бизнес-плана.
Пример: Производственные мощности фирмы позволяют производить не более 1000 единиц продуктов, которые продаются по цене 20 тыс. руб. Объем производства равен объему продаж и составляет 20 млн. руб. Постоянные затраты составляют 4 млн. руб., переменные затраты на единицу продукции равны 12 тыс.руб. Необходимо определить точку безубыточности.
Введем следующие обозначения:
Т(руб,шт)– точка безубыточности объема реализации / порог рентабельности.
Дм (руб.) –маржинальный доход.
Н(руб.) –постоянные затраты.
Рп – переменные затраты.
К(шт.) – количество проданной продукции в натуральных единицах.
V(руб./шт.) –удельные переменные затраты / переменные затраты на единицу продукции.
ВР(руб.) – выручка от реализации.
Для расчета точки безубыточности необходимо:
1. Определить переменные затраты на весь выпуск продукции
Рп = V ´ К
Рп = 12 * 1000 = 12 000 тыс. руб.
2. Определить прибыль от реализации продукции
П = ВР – (Рп + Н)
П = 20 – (12+4) = 4 млн. руб.
3. Определить маржинальный доход (это сумма постоянных затрат и прибыли)
Дм = Н + П = ВР - Рп
Дм = 4+4 = 8 млн. руб.
4. Рассчитать точку безубыточности в натуральном и стоимостном выражении
Т = ВР ´ Н
Дм
Т = 20 ´ 4/8 = 10 млн. руб. (чтобы покрыть расходы и добиться нулевой прибыли, необходимо произвести продукции на 10 млн. руб.).
В натуральном выражении точка безубыточности рассчитывается по формуле:
Т = К ´ Н
Дм
Т = 1000 ´ 4/8 = 500 шт.
Пример расчета точки безубыточности для туристской фирмы.
Бизнес-проект предполагает продвижение на рынок тура Англия - Шотландия – Уэльс. Стоимость тура 1540 у.е. Затраты на тур приведены в табл.9.
Таблица 9
Затраты на тур Англия-Шотландия-Уэльс
Затраты компании на тур, у.е. | 10 человек | 1 человек | 2 человека | 3 человека | Вид издержек |
1.Перелет Москва-Лондон-Москва | Переменные | ||||
2.Трансферт до отеля | Постоянные | ||||
3.Переезд Лондон – Йорк | Переменные | ||||
4.Переезд Йорк – Эденбург | Переменные | ||||
5.Переезд Эденбург – Глазго, частный автобус | Постоянные | ||||
6.Переезд Глазго – Честер | Переменные | ||||
7.Переезд Честер – Кардиф | Переменные | ||||
8.Переезд Кардиф – Лондон | Переменные | ||||
9.Размещение в отелях Лондона (3 ночи) | Переменные | ||||
10.Размещение в отеле Эденбурга | Переменные | ||||
11.Размещение в Честере | Переменные | ||||
12.Размещение в Кардифе (1 ночь) | Переменные | ||||
13.Услуги гида-переводчика | Постоянные | ||||
14.Обзорные экскурсии по городам | Постоянные | ||||
15.Экскурсии по музеям | Переменные | ||||
Итого | 12 210 | 2 526 | 3 602 | 4 678 |
Расходы на одного туриста в группе из 10 человек составляют 1221 у.е.
Сумма постоянных издержек составляет 1450 у.е.
Сумма переменных издержек составляет 1076 у.е.
График постоянных издержек выглядит следующим образом (см. рис.1):
Рис.1. Постоянные издержки туристской фирмы
Переменные издержки изменяются пропорционально объему производства и в нашем примере описываются следующей функцией: Рп = 1076 * К
Их график имеет вид, представленный на рис.2:
Рис.2. Переменные издержки туристской фирмы
Общие издержки составят:
S = Pп + Н = V ´ К,S = 1076 К + 1450
Для того, чтобы определить точку безубыточности графически необходимо построить график выручки и график общих затрат. Точка их пересечения является точкой безубыточности.
Расчеты приведены в таблице.
Количество туристов | |||||
Общие издержки | |||||
Выручка |
График будет выглядеть следующим образом (см. рис.3):
Рис.3. График безубыточности
Т » 4 тура
Т = 1540 * 4 = 6160 у.е.
Контрольные вопросы:
1. Приведите примеры постоянных затрат в деятельности туристской фирмы.
2. Приведите примеры переменных затрат в деятельности туристской фирмы.
3. Каков экономический смысл точки безубыточности?
4. Как рассчитывается маржинальный доход?
5. Как рассчитывается точка безубыточности в стоимостном выражении? В натуральном выражении?
6. Как графически осуществляется анализ безубыточности?
Литература:
1. Орлова Е.Р. Бизнес-план. – М., 2004.
2. Попов В.М. Сборник бизнес-планов. – М., 2004.
3. Сухова Л.Ф. Практикум по разработке бизнес-плана и финансового анализа предприятия. – М., 2002.