Взаимодействие бюджетов различных уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты

Бюджетная система страны строится на принятии фискального федерализма, оно включает в себя федер бюджет, федер внебюдж фонды, бюдж субъектов РФ, территориальн бюдж фонды и местн бюдж.

Фискальный федерализм предполагает четкое распределение ф-ции м-ду отдельными звеньями фин системы. В свою очередь местн органы власти из своего бюджета финансируют охрану общественного порядка, школы, больницы. В местные бюджеты своими дох и расх не входят гос фед бюдж. Принципы, на основе котор функционируют федеративные бюдж системы, назыв принципами бюдж федерализма. Распределение дох-ов м-ду звеньями бюдж системы осуществляется посредством закрепления собствен дох-ов и использования регулирующих дох-ов. Собственные дох-ы бюдж-ов - виды доходов, закреплённые на постоян основе полн или частично за соотв-ими бюдж-ми законод-вом РФ. К ним относ налоговые и неналоговые дох-ы, за искл дох от использ имущ-ва, наход в гос или муницип собств-ти, безвозмездные перечисления. Фин помощь не относится к собственным доходам соотв-его бюджета.

Регулирующие доходы бюдж-ов - это фед-ные и рег-ные налоги, а также иные платежи, по кот-ым устанавл нормативы отчислений в бюдж субъектов РФ или местн бюдж на очередной фин год. Изменяя нормативы, гос-во регулирует пропорции доходов бюдж-ов разл уровней, усиливает тенденцию к централизации или децентрализации дох-ов.

Стр-ра консолидированного бюдж РФ изменяется на основе бюдж-ого регулирования - процесса, осуществляемого органами власти вышестоящего уровня с целью выравнивания дох-ов бюд-ов нижестоящего уровня. Из бюдж одного уровня часть ср-в перераспределяется в бюдж другого при недостатке доходного потенциала последнего. К межбюджетным отношениям относится предоставление фин помощи в форме дотации, субвенции, субсидии, предоставления бюджетной ссуды.

Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. В 1994 г основной формой оказания финансовой помощи стала нормативно-долевая дотация (трансферт).

Нормативно-долевая дотаций (трансферт) - это сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из фонда финансовой поддержки регионов или из фонда поддержки муниципальных образований, создаваемых в фед-ом бюдж или в бюдж субъектов Федер или муницип образований в указанных фондах. Нормативно-долевые дотации служат след цели - осуществлению горизонтального выравнивания бюджетных доходов территорий на душу населения и оказания им фин помощи по единым для всех правилам. Для этого создаётся целевой бюдж фонд в определённом размере от суммы налоговых поступлений.

Субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление целевых расходов.

Субсидия - это бюдж средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетная ссуда - это бюдж ср-ва, предоставляемые другому бюджету на возвратной основе, на срок не более 6 месяцев в пределах фин-ого года. Целевые бюджетные ссуды бюджетам субъектов РФ на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным хар-ом затрат либо сезонным хар-ом поступлений дох-ов, могут быть выданы по решению фед-ных исполнительных органов власти.

Взаимные расчёты - метод бюдж-ого регулирования, применяется в ходе исполнения бюдж-ов в случае возникновения незапланированных вопросов межбюджетных отношений. Если в течение бюдж-ого года вышестоящие органы власти принимают какие-л решения, что не было учтено при формировании бюдж-ов на этот год, то такие решения должны быть подкреплены передачей отдельных видов налогов или др платежей или путём предоставления бюджетных компенсаций.

Бюджетные компенсации - это суммы, утверждаемые и передаваемые из бюдж одного уровня в другой для возмещения выпадающих дох-ов или покрытия доп-ных, вызванных решениями органов власти другого уровня.

В 1998 году Правительство РФ одобрило «Концепцию реформирования межбюджетных отношений в РФ», направленную на решение следующих задач:

• разграничение расходных полномочий и отв-сти, а также налоговых полномочий и доходных источников м-ду органами власти и управления разных уровней;

• совершенствование механизмов бюдж-ого выравнивания и распределения фин помощи.

35. Бюджетный процесс.Деятельность гос органов от начала составления проекта бюджета до утверждения отчёта о его исполнении длится около 3,5 лет. Данный период называется бюджетным циклом. Бюджетный процесс в РФ регламентируется Бюдж кодексом РФ, соответствующим з-ном субъекта Федер, правовыми актами органа местного самоуправления.

Бюдж процесс последовательно включ в себя составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов бюджета. Он охватывает утверждение отчёта об исполнении бюдж и контроль за ходом бюдж-ого процесса на всех стадиях. Бюдж процесс находится в компетенции органов законод-ой и исполнительной власти.

Участниками бюдж процесса в РФ выступают:• Президент РФ;• органы законодательной (представительной) власти;• органы исполнительной власти;• органы денежно-кредитного регулирования;• органы государственного и муниципального фин контроля;• государственные внебюджетные фонды;• главные распорядители и распорядителя бюджетных средств;• иные органы, на которые законодательством РФ и субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия.

