Собенности территориальной организации мсу в рф. Основные типы муниципальных образований в рф.
лассификация норм.
Муниципально-правовые нормы классифицируются:
1)по объекту правового регулирования – на нормы, регулирующие: базовые принципы (понятие, принципы, функции местного самоуправления); основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы); предметы ведения и полномочия местного самоуправления;
2)по территории действия нормы делятся на федеральные, нормы субъектов РФ и местные нормы;
3)по характеру правовых предписаний: управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать); обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать); запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего делать нельзя);
4)по методу правового регулирования: императивные (носят обязательный характер); диспозитивные (позволяют выбрать модель поведения).
Муниципальное право содержит материально-правовые и процессуальные нормы. Материально-правовые нормы закрепляют:
1)полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
2)права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права.
Процессуальные нормы определяют:
1)прядок выборов и деятельности органов местного самоуправления;
2)порядок принятия решений непосредственно населением;
3)процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.
4Муниципально-правовые институты
Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, называются муниципально-правовыми нормами. В совокупности они образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-правовые нормы имеют и свои особенности.
Правовые нормы, как правило, появляются в результате правотворческой деятельности государства, его органов.
Значительную часть норм муниципального права составляют общеобязательные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты по вопросам своего ведения.
Своеобразие норм, составляющих в совокупности муниципальное право, определяется также и тем, что муниципальное право - это комплексная отрасль. Специфика таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы комплексной отрасли права как бы распределены "по двум адресам". Как уже отмечалось, многие нормы муниципального права выступают одновременно и нормами основных отраслей права, таких как государственное (конституционное) право, гражданское право, финансовое право и др.
В целях более глубокого изучения особенностей муниципально-правовых норм, уяснения их содержания нормы муниципального права классифицируются по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.
По объекту правового регулирования, т.е. по кругу регулируемых отношений, муниципально-правовые нормы делятся на закрепляющие:
местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции местного самоуправления);
основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы);
предметы ведения и полномочия местного самоуправления (муниципальных образований); гарантии местного самоуправления;
ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
По характеру предписаний они делятся на:
управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать, например, определяющие предметы ведения местного самоуправления);
обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать. Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права);
запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами.
5. Муниципально-правовые отношения, их особенности.
Муниципально-правовые отношения представляют собой регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.
Муниципально-правовые отношения являются универсальным средством обеспечения устойчивой связи муниципального законодательства с практикой осуществления местного самоуправления, служат средством перевода муници-пально-правовых норм в плоскость реальных социальных процессов.[32] Для рассматриваемых правоотношений характерны
признаки, присущие всем правоотношениям. Вместе с тем они имеют определенные особенности.
Муниципально-правовые отношения носят локально-территориальный характер. Они возникают, развиваются и прекращаются исключительно на территории муниципального образования. Согласно ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских населениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
Основным субъектом муниципально-правовых отношений является население муниципального образования, которое непосредственно решает вопросы местного значения (путем прямого волеизъявления), или органы и должностные лица местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению этих вопросов.
6. Наука муниципального права: методы исследования и источники науки.
Понятие «муниципальное право» часто используется и в значении науки муниципального права. Изучение отрасли муниципального права РФ происходит в рамках муниципально-правовой науки. Наука муниципального права является одной из отраслевых юридических наук, наряду с конституционным, административным, гражданским, уголовным, финансовым правом и т.д.
Наука муниципального права — это сфера исследовательской деятельности и система знаний, упорядоченных определенным образом, направленная на изучение правовой составляющей местного самоуправления (муниципально-правовой действительности).
Как и любая наука, муниципальное право имеет свой предмет изучения. Несмотря на то, что предмет регулирования отрасли российского муниципального права и предмет изучения муниципально-правовой науки во многом совпадают, их следует различать. Наука муниципального права занимается, в том числе, изучением общественных отношений, которые регулирует отрасль муниципального права.
Тем не менее, предмет исследования науки муниципального права шире предмета регулирования отрасли муниципального права Российской Федерации. Дело в том, что муниципальное право как наука изучает не только общественные отношения в современной России, подлежащие муниципально-правовому регулированию, но и соответствующие правоотношения в прошлом, а также опыт зарубежных стран. Наука муниципального права также в определенной степени занята прогнозами, т.е. правоотношениями в сфере местного самоуправления, которые будут складываться в будущем. Научная отрасль муниципального права не оставляет без внимания соответствующие труды ученых, а также роль местного самоуправления в правосознании общества и отдельных личностей.
