Комплектующие, материалы и себестоимость
Для обеспечения производственных мощностей необходимо закупить оборотные фонды и МБП (малоценные быстроизнашивающиеся предметы). Возможно обеспечить генератором производственный процесс.
Таким образом, из таблицы 2.7 будет видно количество сырья и МБП необходимо закупать на старте проекта.
Таблица 2.7
Формирование оборотных средств
Вид сырья | Цена за единицу | Объемы закупки на месяц | Объемы закупок на год | ||
Ко-во | Сумма, грн. | Ко-во | Сумма, грн. | ||
На каждую продукцию или услугу необходимо оформить калькуляцию себестоимости. Ниже в таблице 2.8 приведен пример технологии калькуляции на единицу продукции:
Таблица 2.8
Калькуляция себестоимости
Название статьи расходов | Расчет | Всего грн./Гкалл |
Заработная плата производственного персонала | ||
Амортизация оборудования | ||
Материалы | ||
Другие переменные расходы | ||
Всего с НДС |
Для определения плановой или фактической себестоимости, а также расходов операционной и обычной деятельности необходимо знать:
• максимальный объем производства в натуральном выражении, как по основным, так и вспомогательными и обслуживающими цехами (предприятия);
• нормы расхода сырья, материалов, полуфабрикатов, топливно-энергетических ресурсов для производства продукции и его обслуживание;
• первоначальной стоимости запасов, для их использования в незавершенном производстве;
• численность отдельных категорий работников и фонд оплаты труда;
• экономические нормативы:
- Нормы амортизационных отчислений (по методу амортизации, который выбрала предприятие);
- Размеры взносов на социальные мероприятия, ставки налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в соответствии с законодательством включаются в состав себестоимости и относятся к расходам операционной деятельности (допускается их рассчитывать отдельно, если рассчитывается премиальная система ФЛП, или сложно внести такие расходы в производство).
Семинарское занятие №7
Вопросы для обсуждения и задания для индивидуальной работы
1. Какую информацию приводят в бизнес-плане относительно характеристики ключевого управленческого персонала?
2. Какие сведения приводятся относительно характеристики кадровой политики фирмы?
3. Каким образом в бизнес-плане дается характеристика потребности в кадрах?
4. Какую информацию приводят в подразделе "Правовое обеспечение деятельности фирмы"?
5. Перечислите ключевые события бизнес-плана создания нового предприятия.
Темы докладов, рефератов
1. Организационные структуры управления.
Практическое задание
Цель данной задачи - доказать инвесторам что данный проект будет реализован квалифицированным персоналам по заранее построенной организационной структурой управления.
Команда управления и производственный персонал
Определение организационной структуры управления будет строится в соответствии со следующими критериями:
1. Масштаб предприятия (вид деятельности)
2. Производственные мощности
3. Необходимость подчинения и делегирования полномочий
Все сводные данные вносятся в таблицу 2.9, где и формируется штат предприятия и ставки:
Таблица 2.9
Штат предприятия
Должность | Задачи, функции, ответственность | Специальность, опыт работы |
Управленческий персонал | ||
.... | ||
Производственный и обслуживающий персонал | ||
……. |
Определяется штатный состав персонала, как объяснение после данной таблицы.
Далее необходимо рассчитать фонд оплаты труда (ФОТ) для управленческого и обслуживающего персонала в календарном плане (помесячно первый год, поквартально второй год, и годовые показатели на третий). Необходимо учитывать минимальную заработную плату и тенденции ее изменений в течении следующих лет (необходим предварительный анализ ЗУ «О бюджете Украины на 20 ... год») Расчет фонда оплаты труда сводится таблицу (табл.2.10)
Таблица 2.10
Фонд оплаты труда
Статья расходов | Месяц 1 | Месяц 2 .... | Квартал 1 ... | Год |
Управленческий персонал | ||||
Обслуживающий персонал | ||||
Всего ФОТ |
По такой же технологии рассчитывается налоговая база на ФОТ. Необходим анализ ЗУ № 2464 «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».
Налоговая база на ФОТ сводится таблицу (табл. 2.11).
Таблица 2.11
Налоговая база на ФОТ
Статья расходов | Месяц 1 | Месяц 2 .... | Квартал 1 ... | Год |
Управленческий персонал | ||||
ЕСВ | ||||
Другие налоги | ||||
Обслуживающий персонал | ||||
ЕСВ | ||||
Другие налоги | ||||
Всего начисления на ФОТ |
График реализации проекта
Данный график сочетается с юридическими аспектами, процедурами закупки сырья и оборудования. Имеет вид графика Ганта. Требуется для настройки старта проекта и сколько времени уйдет на расходование инвестиций (стоимость этапа). Соответственно данный график и обозначает укрупненные первоначальные затраты для данного предприятия. Пример приведен ниже в таблице (табл.2.12).
Таблица 2.12
Поэтапная стоимость проекта
Название этапа | Месяц 1 | Месяц 2 .... | Ответственный | Стоимость этапа |
Регистрация предприятия (юридическое оформление) | ||||
Получение лицензии | ||||
Приобретение помещения | ||||
Приобретение и установка оборудования | ||||
Закупка сырья | ||||
Подбор персонала | ||||
Начало производственной деятельности |
Литература: [2, 4, 5, 7]
Тема 5.Финансове обеспечение и оценка рисков
Семинарское занятие №8
Вопросы для обсуждения и задания для индивидуальной работы
1. Опишите порядок изложения материала в разделе бизнес-плана "Финансовый план".
2. Назовите основные показатели финансово-экономического состояния предприятия. Как находят эти показатели?
3. По каким направлениям осуществляют анализ финансового состояния предприятия?
4. Опишите алгоритм получения комплексной оценки финансово-экономического состояния предприятия.
5. Какие методы финансового прогнозирования используются в бизнес-плане?
6. В чем заключается финансовая оценка проекта?
7. Как находят критический объем продаж и запас финансовой устойчивости предприятия?
8. Обоснуйте необходимость анализа безубыточности для разработки бизнес-планов.
9. действительно постоянные издержки всегда остаются неизменными при изменениях объемов продаж компании?
10. Дайте определение точки безубыточности.
11. Какие особенности выбора нормы дисконта за определение эффективности участия в проекте?
12. Какие принципы формирования чистого денежного потока при определении различных видов эффективности бизнес-проекта?
13. Как изменяется значение чистого дисконтированного дохода при увеличении показателя дисконта?
14. Какую экономическую сущность имеет показатель дисконта в нахождении чистого дисконтированного дохода?
15. Перечислите типичные входящие и исходящие денежные потоки, которые необходимо принимать во внимание при расчете чистого дисконтированного дохода бизнес-проекта.
16. Какие подходы используют для учета инфляции в процессе оценки эффективности капиталовложений?
Темы докладов, рефератов
1. Приведение финансовой отчетности к международным стандартам.
2. Методы инфляционной корректировки финансовых отчетов.
Практическое задание
Практичнее задачи призвано обобщить предыдущие материалы и представить их в стоимостном выражении. Они просто отражают решения, которые вы в письменном виде выразили в предыдущих разделах. Например, в маркетинговом плане вы написали, что собираетесь периодически размещать рекламу в прессе, а в производственном, - что будете закупать оборудование, то есть в финансовом плане должна быть цифра, отражающая эти решения. Финансовый раздел бизнес-плана должен содержать три важные формы: отчет о прибылях и убытках, поток реальных денег, прогнозный баланс предприятия.