Тема №3 Организация экономического анализа
Аналитическое исследование, его результаты и их использование в управлении должны соответствовать определенным принципам.
Важнейшие принципы экономического анализа:
1) научность – при проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами
2) системность – каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из элементов, определенным способом связанных между собой (например, предприятие и его структурные подразделения) и с внешней средой
3) комплексность – всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной оценки
4) объективность (конкретность, точность) – анализ должен базироваться на достоверной, проверенной информации, а выводы должны обосновываться точными аналитическими расчетами
5) действенность – пригодность результатов анализа для использования в практических целях, для повышения результативности хозяйственной деятельности
6) регулярность – анализ должен проводиться систематически, но не от случая к случаю
7) оперативность – умение быстро и точно проводить анализ и на его основе принимать управленческие решения
8) эффективность – затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения
Аналитическая работа складывается из нескольких этапов, осуществляемых в определенной последовательности:
1) определение объекта, цели и задач анализа, создание плана аналитической работы;
2) определение источников информации, подбор и проверка необходимой экономической информации;
3) выбор системы показателей, выбор методики анализа;
4) применение конкретной методики анализа, выполнение расчетов (аналитическая обработка, сравнение показателей, выявление факторов обусловивших результативные показатели, выявление резервов повышения эффективности деятельности);
5) обобщение результатов анализа и их экономическая интерпретация;
6) оформление результатов анализа;
7) формирование управленческих решений, направленных на мобилизацию внутренних резервов, ликвидацию выявленных недостатков и предотвращение их в дальнейшем.
Наиболее ответственным этапом работы аналитика является аналитическая обработка данных. Результаты аналитического исследования оформляются в виде аналитических таблиц, графиков и аналитического отчета. Который должен включать:
- общие данные об анализируемой организации;
- значения аналитических показателей;
- данные о влиянии количественных и качественных факторов;
- оценки и выводы на основании полученных результатов, прогнозные модели.
Организационные формы экономического анализа на предприятии определяются его размерами, отраслевой принадлежностью, организационно-правовой формой управления. Организацию и координацию экономического анализа на предприятии осуществляет, как правило, финансовый директор (заместитель директора по экономическим вопросам) или главный бухгалтер в зависимости от принятой структуры управления.
В крупных организациях – специализированные подразделения, занимающиеся экономическим анализом. В средних и малых организациях аналитическую работу возглавляет начальник планового отдела или главный бухгалтер.
Экономический анализ входит в обязанности работников не только экономических, но и технических служб.
Отдел экономического анализа (или планово-экономический отдел) занимается: составлением бюджетов и контролем за их выполнением; методическим обеспечением анализа всех подразделений организации, её филиалов и представительств; организует и обобщает результаты работы; разрабатывает мероприятия по итогам анализа.
Бухгалтерия анализирует выполнение сметы затрат на производство; себестоимость продукции; выполнение плана по прибыли и ее использование; финансовое состояние и платежеспособность организации.
Отдел труда и заработной платы анализирует уровень организации труда и заработной платы; обеспеченность трудовыми ресурсами по профессиям и квалификации; уровень производительности труда; использование фонда рабочего времени и фонда заработной платы.
Производственный отдел анализирует выполнение плана выпуска продукции (работ, услуг) по объему и ассортименту; ритмичность работы; качество работы; расходование материальных ресурсов, длительность технологического цикла.
Отдел технического контроля анализирует качество сырья и продукции; брак и потери от брака; рекламации заказчиков и покупателей; меры по сокращению брака, повышению качества продукции.
Отдел снабжения контролирует своевременность и качество материально-технического обеспечения производства; выполнение плана поставок по объему, ассортименту, срокам, качеству; состояние и сохранность складских запасов; транспортно-заготовительные расходы.
Отдел маркетинга и продаж изучает возможности продвижения продукции на рынок; выполнение договорных обязательств и планов поставок продукции, сдачи работ, оказания услуг заказчикам по объему, качеству, срокам; состояние складских запасов.
Литература:
Герасимова, В. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия: учебное пособие [Текст] / В. Д. Герасимова. – М. : КНОРУС, 2011. – 360 с.
Завьялова, З. М. Теория экономического анализа. Курс лекций. [Текст] / З. М. Завьялова. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 192 с.
Казакова, Н. А. Экономический анализ: учебник [Текст] / Н. А. Казакова. – М. : ИНФРА-М,2012. – 343 с.
Экономический анализ: учебник для бакалавров [Текст] / под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. – М. : Издательство Юрайт, 2013. – 548 с.