7. Понятие местного самоуправления и его организационные принципы.
Основные принципы местного самоуправления
принципы правовых институтов, характерные для качественно своеобразной группы отношений, связанной с организацией местного самоуправления. Например, принципы муниципальной службы, принципы организации и проведения муниципальных выборов, принципы формирования местных бюджетов, принципы территориальной организации местного самоуправления и т.д.
Итак, организация и деятельность местного самоуправления строится на следующих принципах, закрепленных Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 6 октября 2003 года:
1) Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ признает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и органов местного самоуправления (ст. 18).
Права и свободы гражданина реализуются, прежде всего, на местном уровне, там, где он живет, осуществляя трудовую, политическую и иную деятельность, и их реализация во многом зависит от деятельности органов местного самоуправления.
2) Принцип законности.Это один из основных конституционных принципов российской государственности. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации
Принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местного самоуправления, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления. Речь идет о контроле за соблюдением органами местного самоуправления правовых норм, а не о целесообразности или качестве принимаемых муниципальными органами решений по вопросам местной жизни.
3) Принцип самостоятельности. Содержание данного принципа раскрывается в следующие положениях:
организационная самостоятельность. Это положение закреплено в конституционном требовании: «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (ст. 12 Конституции РФ);
4) Принцип организационной обособленности.Конституция РФ впервые закрепила принципиальное положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). В то же время органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ).
Следует отметить, что закрепляемый ст. 12 Конституции РФ принцип организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления в общей системе управления обществом и государством не означает, что органы местного самоуправления отделены от государства подобно религиозным объединениям. Надо учитывать, что органы государственной власти и органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти в государстве (власти народа), установленную Конституцией РФ, и тесно взаимодействуют друг с другом. Органы местного самоуправления наделены публично-властными полномочиями: они вправе издавать правовые акты, им могут делегироваться отдельные государственные полномочия. Вместе с тем это не свидетельствует об их государственной природе, т.к. публичная власть может быть и муниципальной1.
Конечно, деятельность органов местного самоуправления, будучи инициативной и самостоятельной, не является абсолютно независимой и обособленной от деятельности государственных органов. Ведь создание органов местного самоуправления и их функции определены актами органов государственной власти, и они действуют в рамках общегосударственной политики.
5) Принцип многообразия организационных форм местного самоуправления.Нами уже отмечалось, что установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). В самих субъектах РФ организационные основы и различные формы осуществления местного самоуправления закрепляются с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ).
6) Принцип сочетания представительной и непосредственной демократии. Часть 2 ст. 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы прямого волеизъявления (местный референдум, муниципальные выборы, обращения граждан, народная правотворческая инициатива, отзыв депутата и др.), а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
7) Принцип организация местного самоуправления в интересах населения.В части 2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление определяется как самостоятельное решение населением вопросов местного значения исходя из интересов населения. Развитие этого принципа присутствует во всех организационных формах и способах решения задач, непосредственно приближенных к жителям и насущных для каждого человека.
Учету интересов населения и обеспечению прав жителей в решении вопросов местного значения служит и сама территориальная организация местного самоуправления. Так, при определении территориального состава низового звена муниципальных образований, т.е. поселений, законодатель исходит из постулата, что в состав поселения входит не только территория, обозначенная межевыми знаками населенных пунктов, но и прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, а также рекреационные земли и земли для развития поселения. То есть муниципальное образование должно иметь не только жителей, но и те материальные объекты, которые являются необходимой частью жизнеобеспечения населения.
Учет интересов граждан проявляется и в том, что размеры территории муниципального образования должны быть такими, чтобы населению не было затруднительно реализовывать свое право на осуществление местного самоуправления1.
Конституция РФ (ч. 1 ст. 131) гласит, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Следовательно, в решении данного вопроса население также учитывает свои интересы.
8) Принцип соразмерности полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.
Для осуществления своих функций и полномочий местное самоуправление должно иметь право на достаточные материально-финансовые средства. Реальность и эффективность местного самоуправления определяются, прежде всего, материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении местного самоуправления.
8 Характеристика основных систем местного самоуправления в зарубежных демократических странах.
Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. Зарубежный муниципализм знает громадное количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.
