Сущность и классификация затрат предприятий
В процессе предпринимательской деятельности предприятие несет определенные затраты. Исходя из экономического содержания их можно классифицировать по группам:
1). Расходы связанные о извлечением прибыли - включают затраты на обслуживание производственного процесса, затраты на реализацию продукции, производство работ, оказание услуг, инвестиции.
2). Расходы не связанные о извлечением прибыли - это расходы потребительского характера, а также на благотворительные и гуманитарные цели. Сюда же включаются поощрительные выплаты работникам, отчисления в негосударственные страховые и пенсионные фонды, на развитие социально-культурной сферы хозяйствующего субъекта.
3). Принудительные затраты включают - налоговые платежи, отчисления в государственные внебюджетные фонды, создание резервов, финансовые санкции.
Основной удельный вес среди расходов связанных с извлечением прибыли занимают затраты на производство и реализацию продукции. Все затраты на производство и реализацию составляют полную себестоимость, что является основой для определения цен, прибыли и налога. Этот вид затрат также классифицируется по определенным признакам:
1.1. - по учетному признаку. Государство устанавливает отдельные принципы и правила по которым налогоплательщики обязаны вести учет затрат на производство и реализацию, регламентирует порядок их начисления и списания, устанавливает источники их покрытия. Детальная классификация представлена сметой затрат на производство и реализацию продукции.
Смета затрат на производство и реализацию продукции
1. Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов) в т.ч.
- сырье и материалы
- покупные полуфабрикаты
- топливо
- энергия
2. Затраты на оплату труда
3. Отчисления на социальные нужды в т.ч. в
Фонд социального страхования РФ
Пенсионный фонд РФ
Фонд обязательного медицинского страхования
4. Амортизация
5. Прочие затраты
6. Итого затрат на производство
7. Затраты списанные на непроизводственные счета
8. Прирост, уменьшение остатков расходов будущих периодов
9. Прирост, уменьшение остатков незавершенного производства
10. Производственная себестоимость товарной продукции
11. Внепроизводственные расходы в т.ч. на
- упаковку
- рекламу
- транспорт
- прочие расходы
12. Полная себестоимость товарной продукции
Затраты формирующие себестоимость продукции учитываются по первым пяти вышеназванным группам.
Материальные затраты - это самая существенная составляющая, которая включает в себя оплату сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива и энергии, расходы на тару и тарные материалы, запасные части, затраты связанные с приобретением МБП, средства переданные сторонним организациям за производственные услуги. Их структура зависит от отраслевой принадлежности. Так в материалоемких отраслях промышленности и строительстве основная нагрузка приходится на закупку сырья, а на транспорте - на приобретение топлива, запчастей. Для возмещения этих затрат необходимо, чтобы произведенная продукция была реализована и выручка поступила на счета предприятия. Факт реализации зависит от учетной политики предприятия (реализация определяется на момент отгрузки и предъявления платежных документов покупателю или на момент оплаты отгруженной продукции), и материальные затраты возмещаются после завершения кругооборота средств и реального исступления денег на счета или в кассу. Основой определения стоимости этих затрат является цена их приобретения без учета косвенных налогов. Цена отражается в счете фактуре и составляет базовую себестоимость материалов. К ней добавляются расходы по перевозке, доставке, хранению и, при необходимости, таможенные пошлины. Понесенные предприятием материальные затраты компенсируются лишь в объеме затраченным на реализованную продукцию. Оставшаяся часть оседает в нереализованной продукции, складских запасах. Не все понесенные затраты в отчетном периоде являются основанием для полного их включения в себестоимость, что имеет важное значение для внутрифирменного планирования и налогообложения прибыли. Данное положение следует из принципа бухгалтерского учета отнесения затрат на себестоимость в том периоде в котором получен доход.
Затраты на оплату труда представляют собой денежные и натуральные (учитываются в денежной форме) выплаты работникам. В эту группу входят вое выплаты которые формируют фонд оплаты труда, кроме того сюда относят материальную помощь, премии из целевых средств, оплату дополнительных отпусков, единовременные пособия и надбавки к пенсиям, компенсационные и другие выплаты из чистой прибыли. Затраты на оплату труда, в отличии от материальных затрат, включается при их фактическом начислении, независимо от того произвело ли предприятие реальные выплаты.
Отнесение отчислений на социальные нужды на себестоимость продукции производится при начислении средств на оплату труда, независимо от фактических выплат.
Амортизация включается в состав себестоимости по установленным нормам к балансовой стоимости основных фондов. Все фонды группируются по срокам эксплуатации, а нормы применяются к стоимости каждой группы. Так как амортизационные отчисления включаются в себестоимость, то это отражается на сумме подлежащих уплате налогов - при прочих равных условиях чем больше размер отчислений, тем меньше налог на прибыль и на имущество.
Прочие затраты - обширная группа с различными по содержанию и способам отнесения на себестоимость затратами: командировочные, представительские расходы, на рекламу, погашение по кредитам. В пределах установленных норм их относят на себестоимость, а сверхнормативные расходы погашаются за счет чистой прибыли. В эту группу также входят отдельные налоги, административные расходы, затраты по созданию ремонтных фондов, амортизационные отчисления по нематериальным активам. Для каждого элемента предусмотрены свои правила описания.
Затраты относимые на непроизводственные счета включают стоимость работ по капитальному строительству, капитальному ремонту, которые выполнялись для своего предприятия, транспортные услуги оказываемые сторонним организациям и непромышленным хозяйствам предприятия, стоимость научно-исследовательских работ выполняемых для сторонних организаций.
