Меньше людей — больше денег
Принадлежащий Саймонсу фонд Renaissance Technologies Corp. заработал в 2007 году $2,8 млрд., что также является очень и очень высоким результатом.
Как же математик Саймонс пришел к игре на бирже и стал, по определению Financial Times, «самым умным» миллиардером? И в чем секрет его Renaissance Technologies – фонда, в котором, по определению Wall Street Journal, «все торги ведут исключительно компьютеры, а на работу приглашаются не трейдеры, а лишь ученые, занимающиеся разработкой трейдинговых стратегий для компьютерных программ»?
Талантливый ученый
Научная карьера Саймонса складывалась весьма и весьма успешно. Внук владельца обувной фабрики, маленький Джеймс решал математические задачи с раннего детства. Его родственники вспоминают, что в возрасте всего лишь трех лет он перефразировал на американский лад известный парадокс Зенона, заявив, что в автомобиле никогда не сможет кончиться бензин - потому что вырабатывается сначала половина бака, потом – половина от оставшейся половины, и так далее.
Саймонс рано поступил в университет и уже в 1958 году, в возрасте 19 лет, получил бакалаврскую степень по математике в знаменитом Массачусетском Технологическом институте (Massachusetts Institute of Technology, MIT). В MIT, следует заметить, Саймонс пользовался своими математическими способностями не только днем для учебы, но и ночью - обыгрывая в покер других студентов. В 1962 году в возрасте всего лишь 23 лет Саймонс защитил уже докторскую диссертацию по геометрии.
Саймонс был действительно талантливым математиком. Неудивительно, что после окончания докторантуры он не только преподавал в MIT и Гарварде, но и как настоящий талант, был привлечен к работе в качестве дешифровщика в исследовательскую группу Института оборонного анализа (Institute for Defense Analyses, IDA), консультировавшего правительство США по вопросам обороны и безопасности. Правда отношения с IDA не сложились. В 1967 году президент IDA генерал Максвелл Тэйлор (Maxwell Taylor) написал статью в журнал New York Times Magazine, в которой оправдывал американскую военную операцию во Вьетнаме, после чего Саймонс направил свое письмо в редакцию, в котором заявил, что «многие в IDA придерживаются иной точки зрения». Руководству Института подобная антигосударственная выходка понравиться не могла. И 29-летний Саймонс, которому в тот момент надо было кормить жену и троих детей, был с треском уволен из IDA.
Несколько лет после несосостоявшейся попытки поработать на оборону Америки, Саймонс занимается традиционной математикой – геометрией и теорией струн в университете Stony Brook. В 1976 году за свои геометрические работы он становится лауреатом одной из престижнейших американских наград в области математики – премии Освальда Веблена.
Математик на бирже
В это же самое время будущий инвестор начинает более или менее активно интересоваться фондовым рынком. Впервые Саймонс проиграл деньги на товарной бирже еще в 1958 году, когда вложил в соевые бобы $500, полученные в качестве подарка на свадьбу со своей первой женой Барбарой. Вторая попытка поторговать была более удачной. В 1974 году Саймонс и его партнеры – такие же преподаватели университетов, вложили около $600 тыс. в сахар, и заработали на этом $6 млн. после того, как цены на этот вид сырья значительно выросли.
В 1978 году Саймонс неожиданно уходит из академической математики и на заработанные деньги начинает играть на фондовом рынке уже более серьезно. Первый открытый им фонд назывался Monemetrics (Renaissance Technologies появится только через четыре года) и занимался игрой на валютном рынке, а также на любимом Саймонсом сырьевой бирже. В партнеры Саймонс пригласил старого знакомого, коллегу по IDA и тоже дешифровщика Леонарда Баума, соавтора алгоритма Баума-Велша (Baum-Welch algorithm). Баум – значимая фигура в биографии Саймонса и один из основных «кузнецов» его успеха. Его алгоритм используется для того, чтобы определять различные вероятности в биологии, автоматическом разпознании речи и статистике. Однако Саймонсу первому пришла в голову идея применить алгоритм Баума-Велша для того, чтобы торговать на валютном рынке – и идея сработала.
Меньше людей — больше денег
Позже Саймонс возвел математические методы в своей кампании в абсолют. Через несколько лет он привлек к работе около шестидесяти математиков, физиков и специалистов по экономическому анализу из самых разных стран, от Японии до Кубы, и те разработали компьютерные модели, позволяющие предсказывать изменения цен на рынке. Это позволило ему избавиться от “человеческого фактора” в биржевой игре. Сегодня принадлежащие Саймонсу структуры торгуют на фондовых, валютных и товарных биржах без опоры на трейдеров-людей, производя сделки только на основе математических алгоритмов. Летом 2005 года Wall Street Journal даже опубликовал на своих страницах шутливое объявление-предупреждение примерно такого содержания: «Трейдерам Wallstreet на заметку. Hе беспокойтесь о поиске работы в Renaissance Technologies», в него, мол, на работу приглашаются только ученые, занимающиеся разработкой трейдинговых стратегий для компьютерных программ.
«Мы нанимаем физиков, математиков, астрономов и специалистов по информатике. При этом, как правило, они совершенно ничего не знают о финансах», - заявил Саймонс в своем докладе на конференции IAFE, Международной ассоциации финансового инжиниринга. Что же касается профессиональных трейдеров и финансистов, то, по словам Саймонса, «с Уолл-стрит мы не нанимаем вообще никого».
Сейчас только в головном офисе Renaissance Technologies в Нью-Йорке работает около 200 сотрудников, треть из них имеют докторские степени. Под управлением различных фондов Renaissance Technologies находится более $30 млрд. – примерно столько, сколько составлял бюджет Москвы в 2007 году. Причем за 2007 год объем переданных в управление Саймонсу средств вырос вдвое. Такие обороты делают Renaissance крупнейшим частным управляющим фондом мира.