Государственные органы управления финансами.
Государственная Дума принимает законы, в том числе и в финансовой сфере (бюджетный, налоговый кодекс закон о федеральном бюджете и т.д.). В Государственной Думе существуют специальные комитеты, рассматривающие финансовые вопросы Государственной Думе подотчетен особый орган государственного финансового контроля - Счетная палата, осуществляющая контроль за формированием и использованием средств федерального бюджета.
Аналогичные институты существуют на региональном и муниципальном уровнях (например, в Омской области – законодательное собрание, Счетная палата).
Совет Федерации - рассматривает и одобряет законы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.
Президент РФ – подписывает, утверждает и обнародует законы.
Правительство РФ проводит единую финансовую денежную политику и исполняет принятые законы.
Особое место в финансовой системе занимают министерства и службы:
Министерство финансов, в подчинении которого находятся Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, а также Федеральное Казначейство.
Министерство экономического развития, в подчинении которого находятся Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом,
Самостоятельные службы
Федеральная служба по финансовому мониторингу,
Федеральная антимонопольная служба.
Особое место в организации государственного управления занимает Центральный Банк, который, с одной стороны, является независимым, а с другой стороны, выполняет роль мегарегулятора финансовых рынков, а также исполнителя (агента государства) по вопросам обслуживания государственного долга.
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации), бюро кредитных историй, оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Минфин осуществляет:
1) составление проекта федерального бюджета;
2) утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
3) представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации
4) сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;
5) управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
6) управление государственным долгом РФ;
7) ведение государственной долговой книги РФ и учет информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих долговых книгах субъектов РФ и муниципальных образований;
8) выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг
9) государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;
10) организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ ;
11) государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов; и др.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию;
осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль
Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития. Министерство экономического развития РФ осуществляет:
мониторинг и анализ социально-экономических процессов, сводных финансовых балансов по РФ, субъектам и регионам РФ, отраслям и секторам экономики, разработку годовых, ежеквартальных и ежемесячных докладов о состоянии экономики;
разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов и регионов РФ, муниципальных образований, отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, прогнозных расчетов общеэкономических показателей системы национальных счетов;
подготовку в установленном порядке заключений по проектам федеральных целевых программ, а при необходимости организацию экспертизы указанных проектов;
Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Основными функциями Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:
1) осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;
2) сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ;
3) проверка в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получение необходимых разъяснений по представленной информации;
4) выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
5) создание единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
ü Банк России (ЦБ РФ) является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Целями деятельности Банка России являются:
ü защита и обеспечение устойчивости рубля;
ü развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
ü обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
ü развитие финансового рынка Российской Федерации;
Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;
3) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
4) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
5) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе; устанавливает правила проведения банковских операций;
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
9) принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;
10) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);
11) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
12) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;
13) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
14) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
15) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;
17) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
18) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
19) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
20) осуществляет официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж в соответствии с законодательством Российской Федерации;
21) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
22) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
23) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
24) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
25) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;
Банк России осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
Специализированные финансовые институты – это юридические лица, которые либо непосредственно участвуют в перераспределении финансовых ресурсов, либо являются частью инфраструктуры финансового рынка, обеспечивающей эффективность и безопасность этого перераспределения. Они, взаимодействуя с хозяйствующими субъектами, населением и между собой способствуют аккумулирования небольших сбережений многих мелких владельцев (инвесторов) и последующему долгосрочному инвестированию аккумулированных средств.
Особо выделяются институты рынка ценных бумаг, которые обеспечивают его функционирование. К ним относятся:
ü биржи и организаторы торговли,
ü брокеры, дилеры;
ü управляющие портфелями ценных бумаг;
ü регистраторы;
ü депозитарии.
Финансовые службы организаций (предприятий)
Финансовая служба как субъект управления может быть организована на предприятии, а может отсутствовать. В этом случае функции финансовой службы перераспределяются между бухгалтерией и экономической службой. Если финансовая служба организована, то она может быть представлена департаментом, отделом, сектором.
Основными направлениями финансовой работы на предприятии являются: финансовое планирование, оперативная работа (текущая) и контрольно-аналитическая работа.
Различают следующие варианты построения финансовой службы:
1. Зарубежный: предприятие возглавляет директор, ему подчиняется финансовый директор. Бухгалтерия функционирует в составе финансовой службы.
2. Российский:
а) эклектический: директору подчиняется и главный бухгаллтер и финансовый директор. Бухгалтерия и финансовая служба выполняют различные функции;
б) главный бухгалтер одновременно является финансовым директором, финансовая служба находится в подчинении бухгалтерии.
ТЕМА 3. Финансовая система (неоклассическая теория финансов - НКТФ)
Финансовая система (financial system) — это совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками.
Финансовая система включает в себя:
ü рынки акций, облигаций и других финансовых инструментов,
ü финансовых посредников (банков, страховых организаций, инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов),
ü фирмы, предлагающие финансовые услуги (профессиональные субъекты финансового рынка),
ü органы, регулирующие деятельность всех этих организаций.