Региональные бюджеты субъектов Российской Федерации

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет (региональный бюджет) и бюджет территориального государствен­ного внебюджетного фонда.

Региональные бюджеты представляют собой бюджеты, форми­руемые субъектами Российской Федерации (область, край, республи­ка и т.д.). Особенность данных бюджетов заключается в их двойст­венном положении. С одной стороны, они часть бюджетной системы всего государства и взаимодействуют с федеральным бюджетом, с другой – являются весомой силой относительно муниципальных бюджетов. Именно из региональных бюджетов осуществляется под­держка многих программ, финансируемых муниципалитетами. Это способствует созданию благоприятной социально-экономической среды как на местах, так и в регионе.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год и плановый период, предназначенных для испол­нения расходных обязательств соответствующего субъекта Россий­ской Федерации.

В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение:

- расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государст­венной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и пол­номочий по предметам совместного ведения, финансируемых за счет средств регионального бюджета;

- расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются в соответствии с нормами бюджетного права (ч. 2, раздел 2, гл. 8 БК РФ).

Налоговые доходы. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от региональных налогов (ст. 56, п. 1 БК РФ):

- налога на имущество организаций – по нормативу 100%;

- налога на игорный бизнес – по нормативу 100%;

- транспортного налога – по нормативу 100%.

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачис­лению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сбо­ров, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (ст. 56, п. 2 БК РФ):

- налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Россий­ской Федерации, – по нормативу 100%;

- налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Фе­дерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для за­числения указанного налога в федеральный бюджет и бюдже­ты субъектов Российской Федерации, – по нормативу 80%;

- налога на доходы физических лиц – по нормативу 70%;

- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья – по норма­тиву 50%;

- акцизов на спиртосодержащую продукцию – по нормативу 50%;

- акцизов на автомобильный бензин, включая прямогонный бен­зин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и кар­бюраторных (инжекторных) двигателей – по нормативу 60%;

- акцизов на алкогольную продукцию – по нормативу 100%;

- акцизов на пиво – по нормативу 100%;

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводород­ного сырья (за исключением газа горючего природного) – по нормативу 5%;

- налога на добычу общераспространенных полезных ископае­мых – по нормативу 100%;

- налога на добычу полезных ископаемых (за исключением по­лезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общерас­пространенных полезных ископаемых) – по нормативу 60%;

- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роял­ти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего при­родного) – по нормативу 5%;

- сбора за пользование объектами водных биологических ре­сурсов (исключая внутренние водные объекты) – по норма­тиву 30%;

- сбора за пользование объектами животного мира – по нор­мативу 100%;

- единого налога, взимаемого в связи с применением упрощен­ной системы налогообложения, – по нормативу 90%;

- единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 30%;

- государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) – по нормативу 100%;

- по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;

- за совершение нотариальных действий нотариусами госу­дарственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Фе­дерации и (или) законодательными актами субъектов Рос­сийской Федерации на совершение нотариальных действий;

- за государственную регистрацию межрегиональных, регио­нальных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;

- за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;

- за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущест­венно на территории субъекта Российской Федерации, а так­же за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;

- за действия уполномоченных органов, связанные с лицен­зированием заготовки, переработки и реализации лома цвет­ных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов.

Зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации налого­вых доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% до 25% включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), производимую на территории Рос­сийской Федерации, осуществляется последующим нормативам:

- 20% указанных доходов зачисляется в бюджет субъекта Россий­ской Федерации по месту производства алкогольной продукции;

- 80% указанных доходов распределяется между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам, утверждае­мым федеральным законом о федеральном бюджете.

В бюджеты субъектов Российской Федерации – городов феде­рального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачисле­нию налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежа­щих в соответствии с Бюджетным кодексом РФ зачислению в мест­ные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговые доходы от региональных налогов, установленных ор­ганами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области). Налоговые доходы от региональных налогов, установлен­ных органами государственной власти автономного округа, подле­жат зачислению в бюджет автономного округа.

Если иное не установлено договором между органами государ­ственной власти края (области), в состав которого входит автоном­ный округ, и органами государственной власти соответствующего автономного округа, налоговые доходы от региональных налогов подлежат зачислению в бюджет края (области).

