Учет основных средств и материалов.
Организация оперативно-технического, статистического и бухгалтерского учета.
В системе единого хозяйственного учета имеют место три взаимосвязанных между собой вида учета: оперативно-технический, статистический и бухгалтерский. Каждый из них выполняет определенные функции и необходим для целей руководства и управления.
1) Оперативно-технический учет – отражает и контролирует отдельно взятые операции процессов производства в момент их совершения (табельный учет явок на работу, сведения о ходе работ и др.). Оперативность – главное достоинство этого вида учета. Его цель – давать систематическую информацию о ходе выполнения плана работ, производительности труда, работе машин и агрегатов, наличии и расходовании сырья, семян, посадочного материала. Оперативно-технический учет дает руководителю предприятия необходимые сведения о том, как работают отдельные структурные подразделения и исполнители, позволяет своевременно выявлять недостатки и сбои в организации труда, принимать меры по их устранению. Этот вид учета наиболее объемный, занимает до 65-80% учетной документации и ведется в натуральных единицах. Этот вид учета ведут бухгалтера, диспетчера, мастера
2) Статистический учет – отражает и контролирует массовые явления процесса производства и выявляет их закономерности. Статистика показывает, выполнение плана по объему производства, работу по ПТ, снижению себестоимости и т.д. статистика пользуется всеми видами учетных измерителей. В объеме учетной документации занимает 10-12%. Сбором и обработкой статистической информации занимается Министерство государственной статистики и анализа.
3) Бухгалтерский учет – систематическое, основанное на строгой документации отображение средств и хозяйственных операций предприятия в денежной форме. Бухгалтерские записи делаются только на основании правильно оформленных документов, подтверждающих каждую операцию. Цель бухгалтерского учета – сформировать полную и достоверную информацию о деятельности предприятия.
Объектами бухгалтерского учета являются: имущество предприятия (О.С., НМА, материально-производственные запасы, финансовые вложения); источники собственных средств (уставный фонд, резервный фонд, прибыль); задолженность со стороны других организаций (Дебиторская задолженность) и собственные обязательства сторонним организациям (кредиты, кредиторская задолженность); хозяйственные операции, вызывающие изменения в составе имущества и обязательств предприятия.
Функции бухгалтерского учета:
ü Информационная – необходима для выработки управленческих решений;
ü Контрольная – состоит в наблюдении за объектами управления и проверки их деятельности с выявлением причин отступлений от поставленных целей;
ü Аналитическая – проведения АХД и финансовой устойчивости предприятия;
ü Охранная – сохранение собственности и предупреждение ее хищения;
ü Обратной связи – выявление резервов предприятия и степени их использования.
На основании данных бух.учета судят об экономическом и финансовом состоянии предприятия. Пользуются денежными измерителями. В системе учетной документации занимает 8%.
Руководство по ведению хозяйственного учета возлагается на директора и главного бухгалтера.
Учет основных средств и материалов.
Производственные фонды - экономическая форма средств производства. Они подразделяются на основные и оборотные.
Оборотные средства - это сырье, материалы, запчасти ГСМ и т.д. Они потребляются в каждом новом цикле и полностью переносят свою стоимость на создаваемую продукцию.
Учет основных фондов должен обеспечить их сохранность, отражение всех операций по движению, начислению амортизации, износа фондов. Учет ведут в инвентарных списках и инвентаризационных описях, с указанием счета, сорта, размера, количества. Итоги по счетам подводятся ежемесячно, а также при смене руководителя.
Основные средства, материалы, топливо передаются по ТТН, по наряду-акту. Расход материалов, сырья или топлива оформляется наряд-актом (расход материалов, топлива), ТТН - при отпуске материалов на сторону, актом на списание и др.
Основным средствам присваиваются инвентарные номера, их передают в подотчет работникам предприятия, которые несут ответственность за хранение этих средств. В конце месяца составляется отчет о движении материальных ценностей, с приложением всех приходно-расходных документов.