В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления. Местное или муниципальное самоуправление - это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны. Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года и являющаяся важной правовой основой самоуправления для всех европейских стран, дает общее определение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением Хартия понимает «право, действительную способность местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под свою ответственность и на благо населения».
10. Основные функции местного самоуправления.
Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует основные направления муниципальной деятельности. Эти функции обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, теми целями и задачами, к достижению которых стремится .местное самоуправление.
Перечень полномочий местного самоуправления позволяет выделить следующие его основные функции.
1. Обеспечение участия населения в решении местных дел.
Это предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив, для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, различных форм самоуправления.
Важное значение для осуществления данной функции имеет проблема гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, а также преодоление апатии и равнодушия части населения к вопросам организации и деятельности органов местного самоуправления.
2. Управленце муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой местного самоуправления.
3. Обеспечение развития соответствующей территории.
Органы местного самоуправления принимают программы развития соответствующей территории, управляют муниципальным хозяйством и тем самым обеспечивают комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление.
4. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах.
Одной из важных функций местного самоуправления является функция обслуживания населения. Население соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправления гораздо легче могут решать задачи улучшения качества жизни жителей, эффективности оказываемых населения услуг, чем государственные органы при централизованной системе управления местными делами.
5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы частного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Основные задачи по обеспечению данной функции возлагаются на органы милиции общественной безопасности (местной милиции). При осуществления этой функции органы местного самоуправления взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка, организуют исполнение законов и иных правовых актов.
6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и законами.
Органам государственной власти РФ и ее субъектов запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством. Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 133 Конституции РФ, могут обращаться за защитой своих прав в судебные органы.
Все вышеуказанные функции местного самоуправления между собой взаимосвязаны и дополняют друг друга.
11. Понятие и содержание правовых основ местного самоуправлен
Конституция РФ, федеральные законы занимают особое место в правовой основе местного самоуправления, которое определяется следующими факторами. Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление как особый уровень власти в государстве, специфическую форму осуществления народовластия, относя при этом местное самоуправление к основам конституционного строя Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
Таким образом, Конституция определяет пределы правового регулирования организации местного самоуправления для федеральных органов государственной власти: установление единых, общих для всей территории России основ построения и функционирования местной, муниципальной власти.
Конституция РФ закрепляет в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления важнейшие исходные начала организации местного самоуправления, составляющие правовой фундамент муниципального развития в нашей стране.
К ним относятся, прежде всего, положения о признании и равной защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности; о праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.
Кроме того, Конституция РФ, признавая право граждан на местное самоуправление, гарантирует его осуществление в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций через формы прямой и представительной демократии. Она определяет также сферу деятельности местного самоуправления, вопросы местного значения, допуская при этом возможность делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Конституция РФ устанавливает важнейшие гарантии прав местного самоуправления:
•самостоятельность определения структуры органов местного самоуправления;
•необходимость учета мнения населения при изменении границ, территории местного самоуправления;
•обязательность передачи органам местного самоуправления соответствующих материальных и финансовых средств;
•компенсация дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
12. Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении.
Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему нормативных правовых актов обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Правовую основу местного самоуправления составляют:
· Европейская хартия местного самоуправления,
· Конституция Российской Федерации,
· общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
· федеральные конституционные законы,
· Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
· конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ,
· уставы муниципальных образований,
· решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
· иные муниципальные правовые акты
14. Конституции, уставы и законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении.
Конституции, уставы и законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении
Правовую основу местного самоуправления составляют: -- Европейская хартия о местном самоуправлении, -- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
- другие федеральные законы;
- конституции, уставы субъектов Российской Федерации, -- законы субъектов Российской Федерации,
- уставы муниципальных образований,
- другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.
Одной из наиболее глубоких и стабильных основ местного самоуправления является Конституция Российской Федерации. Именно в Конституции впервые закреплены исходные начала организации и деятельности местного самоуправления, определены его место и роль в государственно-правовой структуре российского общества.
Конституцией РФ утверждены местное самоуправление как одна из форм осуществления народовластия, признание и гарантированность местного самоуправления, обособленность органов местного самоуправления от системы органов государственной власти, самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, определение форм местного самоуправления, обязательный учет исторических и иных местных традиций, государственная гарантия и судебная защита местного самоуправления.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации Федеральный закон относит установление и обеспечение федеральных гарантий местного самоуправления: государственных минимальных социальных стандартов; федеральных программ развития местного самоуправления; порядка судебной защиты прав местного самоуправления; порядка судебной защиты прав местного самоуправления и т.д.
Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют правовое регулирование местного самоуправления: принимают, например, законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, о муниципальных выборах, о местном референдуме, о муниципальной службе.
Устав муниципального образования:
1). обладает признаками учредительного документа. Именно в уставе определяется (учреждается) сама система местного самоуправления, структура его органов. Единственное требование -- обязательное наличие выборного органа;
2). принимается самим населением муниципального образования или его представительным органом при непосредственном участии населения (в форме обсуждения проекта устава);
3). по предмету своего регулирования является актом всеобъемлющего характера. Он призван закрепить и урегулировать отношения не в одной какой-либо сфере общественной жизни, а во всех основных областях жизнедеятельности местного сообщества и его членов;
4). служит основой дальнейшего местного нормотворчества и обладает высшей юридической силой по отношению ко всем другим актам данного муниципального образования.
Устав является источником права и рассматривается как разновидность актов кодификационного значения. Действующим законодательством предусмотрены различные случаи принятия уставов как одной из форм нормативно-правовых актов, призванных: урегулировать организацию и порядок деятельности в определенной сфере государственного управления (Устав железных дорог, например). Устав как особый вид нормативно-правовых актов характеризуется тем, что призван закрепить организацию, устройство той или иной социальной системы, установить правовые основы ее функционирования, т.е. закрепить правовой статус.
Характеристика устава как акта местного нормотворчества:
1). устав муниципального образования обладает признаками учредительного документа. Именно в уставе определяется (учреждается) сама система местного самоуправления, структура его органов. Причем это решается на основе полной самостоятельности, независимости от государственных органов. Единственное требование, предъявляемое законодательством, -- обязательное наличие выборного органа;
15. Акты органов местного самоуправления и их классификация.
Правовой акт местного самоуправления – это официальный письменный акт, имеющий юридические последствия, принятый непосредственно населением муниципального образования, органом местного самоуправления или его должностным лицом по предметам ведения и в объеме полномочий, в определенном порядке и устанавливающий общеобязательные правила по вопросам местного значения в соответствии с законодательством и уставом муниципального образования.
Виды правовых актов местного самоуправления:
Устав муниципального образования – основной нормативно-правовой учредительный акт, определяющий статус муниципального образования.
Регламент представительного органа местного самоуправления – правовой процессуальный акт, регулирующий порядок работы представительного органа местного самоуправления, внесения и рассмотрения вопросов на его сессиях, образования комиссий и др.
Постановление – нормативный акт, имеющий общеобязательное предписание, действующее на территории муниципального образования до его официальной отмены.
Положение – акт, систематизирующий нормы статусного характера (о конкретном органе местного самоуправления).
16 Устав муниципального образования как основной нормативный правовой акт местного самоуправления. Его характеристика
Устав является основным актом, регулирующим вопросы местного управления в рамках отдельно взятого муниципального образования. Он принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью избирателей менее 100 человек – на сходе граждан. Проект устава, поправки к нему должны быть заблаговременно опубликованы (за 30 дней), организуется их обсуждение гражданами. Устав подлежит государственной регистрации.
Устав представляет собой своеобразную мини-конституцию, действующую в пределах границ отдельного муниципального образования. Такое положение устава в системе других муниципально-правовых актов определяется рядом объективных факторов.
Устав имеет комплексный характер, поскольку, закрепляя статус муниципального образования, он дает подробную характеристику всем элементам статуса.
В уставе муниципального образования должны быть указаны наименование муниципального образования; перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения; структура и порядок формирования органов местного самоуправления, порядок замещения должности основными должностными лицами; их наименования, права, обязанности; виды, порядок принятия, вступления в силу, опубликования муниципальных правовых актов; срок полномочий органов и должностных лиц, порядок прекращения их полномочий и ответственности, вопросы местного бюджета, включая контроль за его исполнением.
Кроме обязательных в уставе обычно содержатся положения о способах выражения недоверия органам и должностным лицам, о муниципальной службе, порядке распоряжения собственностью, об особенностях организации местного самоуправления в районах с компактным проживанием этнических групп и др. Устав муниципального образования в соответствии с законами некоторых субъектов РФ (например, Челябинской области) подлежит утверждению законодательным собранием области.