Отдельная группа затрат связана с подготовкой следующего периода производства: остатки незавершенного производства, резерв предстоящих расходов и платежей, расходы будущих периодов.
Затраты на производство за минусом затрат списанных на непроизводственные счета, расходов будущих периодов, остатков незавершенного производства формируют производственную себестоимость товарной (выпущенной) продукции.
Очевидно, что затраты классифицированные по учетному признаку влияют на формирование прибыли от реализации и налогооблагаемой прибыли.
1.2. по способу отнесения затрат на единицу выпускаемой продукции различают постоянные (не зависящие от объема выпускаемой продукции) и переменные расходы. Постоянные это административно-управленческие расходы, повременная зарплата, амортизация, хозяйственные расходы, арендная плата. Переменные - сырье, материалы, сдельная заработная плата. Подобная классификация также используется при планировании себестоимости продукции.
1.3. по степени однородности различают элементные и комплексные затраты. Подобное разделение необходимо при планировании себестоимости новых видов продукции.
Планирование затрат на реализуемую продукцию
Для достижения оптимальных финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта важным является, помимо абсолютного значения, и структура затрат. Именно поэтому планированию затрат на предприятии уделяется особое внимание. Планирование осуществляется с помощью уже знакомой нам сметы затрат на производство и реализацию продукции. Совокупность материальных затрат, затрат на оплату труда, отчислений социального характера, амортизации и прочих затрат формируют общий объем затрат на производство продукции. Для определения производственной себестоимости из затрат на производство исключаются затраты относимые на непроизводственные счета. Далее учитываются изменения остатков расходов будущих периодов и незавершенного производства: их прирост уменьшает себестоимость товарной продукции, а уменьшение - увеличивает. Полученная производственная себестоимость увеличивается на внепроизводственные расходы: т.е. расходы связанные со сбытом продукции.
Полная себестоимость продукции подлежащей выпуску отличается от себестоимости реализуемой продукции, на базе которой рассчитывается прибыль:
РП=01+ТП-02
где РП- объем реализуемой продукции в натуральном выражении;
01- остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода;
02- на конец планируемого периода;
ТП- товарная продукция, планируемая к выпуску в предстоящем году.
Зрп=З1+Зтп+32
где Зрп - затраты на реализуемую продукцию по полной плановой себестоимости на предстоящий период;
З1 - факт. производственная себестоимость остатков готовой продукции не реализованных на начало планируемого периода;
З2 - плановая производственная себестоимость остатков готовой продукции, которые не будут реализованы на конец планируемого периода;
Зтп - плановая полная себестоимость товарной продукции планируемой к выпуску в предстоящем периоде, определяемая в смете.
Известны два метода определения расходов и доходов:
1) Метод начислений.
· Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде в котором они имели место, независимо от фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.
· Доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг).
2) Кассовый метод.
· Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.
· Датой получения дохода признается день поступления средств на счета банка или в кассу предприятия.
Если выручка планируется по поступлению денег на расчетный счет (в кассу), остатки нереализованной продукции на начало периода включают: готовую продукцию на складе; товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил; товары отгруженные, но не оплаченные в срок; товары на ответственном хранении у покупателей. При определении полной себестоимости реализуемой продукции эти остатки принимаются в расчет по фактической себестоимости отчетного периода. В составе остатков продукции на конец планового периода рассчитываются, как правило, только первые два вышеназванных элемента, т.к. другие обусловлены нарушением договорной дисциплины и поэтому их планирование недостоверно. При определении остатков нереализованной продукции на конец планового периода исходят из однодневного выпуска продукции по производственной себестоимости и нормы запаса в днях. Например,
32=(3тп:дн)* Н,
где З2 - производственная себестоимость остатков готовой продукции, которые не будут реализованы на конец планируемого периода;
Зтп - производственная себестоимость товарной продукции в предыдущем периоде;
дн - кол-во дней предыдущего периода;
Н - норма запаса в днях.
Норма запаса может быть определена ориентировочно. Например, по готовой продукции на складе учитывается количество дней, в течении которых продукция находится не складе, а именно: подборка готовой продукции + комплектация партии + упаковка продукции + накопление продукции до необходимой партии + выписка расчетных документов. По товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил, норма соответствует сроку документооборота, т.е. времени движения документа.
Если выручка планируется по отгрузке продукции, то затраты определяются только с учетом остатков готовой продукции на складе.
Не менее важное значение помимо планирования выручки имеет работа по формированию производственных запасов. Имея большие запасы предприятие получает широкие возможности для поиска поставщиков, получения скидок, свободу в составлении производственного плана, выполнения больших заказов. Чрезмерные же запасы приводят к омертвлению капитала, к повышению затрат на хранение, риску устаревания. Поэтому важно определить объем запасов, при котором полученная экономия и выгода превышают дополнительные затраты и ущерб от их содержания. В развитых странах для этих целей используется формула Уилсона:
Зо= √2РС:В,
где З- оптимальный размер заказа;
Р- расход запасов;
С- стоимость выполнения заказа;
В- время расхода заказа.
Например, расход запаса 2000ед. за 100дн. Стоимость 100 руб. Оптимальный размер заказа составит: √2*2000*100:100 = 200ед. В нашем примере для своевременного восполнения запаса предприятие должно делать заказ каждые 10 дней (2000:200).
Предприятие, чтобы обеспечить запланированный объем выпуска должно предусмотреть также и дополнительные расходы по созданию страховых запасов, определить их объем и структуру.