Налоговые доходы от региональных налогов могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном ст. 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Неналоговые доходы. Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со ст. 41, 42 и 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе за счет (ст. 57 БК РФ):

- доходов от использования имущества, находящегося в госу­дарственной собственности субъекта Российской Федерации, за исключением имущества автономных учреждений субъек­тов Российской Федерации, а также имущества государствен­ных унитарных предприятий субъектов Российской Федера­ции, в том числе казенных, – по нормативу 100%;

- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собст­венности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, – по нормативу 100%;

- доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреж­дениями субъектов Российской Федерации;

- части прибыли унитарных предприятий, созданных субъекта­ми Российской Федерации, остающейся после уплаты нало­гов и иных обязательных платежей в бюджет, – в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации;

- платы за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40%;

- платы за использование лесов в части, превышающей мини­мальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собст­венных нужд, – по нормативу 100%;

- декларационного платежа – по нормативу 100%;

- сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкоголь­ной продукции, выдаваемых органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации, – по нормативу 100%;

- доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположе­ны в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков – по нормативу 20%;

- платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, – по нор­мативу 100%;

- разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), по участкам недр, содержащих месторождения природных алма­зов, – по нормативу 100%.

В бюджеты субъектов Российской Федерации – городов феде­рального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению:

- плата за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 80%;

- доходы от передачи в аренду земельных участков, государст­венная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городов федерального значения Мо­сквы и Санкт-Петербурга, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участ­ков – по нормативу 100%, если законодательством соответст­вующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

- доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые располо­жены в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, – по нормативу 100%, если законодатель­ством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

- плата за снятие запрета на реконструкцию, строительство зда­ний, строений, сооружений на земельном участке – по нор­мативу 100%.

Структура доходов бюджетов субъектов Российской Федерации Она зависит, прежде всего, от уровня социально-экономического развития региона. В регионах с высоким, выше среднего и средним уровнем социально-экономического развития доходы бюджетов формируются в основном за счет прямых федеральных налогов, таких, как налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. В регионах с уровнем социально-экономического развития ниже среднего, низким и крайне низким уровнем доходы бюджетов форми­руются в основном за счет средств, перечисленных в порядке межбюд­жетного регулирования (безвозмездные поступления).

Расходы бюджетов субъектов Федерации. Расходы бюджетов формируются таким образом, чтобы обеспечить субъектам Феде­рации выполнение закрепленных за ними полномочий с учетом установленных нормативов минимальной бюджетной обеспечен­ности и нормативов затрат на оказание государственных услуг ре­гионального уровня.

Условия возникновения расходных обязательств субъектов Россий­ской Федерации (ст. 85 БК РФ). Расходы бюджета субъекта Россий­ской Федерации складываются из расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия зако­нов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Фе­дерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглаше­ний) при осуществлении органами государственной власти субъек­тов Российской Федерации полномочий:

- по предметам ведения субъектов Российской Федерации;

- по предметам совместного ведения, осуществляемым органа­ми власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета);

- по предметам совместного ведения в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финан­сируемых за счет средств федерального бюджета и федераль­ных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами;

- заключения от имени субъекта Российской Федерации догово­ров (соглашений) бюджетными учреждениями субъекта Рос­сийской Федерации;

- предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муници­пальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочия­ми субъектов Российской Федерации;

- осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации, возложенных на исполнительные органы государ­ственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти субъекта Россий­ской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федера­ции определяются конституцией (уставом), законами и принимаемы­ми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и осуществляются данными органа­ми самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Полномочия органов государственной власти субъекта Россий­ской Федерации по предметам совместного ведения определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представитель­ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. Фе­дерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ с изменениями от 29 декабря 2004 г.), иными федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями и осуществляются данными органами:

- самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Россий­ской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета);

- могут дополнительно финансироваться за счет средств феде­рального бюджета и федеральных государственных внебюд­жетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, в порядке и случаях, установленных федеральными законами.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Рос­сийской Федерации по предметам совместного ведения, осуществ­ляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из фе­дерального бюджета), относится решение вопросов:

- материально-технического и финансового обеспечения дея­тельности органов государственной власти субъекта Россий­ской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников этих органов и учреждений;

- организационного и материально-технического обеспечения проведения выборов в органы государственной власти субъ­екта Российской Федерации, референдумов субъекта Рос­сийской Федерации;

- формирования и содержания архивных фондов субъекта Российской Федерации;

- формирования и использования резервных фондов субъекта Российской Федерации для финансирования непредвиден­ных расходов;

- предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;

- передачи объектов собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность;

- организации и осуществления межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологи­ческой безопасности;

- создания и обеспечения охраны государственных природных заказников и памятников природы регионального значения;