Устав должен содержать нормы нескольких типов:
1) нормы-дефиниции (в том числе нормы, устанавливающие символику муниципального образования);
2) нормы тематического содержания (о муниципальной службе, о формах прямого волеизъявления), на основе которых для более детального регулирования общественных отношений впоследствии создаются положения тематического содержания (предметные положения);
3) нормы статусного содержания, закрепляющие все элементы статуса органов и должностных лиц, на основе которых разрабатываются и принимаются положения статусного содержания (органические положения);
17. Понятие территориальных основ местного самоуправления.
В целях обеспечения самостоятельности населения в решении вопросов местного значения Конституция РФ и Федеральное законодательство определяют территориальные основы местного самоуправления.
Территориальные основы местного самоуправления – это совокупность норм права, регулирующих порядок формирования и состав территории муниципального образования, установления и изменения его границ.
Местное самоуправление обладает территориальным верховенством в пределах границ муниципального образования. Этот принцип находит свое выражение в положениях Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»1.
Согласно ст. 131, п. 1 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях и других территориях. Конкретизация конституционного положения происходит на основе закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», где закреплено, что местное самоуправление осуществляется в пределах территорий муниципальных образований – городских, сельских поселений, нескольких населений, объединенных общественных территорий, сельских округов. При этом законодатель исходит из того, что местное самоуправление должно осуществляться на всей населенной территории муниципального образования.
Муниципальное образование – это городское, сельское поселение, нескольких поселений, объединенных общей территорией, часть поселений либо иная населенная территория, предусмотренная действующим законодательством, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные местное самоуправление.
К числу территориальных основ местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит следующие виды земель, составляющих территорию муниципального образования:
•городских, сельских поселений;
•общего пользования;
•рекреационные зоны – зоны отдыха и туризма;
•необходимые для размещения населения;
•промышленные земли.
Выделяют следующие принципы территориальной организации муниципальных образований в РФ:
•поселенческий – муниципальные образования, создаваемые в городских, сельских поселениях или на их части;
•территориально-поселенческий – муниципальные образования, создаваемые нескольких поселениях, объединенных общей террит
18. Территориальные модели организации местного самоуправления в РФ.
собенности территориальной организации мсу в рф. Основные типы муниципальных образований в рф.
Особым видом МО являются закрытые административнотерриториальные образования (ЗАТО)
Осн-е типы МО: 1.По территориальному фактору: поселенческие МО(городск и сельск поселен)2.Территориальные поселенч и городские округа.3.Территориальные(районы крайнего севера) По отраслевому фактору:1)многофункциональные МО(несколько отраслей)2)Монофункциональные(производственные,бюджетные)
14.Характеристика муниципального хозяйства: понятие, специфика, структура, модели и ресурсы.
Мун-е хозяйсво-это основн часть объекта управления МО.
Сущ-т 2 точки зрения на определение Мун хоз-ва: 1.Мун хоз-во-совокуп-ть предприятий и учрежд-й относящ-ся к муницип-й соб-ти.
2.Мун хоз-во- совокуп-ть всех хозяйств ,располож-х на территории МО. к МХ должны относиться те хоз-ва,деят-ть которых направлена на орг-цию интересов населения МО. Само Хоз-во-с это овокуп-ть хозяйств-х субъектов,ограниченных видом собств-ти,определенным характером деятель-ти и территорией,на котор осущ-ся эта деят-ть. Хозяйства(по территориальному приз-ку) бывают:национальные,региональные,местные..По виду собств-ти:государств-е,муницип-е,част-е. Структура Мун хоз-ва: 1.Муницип-е предприятия,деять-ть которых полн-ю подчинена интересам населения МО. 2.Иные предприятия,чья деять-ть частично связ с реализацией общественных интересов населения. Модели мун-х хозяйств.
Выделяют 3 модели МХ:1) коммунальная; 2) коммунально-рентная;3) муниципально-рентная.
оммунальная модель мх
В данной модели осн-я тяжесть затрат на местные нужды несут сами жители МО. Осн-м ресурсом является налоги с населения. Орган МСУ накапливает, собирает ресурсы и расходует их.
Данная модель приемлема для благополуч-х стран Европы, где права орг-в МСУ на ведение хоз-й деят-ти ограничены.
Недостаточность ресурсов восполняется гос-вом. В структуре МХ преобладают предприятия коммунальной отрасли.