Задачи бухгалтерского учета
· Формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении
· Обеспечение контроля за финансовым состоянием предприятия
· Предотвращениенегативных явлений в хозяйственной деятельности
· Выявлениерезервов и обеспечение финансовой устойчивости предприятия
Многим субъектам рынка необходима информация о деятельности организации. Такие субъекты (физические лица и организации) называются пользователями информации.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета
Начиная с 1990 года, под руководством Министерства финансов Российской Федерации осуществляется работа по созданию и становлению системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.
Одним из основных факторов, влияющих на эффективность будущего стабильного функционирования этой системы, является организация бухгалтерского учета в России в соответствии с международными принципами и правилами (международными бухгалтерскими стандартами). В силу ряда причин национальные учетные системы различных стран функционируют по-разному, так как бухгалтерский учет формируется и создается под влиянием различных факторов (социально-политических, социально-экономических, международных).
Но, поскольку бухгалтерский учет выступает универсальным языком международного общения, необходимо, чтобы этот язык был понят бизнесменами любой страны. Именно поэтому Россия регулирует свои нормативные документы в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета.
По существующему законодательству нормативное регулирования бухгалтерского учета в России осуществляет Правительство РФ, а точнее – Министерство финансов Российской Федерации, которому постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. (с изменениями от 18.06.2014) № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» делегирована эта функция. Минфин разрабатывает и утверждает нормативные документы по методике и организации бухгалтерского учета и отчетности, обязательные для всех субъектов предпринимательской деятельности в России.
В настоящее время постепенно формируется отечественная система бухгалтерского учета и финансовой отчетности, которая полностью удовлетворяла бы требованиям международных стандартов. Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 г. № 283, ведется работа по преобразованию всего комплекса нормативного регулирования бухгалтерского учета. Основными задачами реформы, согласно данному Постановлению, являются:
ü сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающую полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
ü обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне.
Согласно закону «О бухгалтерском учете» Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
На текущий момент нормативное регулирование бухгалтерского учета определяется на четырех уровнях.
Первый уровень – законодательный, включает, прежде всего, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 г., другие федеральные законом («О валютном регулировании и валютном контроле», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О таможенном тарифе» и т.д.), все кодексы (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ и т.д.).
Второй уровень – система национальных бухгалтерских стандартов, включает положения (стандарты) о бухгалтерском учете, устанавливающие общие правила и способы ведения бухгалтерского учета по отдельным темам и направлениям.
Третий уровень – методический, включает нормативные акты и методические указания (инструкции, письма, рекомендации) по вопросам бухгалтерского учета, разрабатываемые как Министерством финансов Российской Федерации, так и другими органами Центральным банком России, Министерством по налогам и сборам Российской Федерации, Федеральной комиссией по ценным бумагам и т.д.). Такие документы разрабатываются, как правило, в развитие документов более высокого уровня и не должны им противоречить. Примерами документов третьего уровня являются:
• План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина РФ № 94н от 31 октября 2000 года и инструкция по его применению. Существуют также другие планы счетов (для кредитных организаций, для бюджетных учреждений и т.д.).
• Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н (в редакции от 24.12.2010),
• Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н (в редакции от 24.12.2010),
• Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49, и др.
Четвертый уровень – внутренний, включает рабочие документы, формирующие учетную политику организации (положение по учетной политике организации, рабочий план счетов бухгалтерского учета, график документооборота, форматы внутренних отчетов и т.д.). Разработка нормативных актов 4-го уровня входит в компетенцию руководства организации.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» дает следующее определение учетной политики.