- поддержки сельскохозяйственного производства (за исклю­чением мероприятий, предусмотренных федеральными це­левыми программами);

- планирования использования земель сельскохозяйственного назначения;

- строительства и содержания автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;

- организации транспортного обслуживания населения авто­мобильным, железнодорожным, внутренним водным, воз­душным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);

- обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального обще­го, основного общего, среднего (полного) общего образова­ния, а также дополнительного образования в общеобразова­тельных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников образовательных учре­ждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммуналь­ных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в со­ответствии с нормативами, установленными законами субъ­екта Российской Федерации;

- предоставления начального и среднего профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень кото­рых утверждается Правительством Российской Федерации);

- охраны и сохранения объектов культурного наследия регио­нального значения;

- организации библиотечного обслуживания населения библио­теками субъекта Российской Федерации;

- создания и поддержки государственных музеев (за исключе­нием федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

- организации и поддержки учреждений культуры и искусст­ва (за исключением федеральных государственных учрежде­ний культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

- поддержки народных художественных промыслов (за ис­ключением организаций народных художественных промы­слов, перечень которых утверждается Правительством Рос­сийской Федерации);

- поддержки региональных и местных национально-культурных автономий, поддержки изучения в образовательных уч­реждениях национальных языков и иных предметов этно­культурной направленности;

- организации оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, нарко­логических, онкологических диспансерах и других специали­зированных медицинских учреждениях (за исключением фе­деральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

- организации обязательного медицинского страхования нера­ботающего населения;

- организации создания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;

- социальной защиты и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнад­зорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных обра­зовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отече­ственной войны 1941–1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возме­щения расходов муниципальных образований в связи с пре­доставлением законами субъектов Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи;

- предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и комму­нальных услуг в соответствии с устанавливаемыми органами государственной власти субъекта Российской Федерации стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг;

- предоставления служебных жилых помещений для государ­ственных гражданских служащих субъекта Российской Фе­дерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;

- материально-технического и финансового обеспечения оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонасе­ленных местностях;

- определения границ нотариальных округов в пределах тер­ритории субъекта Российской Федерации и численности но­тариусов;

- организации и осуществления межмуниципальных инвести­ционных проектов;

- организации и осуществления региональных и межмуници­пальных программ и проектов в области физической культу­ры и спорта;

- организации тушения пожаров (за исключением лесных и особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях);

- заключения внешнеэкономических соглашений субъекта Российской Федерации;

- установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федераль­ным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- привлечения субъектом Российской Федерации заемных средств, а также обслуживания и погашения внутренних и внешних долгов субъекта Российской Федерации;

- наделения городских поселений статусом городского округа;

- определения границ муниципальных образований в уста­новленном порядке;

- выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом;

- учреждения печатного средства массовой информации для обнародования (официального опубликования) правовых ак­тов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации;

- установления административной ответственности за наруше­ние законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов орга­нов местного самоуправления;

- материально-технического обеспечения деятельности миро­вых судей;

- предоставления материальной и иной помощи для погре­бения.

Под межмуниципальными объектами, программами, проектами понимаются объекты, программы, проекты, предназначенные для осуществления полномочий органов государственной власти субъ­екта Российской Федерации на территории двух и более муници­пальных районов, городских округов.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Россий­ской Федерации могут передавать им осуществление части своих пол­номочий, если это не противоречит Конституции Российской Феде­рации, Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октяб­ря 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ с изменениями от 29 декабря 2004 г.).

Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями и осуществляются за счет субвенций из феде­рального бюджета.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, финансируемые за счет субвенций из федерального бюджета, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федераль­ными законами и (или) нормативными правовыми актами Президен­та Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет субвенций из Федерального фонда компенсаций.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации исполняются путем предоставления местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций.

Органы государственной власти субъекта Российской Федера­ции не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции феде­ральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Органы государственной власти субъекта Российской Федера­ции самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Фе­дерации и работников государственных учреждений субъекта Рос­сийской Федерации.

В субъекте Российской Федерации, которому предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работни­ков государственных учреждений субъекта Российской Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соот­ветствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствую­щих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключени­ем дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

В составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации наибольший удельный вес занимают ассигнования на поддержку и раз­витие приоритетных для региона отраслей экономики (промыш­ленности, строительства, сельского хозяйства и рыболовства, транс­порта, связи, жилищно-коммунального хозяйства), а также расходы на образование, культуру и искусство, здравоохранение и другие цели.

Наши рекомендации