Контроль за ходом бюдж процесса осуществляется органами законодательной власти (Счётная палата), и исполнительной властью.

Первая стадия бюджетного процесса — составление проекта бюджета. Он составляется на фин год. Составление проекта бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала бюджетного года. В марте Президент РФ направляет Фед Собр Бюдж послание, в кот формируется бюдж политика на предстоящий фин год.

Прав-во РФ вносит в Фед Собр проект бюджета на след год не позднее 15 авг текущ года. Фед Соб до конца текущ года рассматрив и утвержд этот проект. После завершения фин-ого года прав-во представляет в Фед Собр отчёт об исполнении бюдж не позднее 1 июня след года. Фед Собр с участием Счётн палаты рассматрив отчёт и утвержд его в срок до 3 мес.

В проекте бюдж определены в первом варианте объём бюджета, нал-ая и ден-кред политика на предстоящий год, основные источники покрытия бюдж-ого дефицита, распределение дох-ов м-ду звеньями бюджетной системы РФ. Минфин Рос- по поручению Прав-ва РФ организует разработку фед-ого бюджета на планируемый год. Мин эконом развития и торговли организует разработку прогноза соц-эко-ого развития РФ на планируемый год. Разработка и согласование фед-ными органами исполнит власти показателей проекта фед бюджета завершается не позднее 15 июля года, предшествующего очередному фин году. С 15 июля по 15 августа Прав-во РФ рассматривает прогноз соц-эк-ого разв РФ на очередной фин год, проект фед бюдж и проекты бюджетов гос-ных внебюджетных фондов и утверждает проект з-на о фед бюджете для внесения его в Гос Думу. След стадия бюдж процесса - рассмотрение и утверждение бюджета. Не позднее 15 авг текущего года Прав-во РФ вносит проект фед з-а о фед бюджете на очередной фин год на рассмотрение Гос Думы. Одновременно представляется проект законов о бюджетах гос-ных внебюджетных фондов. Названные проекты з-нов представляются также Президенту РФ.

Гос Дума рассматривает проект фед з-на «О фед бюдж на ... год» в 4 чтениях. В рамках 1 чтения утверждается общая сумма дох-ов и расх-ов бюдж, его дефицит и профицит. В случае отклонения в первом чтении проекта фед з-на Гос Дума может передать его в согласительную комиссию, вернуть законопроект Прав-ву РФ на доработку и поставить ? о доверии Прав-ву РФ.

Во втором чтении Гос Дума рассматривает проект фед з-на с утверждением расх-ов по разделам функциональной классификации, а также размера фед-ного фонда фин-ой поддержки субъектов РФ.

В третьем чтении Гос Дума рассматривает след показатели фед бюджета: • распределение расх-ов фед бюджета по разделам функциональной классификации расходов;• распределение ср-в фед фонда фин-ой поддержки по субъектам РФ;• расходы на фед-ные целевые программы;• проект фед-ной адресной инвестиционной программы; •перечень защищённых текущих расх-ов фед бюджета; •бюдж развития РФ.

В четвёртом чтении законопроект голосуется в целом. Принятый Гос Думой Фед з-н «О феде бюдж на ... год» передаётся СовФедер. Права Сов Федер в части з-на о бюдж меньше, чем Гос Думы. Последняя может отклонить поправки Сов Федер.

З-н о бюдж вступает в силу после его подписания Президентом РФ и со дня его официального опубликования в ср-вах массовой информации.

Исполнение бюдж. Оно распадается на два этапа: сбор дох-ов и осуществление дох-ов, доведение казённых денег до юр и физ лиц. Движение бюджетных ср-в регулируется бюджетной росписью. Все виды росписей представляются в органы исполнительной власти и контролирующие организации. Сводная бюджетная роспись представляется в ГосДуму, Сов Фед и Счётную палату для сведения, а для непосредственного исполнения - Фед казначейству.

Составление отчёта об исполнении бюджета - завершающая стадия исполнения бюдж. На уровне Федерации Прав-во представляет ежеквартальный и годовой отчёты об исполнении фед бюджета Фед Собр и Счётной палате. Отчёт об исполнении фед бюджета в обязательном порядке проверяется Счётной палатой Феде Собр в течение 1,5 месяцев после его поступления в Гос Думу. Отчёт об исполнении фед бюджета утверждается Гос Думой. В бюджетном процессе велика роль казначейства - специального прав-ного органа, занимающегося кассовым исполнением гос бюджета. В обязанности казначейства входят след операции: зачисление на счета бюджета поступающих гос доходов и перечисление ср-в с бюджетных счетов в соответствии с планом. Казначейство в Рос входит в состав Минфина. Фед казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в фед бюджет дох-ов, а также с финансированием расх-ов фед бюджета, в Главной книге фед-ного казначейства. Фед казначейство ведет сводный реестр всех получателей ср-в фед бюджета.

Наши рекомендации