Вопрос №74 Бюджеты субъектов РФ.

Бюджеты субъектов РФ — это фонды денежных средств, предназначенных для реализации задач и функций, возлагаемых на органы государственной власти соответствующих субъектов РФ (ст. 15 Бюджетного кодекса РФ).

В Российской Федерации 89 субъектов, что означает существование Ю региональных бюджетов. Региональным бюджетом следует считать консолидированный бюджет, в который входят областной бюджет и бюджеты муниципальных образований.

Областной бюджет— это бюджет региональных органов власти, т.е. бюджет областного правительства. Региональный бюджет по своей структуре зависит от того, чем является регион: республикой, краем, областью или округом. Города Москва и Санкт-Петербург — субъекты Российской Федерации.

Структуру доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации следует рассматривать в увязке с их полномочиями в области бюджетных отношений и распределением доходов и расходов между бюджетом регионального органа власти и местными бюджетами.

Формирование доходной части региональных бюджетов происходит за счет трех групп доходов:

налоговые доходы — федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы;

неналоговые доходы — доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности, суммы штрафов, конфискаций и компенсаций;

безвозмездные перечисления — поступления средств от бюджетов других уровней, поступления от нерезидентов, поступления от организаций.

Начиная с 2000 г. создаются и консолидируются в бюджете целевые бюджетные фонды: территориальный дорожный фонд; территориальный экологический фонд; территориальный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Ст. 86 Бюджетного кодекса предусматривает перечень конкретных расходов, финансируемых исключительно из бюджетов субъектов Федерации:

обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;

обслуживание и погашение государственного долга субъекта

РФ;

проведение референдумов в субъекте РФ;

обеспечение реализации региональных программ;

содержание и развитие учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства;

прочие цели, связанные с реализацией полномочий субъекта РФ.

В расходах консолидированного бюджета области основная доля приходится на содержание социально-бытовой инфраструктуры: жилищно-коммунального хозяйства — около 17 %, образования — 21 %, здравоохранения и физической культуры — почти 14% (табл. 3.3).

Расходы бюджетов региональных органов власти делятся на бюджет текущих расходов и бюджет развития.

Бюджет развития используется для кредитования, инвестирования и предоставления государственных гарантий под инвестиционные проекты.

Местные бюджеты играют важную роль в социально-экономическом развитии, обеспечении финансирования детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.

28 августа 1995 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»

№ 154-ФЗ. Этот закон определил роль местного самоуправления и его экономические и финансовые основы. На основании этого закона появилось понятие «муниципальное образование».

Муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, в которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность и местный бюджет.

Более определенно финансовые аспекты местного самоуправления были установлены Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.97 г. № 126-ФЗ.

Доходы местных бюджетов состоят:

из закрепленных доходов, включающих в себя доходы от сдачи в аренду, штрафы, госпошлины, местные налоги и сборы (земельный налог, налог на имущество других лиц, налог на рекламу, налог на наследство и дарение, местные лицензионные сборы, прочие собственные доходы);

регулирующих доходов, включающих в себя федеральные налоги (акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, лесные подати, плату за пользование водными объектами, экологические платежи, лицензионные сборы, плата за пользование недрами, налог на игорный бизнес, прочие федеральные регулирующие налоги); налоги субъекта РФ (налог на имущество организации, налог с продаж, единый налог на вмененный доход, прочие регулирующие налоги субъекта РФ);

финансовой помощи, включающей в себя дотации, субвенции, средства фонда поддержки муниципальных образований, средства по взаимным расчетам.

Размеры минимальных долей (в %) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные:

с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;

осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам.

С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются-и усложняются экономические функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы. К сожалению, несмотря на передовое законодательство, адекватного упрочения финансового потенциала муниципальных образований пока не происходит. Формирование большого числа местных бюджетов, наделение органов власти местного самоуправления широкой самостоятельностью потребуют решения вопроса о внешнем контроле за ходом бюджетного процесса на этом уровне.

Укрепление доходной базы местных бюджетов и развитие их самостоятельности — длительный процесс. Успешное решение этих проблем не только позволит адаптировать бюджетные отношения в России к условиям рынка, но и усилит влияние бюджета на процессы финансового оздоровления экономики страны.

Наши рекомендации